Резкость и нерезкость.

Боке.

Боке – размытие изображения в зоне нерезкости, расфокусированность частей картинки (см. фото 8, 15, 19).

Все объективы и при закрытой диафрагме снимают достаточно резко. Отличить резкость дорогого объектива от дешевого можно только по этому специфическому размытию. Различают боке на переднем и заднем планах. Я очень долго старался не использовать переднего боке исключительно из «личной неприязни» к этому приему. Мне казалось, что нерезкость на переднем плане не улучшает снимка. И если уж вводил в кадр ярко выраженный передний план, то располагал там непременно что-то очень важное и всегда резкое. Между тем хорошо помню времена, когда было модно использовать прием нерезкого виньетирования. Передний план ради создания глубины пространства в кадре нагружали нерезкими веточками деревьев, створками окна, дверным проемом и т. п. Прием работал, но очень скоро приелся, стал штампом и был основательно забыт.

Прошло лет двадцать, и хорошо забытое старое снова стало использоваться молодыми фотографами. И я незаметно для себя стал обнаруживать на переднем плане своих снимков нерезкие объекты. Теперь мне этот прием даже нравится, смотрится свежо и броско. На переднем плане фото 19 нога нерезкая ровно настолько, чтобы восприниматься органично, словно резкая. А идеальная резкость привлекает внимание зрителя к главному объекту в кадре – танцующей девочке.

Резкость и нерезкость

Фото 19. «Юность».

Камера Olympus O-MD EM-1.

Объектив Зум AF-S Zuiko 12—40/2,8 PRO.

Чувствительность ISO 125.

Выдержка 1/500 сек.

Диафрагма 9.

Фокусное расстояние 20 мм пленочного стандарта.

Глаз человека, по сути, представляет собой однолинзовый объектив, при этом весьма несовершенный. Мы постоянно фокусируем его на чем-то вполне определенном, а мозг игнорирует зоны нерезкости.

Объективы же абсолютно объективны – они честно моют все, что не наведено на резкость, однако делают это по-разному: одни красиво, другие не очень. Объективы многих цифрокомпактов вообще лишены способности размыть что-либо настолько, чтобы сделать фон нейтральным. В глубине кадра всегда можно разглядеть столбы, деревья или провода, от которых хотелось бы избавиться. В этом случае, как и в большинстве других, можно положиться на общую закономерность и покупать дорогие объективы, которые имеют красивое размытие. Добавлю еще, что оптика среднеформатных камер имеет меньшую глубину резкости и как следствие более породистое боке, чем оптика камер с матрицами узкопленочного стандарта размером 24хЗ6 мм.

Объяснить же разницу между боке хорошего объектива и плохого можно, пожалуй, так:

– хороший объектив моет фон основательно, в дым, при этом сохраняет звенящую резкость и контрастность даже при съемке против света;

– плохой объектив не терпит контрового света, направленного в сторону объектива, плодит зайцев, двоит детали в зоне боке и, самое неприятное, не может размыть фон, оторвать его от резких объектов переднего плана.

Совершенно особенное размытие переднего и заднего боке присуще зеркально-линзовым объективам, которые были придуманы в советские годы Д. Д. Максутовым. В силу особенностей конструкции все зеркальные телеобъективы отличаются малым весом и размерами. Изображение в них образуется именно зеркалами, а линзы использованы для уменьшения хроматических аберраций. Однако рисуют они вместо точек колечки, что уменьшает их резкостные характеристики, но зато они обладают необычным боке. Многие фотографы используют эти объективы для получения характерных беленьких колечек на заднем боке и эффектных перьев – на переднем. На фото 20 можно увидеть боке зеркально-линзового объектива. Нерезкие перья слева от рыбака – это размытые блики на ветках переднего плана. Маленькие колечки справа от рыбака – размытые блики на воде.

Резкость и нерезкость

Фото 20. «Рыбак».

Камера Зенит-Е.

Объектив МТО-500.

Пленка А-2.

Чувствительность 400 АСА.

Выдержка 1/500 сек.

Диафрагма фиксированная 8.

Фотогурманы любят рассуждать о преимуществах боке объективов одного из признанных в мире брендов в отличие от другого. Я, честно говоря, не берусь словами выразить то, чем они так восхищаются в немецкой оптике. Эта материя подобна восприятию музыки: есть мурашка – есть восторг, нет мурашки – нет восторга. Один человек платит за удовольствие снимать неавтофокусными фиксами, другой, скромно помалкивая и ничего не опровергая, снимает автофокусными японскими стеклами – и правильно делает. На мой взгляд, не стоит фетишизировать боке. Нерезкость – всего лишь свойство изображения, превращенное в выразительное средство искусства фотографии.