Резкость и нерезкость.

Разъем дистанционного управления, спусковой тросик, радиопуск и задержка спуска.

У современных цифровых фотоаппаратов нет больше механических спусковых тросиков. На смену механике пришли электричество и радио. На корпусе любого профессионального или полупрофессионального аппарата смонтировано многоконтактное гнездо дистанционного управления. Необходимость в нем появляется всякий раз, когда камера ставится на штатив, причем не имеет значения на какой. Абсолютной устойчивости ни один штатив не гарантирует, за исключением студийного. Руками нажимать на кнопку спуска, по меньшей мере, нерасчетливо, а в некоторых случаях просто глупо – смазка гарантирована. Именно так обстоит дело при работе с телевиками.

Как-то зимой мне захотелось подчеркнуть снежную дымку. Снег шел мелкий, но при выдержке больше половины секунды и он должен был превратиться в нерезкие полосы. Диафрагму пришлось основательно зажать, чтобы сохранить резкими и копыта, и фонарь, и фактуру снега на переднем плане – резкие объекты должны были контрастировать с размазанной снежной пеленой позади памятника Жукову. Штатив поднят на максимальную высоту, дабы уровень фонаря опустился в кадре до уровня копыт, однако длинные ножки увеличивали риск вибрации и смазки. В этом случае без тросика никак не обойтись. Кстати, когда камера ставится на штатив, нельзя забывать отключать механизм виброкомпенсации на объективе. Если забыть, все на снимке будет нерезким. В данном случае я не забыл (см. фото 22).

Резкость и нерезкость

Фото 22. «Ночь» из серии «Наблюдизмы».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 70—200/2,8 D G ED IF VR.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/3 сек.

Диафрагма 11.

Экспокоррекция – 1,00 EV.

Фокусное расстояние 200 мм.

Сегодня на прилавках фотомагазинов довольно много самых разных приспособлений для дистанционного управления фотоаппаратами:

– инфракрасные пускатели для студий;

– радиопуск для съемки в самых разных условиях;

– GPS-приспособления, которые не только затвор запускают, но еще и фиксируют географическое положение снимающего, записывая координаты в особый файл;

– спусковые таймеры, которые запускают камеру в строго заданное время.

Все это может здорово облегчить работу, но я чаще использую радиопуск, особенно в тех случаях, когда присутствие возле камеры нежелательно.