Резкость и нерезкость.

Глубина пространства.

В условном фотографическом языке зона нерезкости чаще всего указывает на лиричность сюжета или на глубину пространства: размытые детали заднего плана воспринимаются как прямое указание на расстояние между предметами переднего плана и нерезкими пятнами заднего. Например, портретный объектив с почти полностью открытой диафрагмой имеет очень маленькую глубину резкости. От резких глаз подростка на переднем плане до портрета Сальвадора Дали – около метра, однако нерезкость фона не оставляет сомнения – он далеко (см. фото 56).

Резкость и нерезкость

Фото 56. «Двойной портрет».

Камера Nikon D3s.

Объектив AF Nikkor 85/1,4 D.

Чувствительность ISO 2500.

Выдержка 1/800 сек.

Диафрагма 2,0.

У фотографии есть и другие способы преодоления двухмерности. Можно сделать это, например, с помощью перспективы. Сходящиеся на горизонте линии перспективных сходов – типичный пример. На фото 57 тени решетки Патриаршего моста – основа этого городского пейзажа. Они образуют линии перспективных сходов, стремящихся сойтись в точку у памятника Петру Первому. Именно эти тени позволяют представить, как далеко вглубь простирается пространство, вошедшее в кадр.

Резкость и нерезкость

Фото 57. «Стрелка».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 D G ED IF.

Чувствительность ISO 200.

Выдержка 1/1250 сек.

Диафрагма 6,3.

Экспокоррекция – 0,33 EV.

Фокусное расстояние 29 мм.