Резкость и нерезкость.

Куда наводить?

Когда понятно, как получить резкую картинку, неплохо подумать и о том, что именно должно быть резким в кадре. Иначе говоря, куда наводить крестообразный датчик автофокуса, если он есть, или на что наводить резкость руками, если автофокуса нет или он отказывается работать.

Недавно я столкнулся с такой проблемой во время съемки аттракциона в детском парке. В пластиковый пузырь запускают человека и предлагают ему прогуляться по воде. Во время этой прогулки никому не удается устоять на ногах, рано или поздно все падают. Забавно наблюдать за этим со стороны, но находиться внутри, видимо, еще забавнее. Мне даже самому захотелось подвергнуть себя испытанию на устойчивость. Во время съемки я не сразу сообразил, как снимать этот сюжет. Простая фиксация сооружения – бассейна с надувными пластиковыми бортиками и плавающим по воде шаром – хорошего снимка не дала. В кадр попадало много объектов ярко освещенного фона, в то время как аттракцион находился в тени деревьев. Пришлось ограничить пространство, включаемое в кадр, и задуматься: куда же теперь наводить резкость. В кадре два предмета: оболочка шара и спрятанный в нее человек. Если снимать человека, резкость нужно наводить на него, при этом нерезкой получится оболочка шара, но и человек все равно получится нерезким, поскольку пластик оболочки, закрывающий его, служит смягчающим изображение фильтром. Возникающую при этом нерезкость можно переквалифицировать в мягкость рисунка и считать оправданной. Я навел резкость не на поверхность пленки, а на глаза мальчика, замершего в ожидании, когда шар наполнят воздухом. В этот момент он был мне гораздо интереснее, чем игра света на поверхности пленки (см. фото 51).

Резкость и нерезкость

Фото 51. «Философ».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 14—24/2,8 D G ED IF N.

Чувствительность ISO 640.

Выдержка 1/3200 сек.

Диафрагма 2,8.

Экспокоррекция – 0,67 EV.

Фокусное расстояние 19 мм.

Совсем иначе решалась задача в тот момент, когда шар уже накачали воздухом и пустили в плавание. Мне очень понравилась фактура воды на оболочке шара и сочетание цветных пятен фона при контровом освещении. Мальчик в этом кадре уже не играл главной роли. Именно поэтому он и оказался в зоне нерезкости. Забавно, что оболочка шара и тут работает как софт-фильтр, размывая фон до почти полного растворения. Не будь этого, вода на поверхности шара не смотрелась бы так красиво. Резкость наводилась по поверхности шара, так, чтобы были хорошо видны струйки воды на просвет (см. фото 52).

Резкость и нерезкость

Фото 52. «По водам аки по суху».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 14—24/2,8 D G ED IF N.

Чувствительность ISO 640.

Выдержка 1/2000 сек.

Диафрагма 3,5.

Экспокоррекция – 0,67 EV.

Фокусное расстояние 30 мм.

Забавная нерезкость возникает при съемке витринных отражающих стекол или отражений в лужах. Каждый раз, когда луч света пробивается сквозь прозрачную среду, будь то пленка, стекло или вода, он меняет направление. В обычном зеркале, например, свет преломляется, пронизывая наружную поверхность. Возникают два отражения, смещенные относительно друг друга. Чем толще стекло, тем сильнее виден второй контур, и тем сильнее он размывает резкость главного отражения. Представьте, как много отражений может возникнуть в пачке стекла, прислоненной к стенке. Именно с таким автопортретом столкнулся я нос к носу в одном из музеев. Я даже слегка оторопел, увидев перед собой этот расплывающийся, как клякса на промокашке, силуэт. Он показался мне необычайно живописным и динамичным, но при попытке навести резкость на стопку стекла с помощью автофокуса получил полный отлуп – автоматика забастовала. Она не могла понять, какой именно силуэт считать главным. Пришлось перейти на ручную фокусировку и сосредоточить внимание на самом контрастном отражении себя любимого. Фотография выглядит резкой, прежде всего, потому, что глаз мгновенно находит резкую черную линию в центре снимка. Все остальные слегка акварельные линии становятся украшением и ритмическим повторением главной (см. фото 53).

Резкость и нерезкость

Фото 53. «Автопортрет-привидение».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 D G ED IF.

Чувствительность ISO 4000.

Выдержка 1/13 сек.

Диафрагма 2,8.

Фокусное расстояние 26 мм.