Самоактуализация: Начало.

Данная книга поможет людям найти ответ на вопрос: «С чего же начать свой путь в личностном росте?». Также в ней описаны основные принципы в саморазвитии. Подробно рассказано, каких результатов стоит добиваться, к чему стремиться. Раскрыта тема самоактуализации: её принципы, как выйти на этот уровень развития, что он дает. Также в данной книге описаны три практики, которые могут послужить отправной точкой на пути личностного роста и саморазвития.

Эта книга является первой из цикла «Самоактуализация». Также в будущем будут появляться публикации, более подробно раскрывающие различные аспекты данной тематики.

Бесплатное распространение книги и размещение в Интернете приветствуется. Ссылка на проект обязательна.

www.H-W-P.ru.

Мы живем в очень непонятном обществе. Люди живут не своей жизнью, всегда куда-то спешат. «Поскорей бы прошло Это, поскорей бы прошло То»: - постоянно слышишь от большинства людей. Или не спешат, стоя на одном и том же месте. От пятницы до пятницы. Изо дня в день, одно и тоже. Складывается ощущение, что в глубине души у людей прописано проклятие: «поскорей бы прожить эту жизнь».

Помню, как-то в интернете прочитал статью «О чем больше всего жалеют люди перед смертью». И свелось все к впустую потраченному времени. Только у самой смерти люди понимали, что установка «поскорей бы прожить жизнь» на самом деле полная чушь.

На самом деле у этих людей были возможности прожить свое время так, чтобы потом об этом не жалеть. Не было мотивации и не было направления, по которому можно было бы им идти по жизни. Точнее это направление у них было, оно у всех есть, но вело оно не туда, куда бы хотелось - подальше от гармонии с собой, подальше от своих желаний. Ближе к напрягам и к разным геморроям жизни.

Сейчас проблема мотивации достаточно актуальна среди россиян. Она появляется только когда «гром не грянет». И то не у всех. Наверное, каждый может сказать, что самый верный способ, который приходит на ум, или который часто нам советуют близкие люди – это переломить себя и заставить себя делать что-то в жизни.

Такой совет дают многие «психологи»: различные «тренера», «псевдокоучи» и т.д. Можно сочинить много вариаций на тему, но все сводится к перелому самого себя. Есть люди, которых хватит себя переломить на один раз, кого-то на два. Но постоянно так делать не получится… На самом деле люди, которые следуют такому совету уже сломлены и таким действием пытаются снова себя собрать, но снова разваливаются рано или поздно. Это равносильно, если взять разбитую бутылку и снова собрать её по кусочкам. Сколько такая бутылка простоит? До первого прикосновения к ней? До первого дуновения ветра?

Я бы предложил всем черпать силы и мотивацию из совсем другого источника. А именно: из смысла жизни. В данной книге смысл жизни не будет рассматриваться как приход к какому-то результату, выполнению некой миссии. Мы будем его рассматривать как состояние. Еще, наверное, с доисторических времен, древние философы определили, что смысл жизни – быть счастливым. Как говорили: «Человек – птица счастья». Жизнь тебе в радость. Ты получаешь удовольствие.

Исходя из этого, все поступки в жизни совершаются из соображения «делает ли это меня счастливым?». Или наоборот «если я этого не сделаю, буду ли я счастливым?» Вот вам мотивация – делать то, что принесет радость и счастье.

Другое дело, что обретение смысла жизни, стремление к счастью и его поддержание все равно будет идти по старому направлению. Различные убеждения и установки формируются в нас с самого рождения и определяют направление нашей жизни. И вероятнее всего, вряд ли они делают вас счастливыми. Положив новое направление, начав разрешать в себе внутренние конфликты, выгребая все дерьмо, которое в нас копилось многими годами, мы действуем в соответствии с высшей целью.

С чего начать?

Схема, представленная выше, сначала кажется «ну очень уж идеальной». Как волшебная таблетка. Выпил и все. Счастлив. На самом деле, мало просто прочитать о смысле жизни. Да, что там о смысле жизни. В интернете, на прилавках лежат миллионы литературы по улучшению жизни. Начиная от самоучителей по бизнесу, заканчивая великими трудами по психологии и изменению жизни. И книги, и аудиокниги и видеотренинги. Тысячи людей распинаются в своих блогах на тему «как изменить жизнь», из этой тысячи несколько десятков сочиняют что-то свое, остальные друг у друга передирают. Многие покупают эти книги, читают, но никто не применяет.

Но даже когда много всего прочитал и просмотрел, всегда задаешься вопросом «с чего бы начать?» Много людей хочет измениться. Желание есть, но нет отправной точки.

В самом начале следует принять себя таким, какой ты есть. Другими словами – наладить контакт с самим собой, со своим подсознанием. На самом деле, когда занимаешься психотерапией (сам или под присмотром терапевта), понимаешь, что ответы на все твои вопросы находятся в твоем подсознании. Поэтому контакт с ним обязателен.

Для этого выполняется следующая практика:

1. Сядьте на стул, расслабьтесь и закройте глаза. Исходя из своего настроения и состояния, представьте образ «сказочной долины». Первое, что придет в голову, с тем и стоит работать. Это может быть образ долины, леса, пустыни и т.д. Главное, просто наблюдать за возникающими мыслями. Не пугайтесь, если образ вашей сказочной долины будет мрачным, например, Вам представится выжженная безжизненная земля, потрескавшаяся почва и т.д. Это нормально, и с этим следует работать.

2. Прогуляйтесь по Вашей «сказочной долине». Гуляйте до тех пор, пока не освоитесь и не привыкните к этому месту. Обращайте внимание на детали и на свое внутреннее состояние. Можно представить себе компанию, с которой Вы гуляете по этой долине.

