Резкость и нерезкость.

Резкое на нерезком.

Очень часто для выделения главного в кадре используется нерезкость сильно расфокусированного фона, которая превращает его в лишенное каких-либо деталей поле или в сочетание расплывчатых пятен. На таком фоне любой предмет не потеряется, глаз зрителя остановится именно там, где надо. В сущности это самый простой композиционный прием, но и самый используемый, его можно определить как «резкое на нерезком». На фото 58 паучок законсервировал муху на крылечке моей дачи. Мне оставалось только побрызгать паутину водяной пылью из пульверизатора и снять макрообъективом.

Резкость и нерезкость

Фото 58. «Утро туманное».

Камера Fujifilm FinePix S2 Pro.

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF.

Чувствительность 100 АСА.

Выдержка 1/90 сек.

Диафрагма 5,6.

Экспокоррекция – 0,5 EV.

Фокусное расстояние 85 мм пленочного стандарта.

Прием один, но способов получения резкого на нерезком – много. Все они основаны на использовании в каждом конкретном случае объектива с нужным фотографу фокусным расстоянием и на точном регулировании глубины резкости. Объективы могут иметь разный угол обзора:

– нормальные видят мир примерно так, как глаз человека;

– широкоугольные имеют угол обзора значительно шире – до 180 градусов по диагонали кадра;

– телеобъективы сужают угол обзора в сравнении с нормальными, есть объективы с углом зрения один градус;

– макрообъективы – семейство объективов с разным фокусным расстоянием, специально предназначенных для съемки мелких предметов. В названии таких объективов обычно есть слова macro или mikro. При съемке макросюжетов глубина резкости любого объектива становится очень маленькой, а фон, выпавший из зоны глубины резкости, размывается до предела. Копию знаменитого бриллианта «Кохинор» снимал именно таким объективом. В режиме макросъемки он дает наибольшую глубину резкости. Но даже это не помешало ему в пыль и дым размыть все, что находится даже в сантиметре от самого бриллианта (см. фото 59).

Резкость и нерезкость

Фото 59. «Копия „Кохинора“».

Камера Nikon D3s.

Объектив AF Mikro-Nikkor 105/2,8.

Чувствительность ISO 200.

Выдержка 1/13 сек.

Диафрагма 11.

Снимать сверхширокоугольниками в макрорежиме стали совсем недавно – вместе с появлением цифрокомпактов, которые снабжаются объективами, позволяющими снимать с очень маленьких расстояний, сохраняя большую глубину резкости. Ни одной зеркалкой ничего подобного сделать нельзя. Есть даже такие, с помощью которых можно резко снять муравья, бегающего по передней линзе объектива.

Этот не совсем привычный автопортрет (см. фото 60) был снят по заказу журнала «Мерседес» для репортажа о клубе владельцев ретроавтомобилей. Чтобы соединить в одном кадре портрет владельца и спидометр его любимого коня, я дал ему в руки малюсенький Nikon 5000 с широкоугольной насадкой, попросив держать камеру так, чтобы резкость была наведена на шкалу спидометра. Почти полностью зажатая диафрагма позволила сохранить лицо в зоне вполне достаточной резкости.

Резкость и нерезкость

Фото 60. «Автопортрет владельца „мерседеса“».

Камера Nikon Coolpix 5000.

Зум встроенный.

Широкоугольная насадка 19 мм.

Чувствительность 100 АСА.

Выдержка 1/30 сек.

Диафрагма 5,6.

Телеобъективы обладают меньшей глубиной резкости, чем нормальные и широкоугольные, но они позволяют снимать с открытой диафрагмой, получая эффектное размытие фона только при близком расстоянии от сюжетно важного элемента кадра. Причем не только телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием, но и зумы при съемке с близкого расстояния моют фон чрезвычайно эффективно (см. фото 61).

Резкость и нерезкость

Фото 61. «В гримерке».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 70—200/2,8 D G ED IF VR.

Чувствительность ISO 2000.

Выдержка 1/160 сек.

Диафрагма 3,2.

Экспокоррекция – 0,33 EV.

Фокусное расстояние 180 мм.

Телеобъективы обладают еще одной, присущей только им, особенностью: они умеют заметно сближать передний и задний планы при съемке с большого расстояния и с умеренно закрытой диафрагмой. Если съемка производится на расстояниях, близких к гиперфокальным, разница между резким главным объектом и размытым фоном становится несущественной. Все предметы, составляющие фон, остаются легко узнаваемыми, при этом можно создать иллюзию наползания фона на сюжетно важную часть кадра. Плавучий ресторанчик я снимал с другого берега Сены. Даже портретный телеобъектив заметно сжал пространство в этом кадре. Передний план словно наползает на сросшиеся стены моста и домов, которые на самом деле находятся довольно далеко друг от друга (см. фото 62).

Резкость и нерезкость

Фото 62. «Дождь в Париже».

Камера Sony DSC F828.

Зум встроенный.

Чувствительность ISO 64.

Выдержка 1/25 сек.

Диафрагма 2,5.

Экспокоррекция – 0,7 EV.

Фокусное расстояние 70 мм пленочного стандарта.

Съемка резкого на нерезком часто используется для усиления эмоционального воздействия фотографии. Портреты мужчин, например, намеренно офактуриваются. Следы жизни в виде морщин, складок кожи, бровей домиком и т. п. становятся предметом любования. В гостиничном номере ранним утром солнце светило прямо в окно, при этом свет был направлен строго вдоль плоскости зеркала и для меня был боковым. Такой свет очень хорошо выявляет фактуры. Именно это мне и понравилось. Нерезкий фон только подчеркнул резкость портрета (см. фото 63).

Резкость и нерезкость

Фото 63. «Автопортрет».

Камера Nikon D7000.

Объектив AF-S Nikkor 35/1,4 D G N.

Чувствительность ISO 125.

Выдержка 1/60 сек.

Диафрагма 5,6.

Экспокоррекция – 0,67 EV.

Фокусное расстояние 52 мм пленочного стандарта.

Снимая женщин, фотографы используют нерезкость как символ нежности, воздушности, романтичности. В доцифровую эпоху для получения такой размытости на объектив надевались различные софт-фильтры: специальные фабричные фильтры или их заменители (капроновые чулки, смазанные вазелином стеклянные пластинки, свилеватые стекла). С появлением цифровой фотографии к этому арсеналу прибавилась цифровая нерезкость, которая легко уживается с резкостью важных для восприятия картинки деталей. Приемов, которыми пользуются фотографы для приукрашивания и без того красивых женщин, великое множество. Исходный файл фото 64 был вполне резким. Мягкая размытость – результат цифровой ретуши. Я создал дубль-слой и расфокусировал его с помощью фильтра gaussiam blur. Затем сделал его полупрозрачным и протер по маске насквозь, сохранив в некоторых местах исходную резкость. Свет из окна. Тени смягчались лайт-диском.

Резкость и нерезкость

Фото 64. «Плод зевающий» из серии «Плоды любви».

Камера Fujifilm FinePix S2 Pro.

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF.

Чувствительность ISO 100.

Выдержка 1/20 сек.

Диафрагма 5,6.

Фокусное расстояние 82 мм пленочного стандарта.