Резкость и нерезкость.

Устройство зеркальных камер, или Смертельный удар по шевеленке.

Наибольшей популярностью у фотолюбителей и профессионалов пользуются зеркальные камеры, которые позволяют непосредственно через объектив контролировать будущую картинку (см. рис. 3).

Резкость и нерезкость

Рис 3. Схема работы зеркальной камеры.

Свет, отраженный от объекта съемки, попадает сначала на зеркало, которое под углом сорок пять градусов стоит на пути света к матрице. Изображение, нарисованное объективом, отражается на матовый экран, затем переотражается зеркальными гранями специальной пятигранной призмы в окуляр видоискателя. Именно тут его видит фотограф. В момент съемки зеркало быстро поднимается, срабатывает затвор, картинка снимается, а зеркало столь же стремительно опускается. Отличный механизм!

Но у него есть одно неприятное свойство. Зеркало, резко поднимаясь и опускаясь, встряхивает камеру. Возникают вибрации, которые снижают резкость изображения. Производители профессиональных репортерских камер специально увеличивают вес аппаратов, дабы уменьшить влияние ударов зеркала. У профессиональных, полупрофессиональных и некоторых любительских зеркальных камер есть специальный режим предварительного поднятия зеркала, предназначенный для съемки со штатива с длинными выдержками.

Камера ставится на штатив, к ней подключается радиопусковое устройство или спусковой тросик, что позволяет управлять фотоаппаратом дистанционно, не прикасаясь к нему. После нажатия на спусковую кнопку тросика камера послушно поднимает зеркало и замирает в ожидании. Через несколько секунд, когда угаснут колебания штатива, вызванные ударом зеркала, нужно нажать на спуск еще раз. Срабатывает затвор, происходит съемка, и только после этого зеркало возвращается на свое место.

Я включаю функцию предварительного подъема зеркала в следующих случаях:

– если не уверен в стопроцентной устойчивости крепления камеры;

– если снимаю очень длиннофокусным объективом;

– если нужно получить идеальную резкость, а другие способы этого не гарантируют.

Специалисты по съемке макросюжетов с большими увеличениями используют этот режим постоянно, потому что угловая скорость перемещения объекта съемки в кадровом окне в данном случае еще больше, чем при съемке телевиками.

Функцией предварительного подъема зеркала наделяются только зеркальные камеры. Незеркальные, понятное дело, из списка выпадают, потому что у них поднимать нечего – зеркала нет. А некоторые любительские зеркалки этой функцией не осчастливлены из экономии, производителю важно сделать такие модели максимально легкими, маленькими и дешевыми. Предварительный подъем зеркала бывает нужен в основном фотографическим гурманам, да и то не часто.

Однажды я снимал монорельсовую дорогу. Дело шло к закату. Становилось уже совсем темно для съемки среднеформатной зеркалкой с рук. Должен заметить, что удар зеркала у мамии основательный. Вероятность получить нерезкую картинку очень велика. Камера стояла на легком штативе, не приспособленном для тяжелых камер. Гарантировать получение резкой фотографии можно было только с помощью функции поднятия зеркала. Как видите, удалось (см. фото 21).

Резкость и нерезкость

Фото 21. «Движение на разных высотах. Московская монорельсовая дорога».

Камера Mamiya 645 AFD III.

Матрица Leaf Aptus-II 6.

Объектив Mamiya Sekor 35/3,5.

Чувствительность 50 ISO.

Выдержка 1/60 сек.

Диафрагма 4.

Впрочем, если у вашей камеры нет механизма предварительного поднятия зеркала – не огорчайтесь, купите основательный штатив, а перед ответственной съемкой, когда нужно добиться максимальной резкости, повесьте на него что-нибудь тяжелое, например, кофр со сменными объективами или полиэтиленовый пакет с придорожными камнями. Этот нехитрый прием напрягает ножки штатива и минимизирует вибрации.