3. Следующая задача – найти в сказочной долине стену, за которой находится темное королевство. Также посмотрите, насколько высока стена, из какого материала она сделана, какого она цвета, какая она на ощупь. Далее пройдитесь вдоль стены и найдите вход в темное королевство. Это может быть дверь или уже просто дыра в стене. Не стоит сразу входить в это королевство, если это дверь, то приоткройте её и посмотрите, что происходит за стеной. Если этот проход кто-то охраняет, то попробуйте с ним договориться, скажите охраннику, что Вы пришли с миром, что преследуете только благие намерения и т.д.

4. Далее зайдите внутрь королевства. Что происходит внутри? Кто живет в этом королевстве? Какое настроение у жителей? Как у них дела? Пообщайтесь с местными жителями. Возможно, многие из них окажутся нечеловеческой наружности. Не пугайтесь, просто пообщайтесь с ними, выясните, почему они так выглядят, как вообще они себя чувствуют. Также, если Вы видите образы каких-то явлений, например, пожаров или ветров, то спросите самого себя, что они означают. Просто задайте вопрос внутрь себя и подождите, пока сам ответ не придет из глубин вашего подсознания.

5. Далее найдите самого главного, короля – хозяина королевства. Возможно, на пути к королю Вам встретятся различные препятствия. Попробуйте их преодолеть. Например, если Вы встретите стражей, которые Вас не пускают дальше, то договоритесь с ними, чтобы они вас пропустили. Убивать никого не стоит. Все старайтесь решать добром. После того, как Вы преодолели все препятствия и встретились с королем, следует наладить с ним контакт. Представьтесь. Выясните, как у него дела, почему его королевство находится в таком запущенном состоянии (если представилось мрачное, разрушенное королевство). Сначала выясните причины, кто виноват и т.д. Затем выясните, можно ли исправить положение?

6. Расскажите королю про Вашу миссию, что Вы пришли спасти королевство. Объясните, что Вы хотите изменить свою жизнь, и спасение королевства – это первый и очень большой шаг в этом. Задача этого этапа – договориться с королем о взаимопонимании и взаимопомощи в спасении королевства. Задавайте вопросы, предлагайте варианты и слушайте ответы.

7. Далее приступайте к самому процессу спасения. Потушите пожары, облагородьте почву, посадите цветы и деревья. Разгоните тучи, поднимите солнце. Всем неземным существам позвольте быть теми, кем они являются, и посмотрите, в кого они превратятся. Возможно, король подскажет Вам о неком ресурсе, который поможет Вам в спасении королевства, например, солнце, свет которого превращает всю нечисть в райских существ, или волшебное озеро, вода из которого дает жизнь всем жителям королевства.

8. В конечном итоге, превратите всю сказочную долину в прекрасную страну, олицетворением рая на Земле. В ходе спасения королевства следите за его превращением, возможно стена уже будет не нужна такой массивной, сама крепость будет не нужна такой неприступной. Преобразите всю сказочную долину так, чтобы, находясь в ней, Вы чувствовали комфорт и взаимопонимание с самим собой. Не забудьте поблагодарить всех участников за спасение сказочной долины, если хотите, то можно даже организовать праздник по этому поводу.

Цель данной практики состоит в том, чтобы создать глубокое взаимопонимание с самим собой. Этой практикой Вы научитесь прислушиваться к себе, находить в себе различные комплексы и запреты, и мягко их устранять. Во время выполнения практики обычно переживается очень интересный сюжет, по которому можно писать свою книгу или снимать фантастический фильм про спасение сказочной долины с Вами в главной роли. В процессе спасения королевства в сказочной долине Вы усвоите много уроков, которые помогут Вам в жизни. Многие из них Вы получите от короля, не стоит ими пренебрегать, а использовать в реальной жизни.

Очень важное правило при выполнении данной техники. Не стоит во время её выполнения перенапрягаться. Не стоит никого убивать в своем воображении. Если Вы устали, не стоит себя напрягать. Возможно, на одном из этапов Вы зашли в тупик, можно продолжить его выполнение в следующий раз.

Время выполнения данной практики 5-10 минут. Перенапрягаться не стоит. Возможно, с первого раза выполнить не получится, не отчаивайтесь, лучше делать её регулярно по 5 минут утром и вечером (или один раз на ночь), чем час напрягаться. Обретение контакта с самим собой и принятие себя является первой практикой в тренинге «Hello World».

Поиск смысла жизни.

Во время выполнения прошлой практики, возможно, Вы уже выяснили свое предназначение. Если нет, то можно сформировать образ смысла жизни, который бы Вас устраивал.

Для этого используется следующая практика:

1. Сядьте в удобную позу и закройте глаза. Представьте ваш смысл жизни перед собой. Важно! Не придумывайте сознательно его сами, доверьтесь тому, что придет из подсознания. Первое, что представится, то и будет правильно. Исследуйте образ. Посмотрите, как он выглядит. Попробуйте почувствовать, как влияет этот образ на Вас, когда Вы приближаетесь или, наоборот, отдаляетесь от него.

2. Выясните, существуют ли преграды между вами. Если такие есть, то выясните, что это за преграды, зачем они присутствуют в вашей жизни. Вступите с ними в диалог. Объясните им, что на самом деле их предназначение – действовать в согласии со смыслом жизни. Здесь подразумевается то, что когда Вы себе задаете вопрос: «А есть ли преграды между мной и моим смыслом жизни?», у Вас могут возникать другие мысли и образы, символизирующие эти ограничения. Например, отсутствие второй половинки, недостаток денег и т.д. И здесь, важно себе сказать, что это временно и это недолжно влиять на свою гармоничную жизнь.

3. Теперь мысленно начните приближать к себе образ смысла жизни. Опять же, без насилия. Позвольте образу самому к Вам идти и соединиться с Вами. Как вариант, если на втором пункте Вам не удается разрешить в себе все преграды и ограничения, то пусть сам образ движется к вам и разрушает все преграды между вами.

