Резкость и нерезкость.

Как бороться с автофокусом медлительных зеркалок и цифрокомпактов.

Недорогие зеркалки и цифрокомпакты очень неторопливы. Я сталкивался с этим несколько раз в своей профессиональной работе. Был у меня полугодовой опыт съемки любительской моделью Nikon D 70. Всем был хорош этот аппарат в тот момент, когда его выкинули на рынок, одного я не мог ему простить – оскорбительной для репортера неторопливости: включение примерно секунда, а то и две, задержка срабатывания затвора после спуска примерно полсекунды. По меркам обычной жизни, полсекунды – это только полсекунды. Но представьте, что вы снимаете ребенка, который катится по горке на санках прямо на вас. За полсекунды санки проедут метра полтора-два. Понятно, что обладая камерой, которая сработает только тогда, когда объект покинет зону фокуса, я вынужден был придумывать способы съемки подобных динамичных сюжетов или пользоваться давно уже наработанным опытом старших товарищей.

В те времена не было автофокуса, и даже экспонометров в камерах не было, но фотографы уже были, и в таких ситуациях поступали следующим образом: настраивали камеру, то есть замеряли свет подручными средствами, рассчитывали экспозицию, наводили на резкость то место, где ожидалось появление объекта съемки, зажимали диафрагму и замирали в полной готовности нажать на спуск. Должен заметить, что этот способ давал неплохие результаты, даже при съемке с проводкой. Особенно хорош этот прием в тех случаях, когда действие повторяется несколько раз подряд. Циклично повторяющихся явлений вокруг много: соревнования гимнастов, прыжки с трамплина, мотогонки, батут, мотокросс. Повсюду можно обнаружить массу сюжетов, которые легко снимаются таким методом.

Иногда полезно быть дилетантом. Любому фотографу-специалисту по съемке конных видов спорта идея снять лошадь, прыгающую через барьер прямо из-под копыт, показалась бы ересью: лошади пугливы и могут не пойти на препятствие, если возле него есть что-то непривычное. Но я на конкуре был впервые, и мне очень хотелось снять соревнования именно с низкой точки. Это дает возможность подчеркнуть высоту прыжка, спроецировав лошадь на нейтрально ровный фон неба. Снимать с уровня человеческого роста или с трибун очень трудно – фон становится чрезмерно активным. Чтобы оторвать спортсменов от пестрящих ярких кресел, нужно было бы использовать сверхсветосильные телеобъективы, но у меня таких нет. Часть барьеров находилась всего в метре от ограждения, за которым могли стоять зрители. Я лег на живот, протиснулся под заборчик и приготовился снимать, но бдительный охранник пресек вопиющее нарушение порядка. Это был вежливый человек, он объяснил мне, почему нельзя лежать под забором.

Но я все равно не мог отказаться от своей затеи, иного способа решить фотографическую задачу у меня не было. Зато у меня был длинный шестиметровый спусковой тросик и крошечный штатив Беседина – шаровая головка на трех коротеньких ножках. Во время перерыва я пристроил закрепленную на этом штативе камеру в полуметре от забора, выстроил кадр, навел резкость и выключил всю автоматику. Теперь любая лошадь, прыгающая через барьер, неизбежно попадала в зону ГРИПа. Мне нужно было только вовремя нажимать на спусковую кнопку удлинительного тросика. Использовать автоматическую наводку на резкость я не мог. Камера не знала, что именно является главным в кадре, да и скорость работы автофокуса не гарантировала получения резких кадров. После перерыва я стоял возле заборчика с невинным выражением на лице. Ни охранник, ни лошади, ни всадники ничего не заметили. А я за каких-нибудь полчаса получил несколько хороших дублей, которые можно было, не стыдясь, показать заказчику (см. фото 49).

Резкость и нерезкость

Фото 49. «Конкур».

Камера Fujifilm FinePix S2 Pro.

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/2000 сек.

Диафрагма 4,8.

Фокусное расстояние 55 мм пленочного стандарта.

Должен признаться, что, открыв впервые кадры этой съемки на экране компьютера, я сделал для себя шокирующее открытие (см. фото 50). Голуби, оказывается, действительно произошли от динозавров! Их хищные физиономии не сулят ничего хорошего.

Резкость и нерезкость

Фото 50. «Птероголуби» из серии «Птицы в большом городе».

Камера Sony DSC F828.

Зум встроенный.

Чувствительность 100 ISO.

Выдержка 1/200 сек.

Диафрагма 4,5.

Экспокоррекция +0,7 EV.

Фокусное расстояние 28 мм пленочного стандарта.

И примерным поведением, с точки зрения фотографа, они тоже не отличаются. Я к ним – всей душой. На парапете видовой площадки Трокадеро с видом на Эйфелеву башню накрыл роскошную полянку, не пожалел печенья, выключил автофокус, зажал диафрагму (открытая дырка у объектива была 2), отошел на приличное расстояние. Однако пугливые модели после третьего срабатывания затвора струсили и больше к моему печенью слетаться не захотели. Впрочем, тех кадров, что удалось снять благодаря отключению несовершенного автофокуса, оказалось вполне достаточно. Просьюмерки с маленькой матрицей обладают большой глубиной резкости. В данном случае я использовал это для того, чтобы все голуби в кадре и фон были максимально резкими.

Практический вывод.

Если ваша камера тормозит или откровенно глючит, отключите автоматику и переходите в мануальный режим.