Резкость и нерезкость.

Объективы и резкость.

Поначалу глаз, привыкший к пленочным картинкам, воспринимал цифровые враждебно. Сейчас некоторые фотографы и специалисты по предпечатной подготовке в журналах, кто интуитивно, а кто и осознанно, стремятся модифицировать цифровые картинки, вернуть их в лоно привычной пленочной эстетики средствами фотошопа. Другие приняли новую резкость на ура и пользуются цифровыми технологиями, наслаждаясь практически безграничной властью над изображением. Их жизнь превратилась в увлекательную борьбу то за резкость, то за нерезкость. Однако прежде чем бороться с резкостью, логично было бы научиться получать ее при желании гарантированно.

Как ни банальна эта мысль, борьба за резкость начинается с выбора аппаратуры. Прежде чем купить объектив или камеру со встроенной оптикой, необходимо, не вдаваясь в подробности, усвоить некоторые закономерности:

– светосильные объективы со светосилой от 1,4 до 2,8 и фиксированным фокусным расстоянием (фиксы) рисуют лучше, чем не светосильные;

– объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы) – менее резкие, чем светосильные фиксы. Они к тому же часто размывают изображение по краям кадра, по-разному работают на концах линейки фокусных расстояний. К примеру, зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 G ED IF грешит нестабильностью рисунка от экземпляра к экземпляру. Он может плохо рисовать мелкие детали при открытой диафрагме на широком конце 17 мм и в то же время демонстрировать отличную резкость на фокусе 50 мм. Другой экземпляр этого же объектива может прилично работать на всех отрезках фокусных расстояний (см. фото 12). Не думайте, что это относится только к объективам названной фирмы. К сожалению, этим грешат сегодня практически все производители.

Универсальных объективов не бывает. Все они обладают набором свойств, присущих именно своему классу:

Нормальные – объективы с углом зрения от 60 до 40 градусов;

Широкоугольники – объективы с углом зрения от 180 до 60 градусов, имеют большую глубину резкости, чем нормальные;

Портретники и телевики – объективы с углом зрения от 80 и до 1 градуса, всегда имеют меньшую глубину резкости, чем нормальные и широкоугольные;

Мягкорисующие – объективы, с помощью которых можно получить изображение с пониженным контрастом и резкостью. Делается это с помощью увеличения сферической аберрации (погрешности оптической системы), при которой вокруг любой точки изображения возникает ореол, из-за которого снижается резкость изображения и микроконтрастность. Таковы дорогие портретные объективы с индексом soft и со светосилой от 1,4 до 2,8;

Макрообъективыспециально сделаны для съемки маленьких предметов с большим увеличением, поскольку оправы обычных объективов не позволяют наводить резкость на объекты, расположенные совсем близко к камере. Снабжаются значком macro. Благодаря такому макрообъективу можно рассмотреть, например, мельчайшие детали оригинальных украшений, сделанных вручную Мириам Хаскел, которая не повторяет образцы старых мастеров (см. фото 18).

Резкость и нерезкость

Фото 18. «Брошь работы Мириам Хаскел».

Камера Nikon D3.

Объектив AF-S Micro-Nikkor 105/2,8 G ED IF VR.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/10 сек.

Диафрагма 14.

Экспокоррекция – 1,00 EV.