4. После того, как Вы соединились со смыслом жизни (образ вошел в ваше тело), почувствуйте, как он положительно влияет на Вас. Почувствуйте, как это состояние пропитывает каждую клеточку Вашего тела. Скажите образу, что Вы принимаете его, и никогда больше не опустите от себя. Поблагодарите себя, смысл жизни и свое подсознание за сотрудничество и за активное участие в трансформации Вашей жизни.

Возможно, что на первом этапе представления смысла жизни ничего не появится. Здесь все-таки, скорее всего, имеет место быть недоверие с Вашей стороны к самому себе. Обратитесь к своему подсознанию и объясните, что Вы хотите с ним сотрудничать. Попросите, чтобы оно Вам показало Ваш смысл жизни и Ваше предназначение. Смысл жизни есть у каждого человека, просто человек либо его не осознает, либо от него отказывается.

Если на последнем этапе Вы не можете принять состояние смысла жизни, для Вас это не комфортно, то следует выяснить причины, почему Вы подсознательно отказываетесь от этого состояния. Взвесьте все «за» и «против» этого состояния. Вы можете принять в себе его (пусть даже не сразу, постепенно), что придаст вам просто огромное количество сил, энергии и гармонию в жизни. Или же Вы отказываетесь от смыла жизни и следуете направлению прежней жизни.

Роль воображения.

Возможно, для некоторых будет сложно представить ясную и четкую картинку во время выполнения этих двух практик. Это не принципиально, можно просто следовать своим ощущениям, даже если перед вами будут расплывчатые образы. Но при необходимости воображение можно натренировать.

Сядьте на стул и закройте глаза. Представьте линию, продолжающую линию носа, и сконцентрируйтесь на её конце. Возникнет ощущение, будто вы смотрите вдаль. Далее подумайте о вашем близком человеке. Посмотрите, каким он вам появился перед вами. Представьте его веселым, грустным или в других состояниях. Можно пожать ему руку. Представьте себе различные предметы. От мелких: карандаша, ластика, апельсина. До бескрайних пейзажей: море, пляж, поле, горы.

Также полезным навыком будет представление образов эмоций. Придумайте по несколько образов, соответствующих словам: радость, печаль, тревога, спокойствие, счастье, доброта и т.д. Важно, попытаться сохранить спонтанность образов. Что первое появилось перед мысленным взором, то и хорошо. Добавьте к образам звук. Попробуйте потрогать их. Можно нарисовать образы, сделать перерыв и провести этот минитренинг заново, а затем сравнить результаты.

Стоить заметить, что работа ведется именно с образами, которые олицетворяют какое-либо явление в нашей психике. Это означает, что если вы работаете с образом грустного человека, который символизирует печаль и тоску, то на самом деле у нас в голове есть только эмоция печали и тоски, а грустный человек – это результат воображения. Но, тем не менее, работа с таким образом действует и на саму эмоцию. И работать (предполагается разговаривать, выяснять что-то) с этим образом у себя в воображении – это совершенно нормально. Не надо чувствоваться себя дебилом-шизовреником.

Также в этой главе стоит освятить важный принцип в личностном росте – это ненасилие к своей психике. Главное, чтобы все происходило с комфортом и без перенапряжения. Особенно первое время. Не стоит насиловать себя. Много отдыхайте. Тише едешь - дальше будешь.

Результаты психотерапии.

Основной результат работы над собой (самостоятельно или с помощью терапевта) – это обретение свободы. Многие о ней говорят, кто-то хочет быть свободным, кто-то утверждает, что современный человек не может быть свободным. В данном случае речь идет о внутренней свободе. Свобода – это отсутствие запретов. Чем больше в голове запретов, тем менее человек естественный.

Ограничение свободы происходит еще в раннем возрасте. Практически каждый человек может вспомнить, как его родители говорили: «Делай То, не делай Это». Желания ребенка не котируются вообще. А если еще ребенок ослушается, его еще и в угол за это поставят, а перед этим дадут ремня. В детстве психика ребенка очень восприимчива, а слова родителей – это для него неоспоримая истина. Они записываются прямиком в подсознание на самом глубоком уровне. И когда человек уже взрослый, и может жить, как он захочет, в его голове все равно сохраняются эти установки, и человек действует по жизни, в рамках своей отчерченной свободы. Как собака, привязанная к дереву. Чем длиннее поводок, тем больше у неё свободной для перемещения территории.

За примерами из жизни далеко ходить не надо. Самый популярный: если родители популярно вдалбливают ребенку, что он должен вкалывать на заводе всю свою жизнь, то, сколько во взрослом возрасте не говори этому человеку, что он может жить свободно и счастливо, он этого не примет. Если мальчикам говорят, что настоящий мужчина с силой воли должен переламывать себя во всем, то будучи взрослым, новоиспеченный мужчина будет постоянно переламывать себя.

Так вот, результатом психотерапии будет снятие этого «поводка». На самом глубоком уровне. У человека снимаются родительские предписания, которые ограничивали его свободу. Человек внутренне разрешает себе то, что хочет именно он, невзирая на стереотипы общества. К человеку возвращаются подавленные инстинкты, чувства и эмоции. К человеку возвращается даже вся энергия, которую он направлял на их сдерживание.

В жизни такого человека появляются следующие эффекты. Самое главное – состояние счастья для него становится нормой. Доверие к самому себе. Доверяя самому себе, человек становится удачливым, он свободно действует своим внутренним порывам, реализует свои цели, ведь ограничений внутри него нет. Вообще начинает везти по жизни. Появляется то, о чем многие мечтают и говорят и много у кого нет - мотивация. Свободной энергии становится все больше и её надо куда-то девать. В голове возникает куча идей, и эта энергия идет на их реализацию. И все складывается как надо, когда в жизни легко реализовывается то, что хочешь.

