Резкость и нерезкость.

Резкость и нерезкость – что с ними делать.

Когда получение резкой и нерезкой картинок – не проблема, самое время задуматься о том, зачем нам эти богатства. Вопрос не так прост, как может показаться.

Представьте, Пятнице, приятелю Робинзона Крузо, удалось найти кувшин с золотыми монетами. Кувшину он бы точно порадовался, а монеты, скорее всего, выкинул – в его мире эти кругляшки бесполезны. Увидеть в золоте законсервированный труд других людей можно, только переместившись в другую реальность. Что-то похожее происходит и с нерезкостью.

Мы рождаемся в резком мире. Мозг заботливо ограждает нас от нерезкости, фокусирует зрачок на главном в каждый момент жизни. Любой, самый навороченный современный фотоаппарат – аналог человеческого глаза, только не умеющий вычленять в окружающем мире нечто определенное. Назовем это нечто «главным в кадре» или «смысловым центром кадра». Фотограф, нажимая на спусковую кнопку, останавливает мгновение жизни, вырывает его из бесконечной последовательности мгновений. При этом происходит волшебное превращение трехмерной картины мира в плоскую фотокарточку, лишенную подлинных объемов и движения. На плоскости снимка все условно. Фотография выработала свой язык символов, позволяющий на плоском листе бумаги передать глубину пространства, объемы предметов, тепло и холод различных материалов. Только принимая и понимая этот символический язык, зритель может прочитать послание фотографа, испытать то, что чувствовал тот, нажимая на спуск.

Резкость – один из главных инструментов выразительности снимка. Репортажные и жанровые фотографии спустя много лет после съемки могут восприниматься новыми поколениями зрителей совсем не так, как современниками. Нерезкие детали фона могут вызвать раздражение, поскольку не позволят рассмотреть, например, фасон платья или форму чайника. Не у всех современников фотографа возникают такого рода проблемы. И потому есть ситуации, когда для успеха достаточно просто не потерять мелкие детали и правильно расположить основные пятна на плоскости кадра.

Однажды зимним морозным утром я ехал по кольцевой дороге. В районе Капотни машины нырнули в сплошную пелену тумана, вызванного испарением теплой воды, сливаемой в Москву-реку Нефтеперерабатывающим заводом. Вынырнув из тумана, я увидел сказочную картину – все окрестные деревья искрились на солнце инеем. Пришлось побегать в поисках правильного света – солнце должно было светить не из-за спины, а слегка сбоку, чтобы каждая веточка отбрасывала тень. Без этого пейзаж потерял бы почти вещественную осязаемость. Больше ничего не пришлось выдумывать. Построил кадр и подождал, пока в него войдет спешащая на работу девушка. Прелесть этого пейзажа заключается в тщательной прорисовке мелких деталей. Любая нерезкость убила бы картинку, поэтому я основательно диафрагмировал объектив и снимал со штатива, стараясь избежать малейшей шевеленки. Большое значение для такого рода сюжетов имеет разрешающая способность системы «камера – объектив» и качество оптики (см. фото 54).

Резкость и нерезкость

Фото 54. «Утром на работу».

Камера Nikon D2х.

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF.

Чувствительность ISO 100.

Выдержка 1/100 сек.

Диафрагма 13.

Экспокоррекция +0,33 EV.

Фокусное расстояние 70 мм пленочного стандарта.

Резкость пейзажной фотографии должна позволять любоваться самыми мелкими деталями: рассматривать крону дерева, считать листики, видеть их оборотную сторону, отливающую синевой, красоту структуры песка речного дна, различать нежнейшие переливы цвета в неровностях песчаника на берегу моря. Фото 55 было сделано на берегу Эгейского моря. Берега сложены из особого песчаника, характерного именно для этих мест (геолог, взглянув на этот снимок, сразу же определил место съемки). Камни тут мягкие и слоистые, море разрушает их весьма причудливо. Рассматривать образовавшиеся фактуры для меня – истинное удовольствие, а передать эту красоту с мельчайшими подробностями помогает среднеформатная камера.

Резкость и нерезкость

Фото 55. «Берег турецкий».

Камера Mamiya 645 AFD III.

Матрица Leaf Aptus-II 6.

Объектив Mamiya Sekor 35/3,5.

Чувствительность 50 ISO.

Выдержка 1/50 сек.

Диафрагма 8.

Экспокоррекция —1,00 EV.