На самом деле не бывает такого, чтобы в жизни не было каких-то проблем или трудностей. Ну, вот не бывает такого. Все утверждающие обратное лгут, а тренера, организующие такое абсолютное избавление от проблем, пишут это для привлечения клиентов и заработка денег. Психологически здоровый человек не отворачивается от проблем, а, наоборот, старается решить их. Более того, он не воспринимает трудности как нечто устрашающее, а, наоборот, они означают для него движение вперед, означают что-то легко преодолимое. Он делает шаг в пользу развития. Об этом все пишут, но никто этого принципа не осознает. В жизни бывают обломы, что-то совершается не так, как хотелось бы, бывает плохое настроение. Это совершенно нормально. Но это ненормально, когда любая мелочь вызывает сильную депрессию. Происходит быстрое восстановление.

Как говорилось выше, когда человек не тратит свои драгоценные силы на сдерживание накопившегося за долгие годы негатива, невысказанных чувств и эмоций, у него появляется мотивация по жизни. Появляются силы совершать больше дел для души. В этих делах человек реализовывает свой творческий потенциал. Если говорить научным языком, человек самоактуализируется.

Самоактуализация.

Самоактуализацию можно считать основным понятием в проблеме личностного роста и развития. В общем случае оно означает процесс становления личности и раскрытие потенциала человека. Самоактуализирующиеся люди являются основной движущей силой человечества. Это выдающиеся ученые, талантливые музыканты, художники и писатели. Это мастера своего дела, будь это в науке, бизнесе или в любой другой области жизни человека.

Как говорилось ранее, результатом терапии также будет выход на потребность в самоактуализации. Конечно, не каждый испытывает эту потребность. Она стоит на высшем уровне, и чтобы на него попасть, следует удовлетворить потребности низших уровней.

На первом уровне находятся физиологические потребности. Сюда входит потребность в еде, сне, сексуальная удовлетворенность и т.д. На втором уровне располагается потребность в безопасности, стремление к комфорту и стабильности. На третьем – потребность в любви и принадлежности (к группе), обретение семьи и друзей. На четвертом потребность в уважении, успех и признание в обществе. На пятом и шестом уровнях находятся потребности в знании и эстетические потребности. И, наконец, на седьмом уровне располагается потребность в самоактуализации.

Данная иерархия называется пирамидой потребностей по Маслоу. Смысл данной концепции в том, что по мере удовлетворения низших потребностей, актуальными становятся потребности выше. И, наоборот, неудовлетворение потребностей на первых уровнях способствует застреванию на той или иной ступени развития. Если вопрос выживания стоит на первом месте, то о творчестве не может быть и речи.

В современном обществе ситуация обстоит так, что первичные потребности представляют собой бездонную бочку, которую никогда нельзя наполнить. На уровне физиологии из-за комплексов и ограничений у многих людей возникает проблема в сексуальной удовлетворенности (хотя практически у всех есть возможность употреблять пищу и утолять жажду). Подавленный инстинкт самосохранения порождает недоверие к миру и постоянное чувство опасности. Проблема одиночества, недостаток общения также продолжают список преград в удовлетворении потребностей.

Выход к процессу самоактуализации, как результат психотерапии, подразумевает, как минимум, что у человека нет сильных внутренних преград для удовлетворения низших потребностей (с первого по шестой уровень). Он гармоничен с собой, жизнь имеет смысл.

Для проработки этой пирамиды потребностей можно использовать следующее упражнение:

1. Сядьте на стул и закройте глаза. Представьте перед собой, как бы выглядел Ваш первый уровень потребностей (физиологические потребности). Можно представить его в виде сосуда или в виде энергетического шара. Посмотрите, насколько полон сосуд (в случае с энергетическим шаром – насколько он ярок и интенсивен), какого цвета жидкость. Выясните у сосуда следующие моменты: почему он настолько полон, что ему необходимо для наполнения, что означает сейчас его цвет, какой цвет означает полный негатив и неудовлетворение, а какой, наоборот, позитив и гармонию. Пройдитесь по таким вопросам, как: чувствует ли сосуд голод, жажду, какое количество еды и воды необходимо для их утоления; насколько удовлетворена сексуальная потребность, какие ограничения стоят на пути её удовлетворения и как их обойти. Также при необходимости можно поднять вопрос о мастурбации. Стоит ли ей заниматься. Насколько качественно она помогает удовлетворить потребность в сексе.

Примечание: как вариант, можно в данном случае один сосуд разделить на 2 других символизирующих: чувство голода, сексуальную удовлетворенность, и также прояснить интересующие вопросы. Этот подход также актуален и для других уровней потребностей.

Мысленно наполните этот сосуд доверху и окрасьте жидкость внутри него в цвет, символизирующий полноту и удовлетворенность. Посмотрите, что теперь Вам говорит этот сосуд. Какие варианты удовлетворения потребности он Вам предлагает. Какие моменты разрешились, как решить остальные проблемы на пути к удовлетворению своих физиологических потребностей.

2. Теперь аналогично представьте сосуд, символизирующий ваш уровень безопасности, комфорта и стабильности в жизни (второй уровень потребностей). Также обратите внимание на цвет жидкости. Выясните, какой цвет означает негативную окраску, а какой – позитивную. После этого выясните у сосуда следующие вопросы: почему он настолько полон, что не хватает для его полного наполнения и удовлетворения потребности. Спросите, есть ли чувство физической угрозы вашей жизни (реальной опасности может и не быть, но человек, гуляя, например, по парку днем постоянно как на иголках и боится, что на него нападут). Узнайте, есть ли чувство стабильности и уверенности в следующем дне. Что необходимо, чтобы оно появилось, если такового нет.

После прояснения всех ограничений на пути к удовлетворению этого уровня потребности, наполните сосуд до краев и окрасьте жидкость в нем в позитивный цвет, символизирующий удовлетворенность и наполненность. Что теперь говорит Вам сосуд, когда он полон. Можно ли Вам теперь чувствовать себя в безопасности и испытывать комфорт по жизни. Что следует делать в реальной жизни, чтобы эти позитивные чувства сохранились.

3. Представьте третий сосуд, жидкость в котором символизирует потребность в любви и принадлежность к группе. После определения внешних характеристик (степень наполненности и цвет окраски) проясните моменты, мешающие полному наполнению этого сосуда. Проясните такие моменты: что мешает чувствовать себя любимым. Есть ли друзья, которые принимают Вас таким, какой Вы есть, как это отражается на полноте сосуда.

Наполните сосуд до краев и окрасьте в позитивный цвет. Можно ли сказать, что эта потребность удовлетворена. Какие советы на будущее может дать Вам сосуд, чтобы эта наполненность сохранилась.

Примечание. После наполнения сосуда можно представить вокруг себя круг друзей, которым Вы могли бы доверять, и почувствовать свою любовь к ним, а также почувствовать доверие и принятие Вас с их стороны.

4. Представьте следующий сосуд, символизирующий четвертый уровень потребностей – потребность в признании в обществе. Здесь, при выяснении ограничений и их причин, найдите ответы на следующие вопросы: есть ли у Вас ощущение собственного могущества, уверенности и свободы. Что нужно, чтобы эти чувства были неотъемлемым атрибутом вашего настроения. Выясните причины того, почему на данный момент этого ощущения нет. Присутствует ли в вашей жизни чувство уважения окружающих. Удовлетворяется ли потребность в завоевании статуса, признания и славы. Также выясните причины неудовлетворения, если сосуд недостаточно полон.

Наполните сосуд доверху и окрасьте в цвет, символизирующий удовлетворение четвертого уровня потребностей. Что теперь может Вам сказать сосуд. Можно ли теперь ощущать внутри себя чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство полезности этому миру. Сосуд также может Вам подсказать реальные шаги в жизни для улучшения своего благополучия.

5. Представьте сосуд, символизирующий пятый уровень потребностей. Наполните его, отвечая на следующие вопросы: насколько часто Вы открываете для себя что-нибудь новое, получаете ли Вы новые навыки, являетесь ли Вы любопытным человеком и удовлетворяется Ваше любопытство. Как быстро расширяется Ваш кругозор.

Посмотрите, насколько полным оказался сосуд. Спросите у себя (или у сосуда) почему потребность в знаниях до конца не удовлетворяется, какие ограничения мешают вам интеллектуально развиваться. Далее наполните его до краев и окрасьте в позитивный цвет. Как теперь изменились Ваши мысли. Что теперь сосуд может Вам сказать, как в реальной жизни можно удовлетворить эту потребность.

6. Представьте шестой сосуд, символизирующий потребность в красоте и гармонии. Наполните его, ответив на вопрос: как много красивых вещей окружает Вас, считаете ли Вы себя красивым. Также проясните, почему в Вашей жизни так мало прекрасного (если сосуд окажется неполным), можно ли назвать Вашу жизнь гармоничной. Красота – это гармония. Как красивая картина – это идеальное сочетание цветов и оттенков в ней. Что мешает Вам окружить себя красивыми вещами (как внешне, так и внутренне). Можете ли вообще для себя отмечать в предметах и людях нечто прекрасное.

Наполните сосуд до краев, окрасив его в позитивный цвет. Что теперь говорит Вам сосуд. Можете ли вы теперь окружить себя красотой, и как это сделать.

Примечание. Красота, в данном случае – сугубо индивидуальное понятие. Каждый сам для себя отмечает, что для него является красивым, а что нет.

7. Седьмой сосуд наполните в зависимости от того, насколько полно удовлетворяется Ваша потребность в самоактуализации, сколько в Вас есть творческого потенциала. Спросите себя, что мешает Вам реализоваться творчески, сделать этот потенциал больше. Выясните причины Вашего отказа от самоактуализации, и как вообще этот отказ влияет на Вас и ваше здоровье (физическое и психологическое).

Заполните этот сосуд и окрасьте жидкость в нем в позитивный цвет. Что теперь Вам говорит сосуд. Как теперь Вам можно решить проблему с самоактуализацией. Нравится ли Вам себя чувствовать творческим человеком. Обсудите вопрос со своим предназначением (которое мы выясняли во втором упражнении). Можно ли теперь вам развиваться творчески.

8. Теперь представьте все 7 наполненных сосудов перед собой. Теперь обратитесь к каждому из них со словами, что вы принимаете его как часть своей личности, что будете всячески поддерживать его полноту в будущем.

Примечание. Схема упражнения довольно проста: представить сосуд каждого из уровней потребностей, наполнить его в зависимости от текущего состояния их удовлетворения. Прояснить моменты, во-первых, отметить для себя характеристики самой жидкости (её цвет; у самого сосуда выяснить какой цвет символизирует позитивный окрас, а какой - негативный), а во-вторых, причины недостаточного удовлетворения этой потребности. Далее наполнить этот сосуд до краев и посмотреть, насколько теперь потребность удовлетворена. В этот момент стоит прояснить, как надо себя вести, чтобы эта потребность в будущем была всегда удовлетворена. Затем нужно поблагодарить себя и свое подсознание за сотрудничество и принять каждый сосуд как часть своей личности.

Данное упражнение направлено на то, чтобы на каждом уровне потребностей выяснить все ограничения, мешающие их удовлетворению. Кроме того, если выполнять это упражнение несколько раз (с интервалом, например, в неделю), наполнять доверху сосуды, то вот эта наполненность может создать впечатление полного удовлетворения. Как будто больше не хватит места для еще каких-то переживаний. И от этой мысли становится некомфортно.

В данном случае можно договориться с самим собой или с сосудами держать жидкость в них на определенном комфортном уровне, чтобы оставалось место для каких-то моментов, приходящих из внешнего мира. Например, если во внешнем мире у человека не удовлетворяется потребность в любви, у него нет понимающих его друзей, то, испытывая полное насыщение, когда сосуд потребностей полный, эта потребность отпадает сама собой и больше не нужны эти моменты извне. С другой стороны, если сосуд недостаточно полный, то может появиться чувство неудовлетворенности, вызывающее дискомфорт.

Второй вариант развития событий заключается в том, чтобы сосуды были полными, не было чувства неудовлетворенности, но договорится с собой, чтобы любые приходящие события во внешнем мире, приводящие к насыщению какой-то потребности, расширяли бы сам сосуд. Ведь всегда должно быть место для новых событий, впечатлений и достижений во внешнем мире, которые направлены для удовлетворения наших потребностей. Для этого человек и занимается саморазвитием, чтобы менялась не только его психика, но и внешнее окружение вокруг него.

Еще раз хочется добавить, что стоит понимать, что на самом деле в голове человека никаких сосудов потребностей нет. И также нет никаких стен, долин или гор (первое упражнение). Мы просто составляем образ какого-то явления в таком виде в нашей психике. И это совершенно нормально. Разговаривать с этими образами также абсолютно нормально. Другое дело, если человек разговаривает с такими образами во внешнем мире. Если человек разговаривает с чертями, вылезающими из розеток, или с Гитлером, который зашел в гости на чай, то вот это уже не нормально. Все остальное – вполне обычная работа с психикой.

Абрахам Маслоу, занимающийся проблемой самоактуализации, выделил 8 принципов, характеризующих поведение психически здоровых актуализирующихся людей.

1. Самоактуализация – полная и искренняя отдача процессу с повышенным сознанием, интересом и любовью к делу.

2. Жизнь рассматривается как процесс принятия решений. Выбор из двух решений – двигаться вперед или назад. Движение назад обусловлено мнимыми страхами, недоверию к миру, желанием защититься от него, остаться в зоне комфортно. Движение вперед предполагает принятие решения в пользу личностного роста. Даже если этот процесс связан с наличием каких-то трудностей. Любой шаг в направлении личностного роста ведет к самоактуализации.

3. Самоактуализироваться – значит быть самим собой, быть естественным, осознавать себя в мире и реализовывать в нем свои намерения.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Честность, прежде всего, перед собой. Самоактуализирующийся человек сам принимает решения в своей жизни, сам за неё отвечает (это не означает, что не следует принимать помощи от других людей, просто в конечном итоге следует самому принимать решения).

5. Самоактуализироваться – значит действовать порывам сердца, учится следовать интуиции, своему предназначению.

6. Самоактуализация – процесс совершенствования своего таланта, своих знаний и навыков.

7. Для самоактуализации характерны так называемые «пиковые переживания». Это моменты экстаза, очень сильной волны эмоций, которая полностью поглощает человека. В такие моменты лучше всего и искренне познает мир, действует более осознано, появляется способность в критических ситуациях испытывать вдохновение.

8. Самоактуализация – процесс познания себя. Человек осознает, что ему нравится, а что нет. Он открывает для себя свои собственные характеристики. Он осознает свои страхи и ограничения от мира и отказывается от них. Отказ от защит может оказаться болезненным, особенно на начальных этапах саморазвития. Но психика восстанавливается, набирается опыт, и появляется своего рода иммунитет к тем вещам и явлениям, против которых человек воздвигает эти преграды.

Понятие «самоактуализация» имеет множество синонимов: «самореализация» «самоосуществление», «полная человечность», «естественность», «следование смыслу жизни» и т.д. Все они означают возможность полностью реализовать себя в этом мире во всех сферах своей жизни. В сфере межполовых отношений – быть достойным любимым человеком и любовником, в профессиональной сфере – быть первоклассным специалистом и бесценным сотружником, в сфере семейных отношений – быть прекрасным отцом или матерью, в интеллектуальной сфере – постоянно расширяющим свои знания, умным человеком т.д.

Эмоциональное состояние у самоактуализирующихся людей тоже очень интересное. Сама жизнь рассматривается как игра. О состоянии «игры» много чего написано, много кто о нем мечтает. Но мало кто его испытывает. Существует даже несколько техник, которые якобы помогают это состояние выработать. Самоактуализирующимся людям не нужны техники. Это состояние идет из самого сердца. Они проявляют искренний интерес ко всему. Любая ситуация, которая для обычного закомпексованного человека будет «убийственной», для них будет интересной, завораживающей.

Состояние «игры» предполагает вовлеченность в саму эту игру. Самореализовывающиеся люди вовлечены в процесс жизни. Для них «игра в жизнь» самое интересное занятие. Они постоянно открывают для себя что-нибудь новое, постоянно в жизни что-то меняется, такие люди стремятся жить счастливо по всем сферам в жизни. Более того, жизнь не разделяется на «параллельные реальности»: дом, работа, друзья и т.д. Жизнь представляется одним реальным потоком, в котором для таких людей есть много возможностей реализовать себя и быть счастливым, психологически здоровым человеком.

Порой такие люди делают в «игре» передышку. Иногда в жизни самоактулизирующихся людей бывают моменты, когда они останавливаются и отдыхают от жизни. В такие периоды они склонны к философствованию и самоанализу. Набравшись сил, они приступают к процессу активной жизненной реализации.

Внутренние сигналы.

Следование внутреннему голосу и внутренним сигналам является важным процессом в личностном росте. Предполагается следовать порывам и импульсам, идущих из глубины души, о которых человек точно может сказать, что они его. Это не голоса родителей, супергероев или других авторитетов, а именно свои внутренние сигналы (слышен именно свой голос, и ощущается импульс в теле). Именно эти сигналы ведут нас к процессу самоактуализации и личностного роста. Следование им определяет состояние счастья и гармонии с собой, следованию своему предназначению. Например, Вам захотелось позвонить определенному человеку, звоните, хуже от этого не будет. Наоборот, и ему и Вам будет приятно. И так в большинстве своих внутренних желаниях.

Чем больше человек закомплексован и внутренне ограничен в этом мире, тем менее он «слышит» эти внутренние импульсы. Этот человек превращается в зомби без своего внутреннего мира, опыта. Эта ситуация порождает в душе такого человека чудовищные депрессии, чувство апатии и бессмысленности жизни.

Бывает так, что на определенные ситуации, которых в жизни человека не было, и внутренних указаний для такой ситуации не находится. Тогда следует обратиться к внешним сигналам, которые нам предлагает окружающая среда. Внешний мир всегда подкидывает нам какие-то намеки, которые можно использоваться в той или иной ситуации. Например, есть молодой человек, у которого серьезные проблемы с противоположным полом. Он последний раз ходил на свидание с девушкой еще в школе, и понятия не имеет, что на нем вообще делать надо. И вот так получилось, что он, наконец, пригласил девушку посидеть в кафе, и она согласилась. В данном случае, если внутренний голос ничего не подсказывает, что вообще делать, о чем говорить, то стоит обратиться к самой девушке. Посмотреть, вообще, какое у неё настроение, как она к этому человеку расположена, какие вообще намеки она подает. Для начала можно просто душевно поговорить. Необязательно лезть целоваться на первой встрече. Потом постепенно набирать опыт общения с девушками и проблемы в личной жизни отпадут сами собой. И это совершенно нормальный и комфортный темп развития человека.

Следуя внутренним импульсам и желаниям, человек лучше всего учится делать свою жизнь ярче и интереснее. С их помощью человек может создать все необходимые условия для получения пиковых переживаний. Да и вообще все дается легко и с удачей, потому что внутренние сигналы действуют в согласии с предназначением человека.

Стоит ли вообще менять свою жизнь?

На этот вопрос каждый отвечает для себя сам индивидуально. Много от чего придется отказаться в психологическом плане, много чего приобрести. Возможно, в некоторых моментах этот процесс может оказаться болезненным. Особенно если занимаешься самостоятельно.

Вот даже эту иерархию потребностей нельзя назвать полностью стабильной. Для кого-то может оказаться, что просто иметь дома на столе еду – великое счастье, для других, просто чтобы был рядом любимый человек, для третьих может оказаться, творить превыше уважения и денег. Просто эта иерархия относится все-таки к большинству.

Вообще все проблемы в упрощенном виде по уровню сложности их решения можно разделить на 6 уровней.

1. Сверхнорма. Данного уровня достигают самоактуализирующиеся люди. Такие люди действют спонтанно, искренне и с любовью. Люди такого уровня испытывают состояние счастья, ярких и сильных эмоций. В основном проблемы у таких людей связаны с творческой реализацией в обществе, или, например, с постижением духовной стороны человека. Да и вообще, такие люди обычно проблемы не считают чем-то безвыходным, для них это просто обычные трудности, решая которые человек совершает уверенные шаги в самоактуализации. Есть также вероятность, что такие люди временами могут понижать свой уровень, но потом все равно возвращаются на путь самореализации.

2. Норма. У таких людей обычно тоже все хорошо. Они чувствуют себя спокойно и комфортно в этом мире, успешно справляются со своей работой, трудностями и неприятностями. Проблемы, которые испытывают люди на этом уровне, вполне нормальны: трудности в обучении, в адаптации на новом месте, творческой реализации и т.д.

3. Поведенческая дезаптация. На этом уровне люди сталкиваются с проблемами в отношениях с другими людьми, на учебе или на работе и т.д. Имеют неадекватную реакцию на некоторые безобидные ситуации. Такие люди часто переживают негативные эмоции и пасуют перед легкими жизненными трудностями.

4. Эмоциональные нарушения. Обычно люди на этом уровне испытывают сильное чувство депрессии, отчаяния, вины и т.д. Обычно к проблемам таких людей можно отнести: потеря смысла жизни, близкого человека, тяжелые отношения в семье и окружении.

5. Неврозы. Причина проблем таких людей идет с детского возраста. К проблемам таких людей можно отнести: навязчивые состояния, страхи и фобии, истерия, алкоголизм и курение и т.д. Такие люди испытывают острое чувство неполноценности. Также сюда можно отнести психосоматические заболевания (связанные с организмом): язва желудка, астма, головные боли и т.д.

6. Психопатия. К данной группе можно отнести людей: наркоманов, сексуальных извращенцев, патологических игроков и т.д. Сознание таких людей искажено. Гнев, ненависть, тотальное отчаяние и страх – основные эмоции таких людей.

7. Психозы. Сюда относятся: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др. У таких людей уже искажено восприятие реального мира, поэтому возникают бред и галлюцинации. Лечение таких больных обычно происходит в психиатрических клиниках.

До шестого уровня можно осуществить психологическую коррекцию. Психоз уже определяется как заболевание мозга.

Процесс личностного роста предполагает постепенность в развитии. Если человек находится на уровне эмоциональных нарушений, то за неделю ему не удастся оказаться счастливым с развитым творческим потенциалом. Некоторым людям для качественного изменения жизни требуется месяц-два, другим – полгода, а кому-то – годы. Все зависит от каждого человека индивидуально.

В процессе работы над собой могут выясниться моменты, которые накладывают запрет на развитие. Здесь я бы хотел описать свой опыт. Жизнь меняется в лучшую сторону. Начинают появляться интересные события в жизни. Теперь эмоции преобладают в основном положительные. Постепенно, они становятся ярче и интенсивнее. В какой-то момент я понимаю, что это очень сильно для меня. Выявился страх пиковых переживаний.

Когда я представлял всю эту ситуацию с собой, то пиковые переживания представлялись в виду огромной бетонной плитой, висящей надо мной на тоненькой ниточке. Казалось, что любое сотрясание воздуха оборвет эту нитку, и эта плита меня раздавит.

Как выяснилось, плита означает образ пиковый переживаний и сильных эмоций. Реально, мне казалось в тот момент, что любое проявление каких-то поступков, будет только хуже для меня, что это предел моего развития и дальше я двигаться не могу. И это продолжалось где-то 2-3 дня.

Выяснив потребности у «плиты» (образа сильных эмоций и пиковых переживаний), образ позднее трансформировался в группу людей. Как выяснилось, каждый человек отвечал за отдельную эмоцию. Кто-то представлял экстаз, кто-то оргазм. Все они хотели одного – чаще видеться со мной. Немного пообщавшись с ними и привыкнув к ним, я договорился с этими людьми, чтобы они приходили ко мне, когда хотели, хоть по отдельности, хоть вместе, я всегда был бы рад им. И буквально со следующего дня начали происходить интересные ситуации. Например, гуляешь по городу, тебе захотелось позвонить знакомой девушке, и вот ты на автомате берешь телефон, звонишь ей и общаешься о чем-то. И в это время тебя переполняют эмоции, тебе настолько в кайф с ней общаться, что даже не замечаешь ничего вокруг. И потом вдруг оказывается, что ты с ней договорился сегодня встретиться. А когда ты с ней сидишь в кафе, то все проходит настолько классно и всепоглощающе, что просто дух захватывает. А после остается вот это сладкое ощущение послевкусия от таких эмоций. Вот съешь большой кусок торта, и во рту еще долгое время остается вот это сладкое ощущение. Также и с эмоциями.

На самом деле такие события происходят не только в личной жизни, они случаются во всем: отношения с родителями и друзьями, социальная устроенность, творческая реализация и т.д. Даже еда уже не становится просто куском, который надо запихать в рот, у неё появляется яркий вкус и оттенки вкуса.

Я думаю ради такого, стоит отказаться от старой, скучной и невзрачной жизни, переполненной депрессиями и негативными эмоциями.

Часто можно видеть, как жизнь окружающих представляет собой бесцельное существование. Все происходит по циклу «дом-работа-дом-работа». Бывают вылазки куда-нибудь с друзьями. Но складывается такое ощущение, что люди совершают какие-то действия, только чтобы чем-то занять свое время. Оказавшись одни, на них нападает тоска и депрессия. Есть более продвинутые люди, они занимаются «псевдоразвитием». Например, они полностью уходят в работу, пытаются там достигнуть своих высот, построить карьеру. И забивают на остальные сферы своей жизни: на отношения с любимым человеком, с друзьями, на полезный отдых и т.д. Т.е их потребности так и остаются где-то в самых нижних уровнях. Или же у таких людей есть хобби, которое их полностью устраивает, и они полностью в него уходят. Развивая свои способности в этом хобби, иногда они даже получают сильные положительные эмоции. Но они запускают свои другие стороны жизни. Всем хочется быть любимым, уважаемым человеком. Но никто не отменял низшие потребности. Такие люди не видят возможностей в их удовлетворении. И поэтому все «развитие» этих людей наполнено противоречиями и, отчасти, происходит из-за бегства от своих проблем.

Или еще пример. Люди начинают покупать или доставать через знакомых различные книги, записи с тренингов и семинаров по улучшению своей жизни, но знания, которые от этих материалов получают, они не используют. Зачем складировать в себе кучу информации, которая, во-первых, не проверена на личном опыте, не разложена по полочкам в голове, «не переварена», а принята на веру, и во-вторых, не будет приносить пользу из-за того, что не будет использована. Я сам в свое время прочитал много книг, просмотрел много видеоматериала на тему улучшения жизни, но потом во время занятий самотерапии мне приходилось все это выкорчевывать из себя. Потому что выяснялось, что эти знания только мешали моему развитию, ограничивали в действиях и свободе выбора.

Среди моих знакомых нет самоактулизирующихся людей… Есть небольшое количество находящихся на уровне «норма». Их на данный момент все устраивает в жизни. Все их низшие потребности спокойно удовлетворяются. Стабильная хорошо-оплачиваемая работа, которая им нравится, искренние отношения с любимым человеком, есть интерес к жизни. Они прибывают в состоянии спокойном и удовлетворенном состоянии, когда была последняя депрессия, они не могут вспомнить. О «высшем» они пока не задумываются, но, чувствуется, скоро эта потребность в них проснется.

Есть большое количество знакомых, которые страдают от каких-либо эмоциональных нарушений и неврозов. Плохие отношения с родителями, коллегами, одногруппниками, отсутствие друзей, проблема с противоположным полом, отсутствие смысла в жизни, отсутствие сил и мотивации по жизни и т.д. болезненно рубят по их личности. На самом деле решить выяснить все отношения можно за неделю, обрести силы и энергию по жизни можно за месяц-два, при правильном подходе. Все это очень мелко… Вот у людей, страдающих психозами, действительно проблемы. Страдания, которые они испытывают, не пожелаешь даже самому заклятому врагу.

Поэтому хочется, чтобы люди, принимали выбор по жизни в сторону развития, реализации себя и отказа от своих комплексов, предубеждений и ограничений. Но, как я писал выше, каждый этот выбор делает сам лично.