Славянские обряды, заговоры и ворожба.

Ярилин день (1марта).

В средневековой Руси допетровской реформы в этот день встречали Новый год. Начинался март Ярилиными днями, то есть были посвящены славянскому богу Яриле. По славянским поверьям в этот день земля начинала яриться, отмыкаться для тепла и света. В народе говорили: «Поднялся Ярило, берись, мужик, за вилы».

В это день беременные женщины взбирались на горку и грелись на солнышке, чтобы получить божественную силу от Ярилы – благополучно выносить ребёнка и родить.

Если в ночь высыпал снег, то матери посылали ребятишек размести мётлам снег. По поверьям считалось, что это принесёт счастье в дом и даст её членам здоровье.

В это день Ярило оплодотворят Землю (выпускал своё семя – росу), после чего начинался рост трав. Мужчины и женщины катались по полям, в надежде собрать Ярилину росу, которая ассоциировалась у славян с деторождением и плодородием. Крестьяне пасли скот, покуда не спадёт роса.

Обряд «отмыкания» земли.

Хозяин красил яйца в красный или ярко жёлто-зелёный цвет (Цвета солнца и растительности. Крашение яиц – древняя языческая традиция). Затем перед выгоном скотины он водил одним из яиц по хребту животного. После чего эти яйцом одаривали пастуха. Скотины выгоняли из стойбища веткой вербы во двор и кормили особыми хлебцами «бяшками».

Перед тем как выгнать скотину на улицу, ей под ноги клали тонкий кожаный поясок так, чтобы та через него перешагнула. Это делалось для того, чтобы скотина знала дорогу домой.

Крестьяне просили языческого бога Ярилу [7] оберечь скот от хищного зверя. Утром молодёжь обходила крестьянские дворы, приговаривая:

Ты спаси скотинушку,

Нашу сиротинушку,

Всю животинушку,

В поле, да за полем,

В лесе, да за лесом,

В лесу да за горами,

За широкими долами,

Дай ты скотине траву и воду,

А этому медведю пень да колоду.

Пастух гудел в рожок, возвещая, таким образом односельчанам о начале обряда «обхода». После этого с решетом в руках трижды обходил стадо на полосонь (то есть жизнь) и трижды на противополосонь (то есть смерть).

Крестьяне верили, что после совершения этого магического обряда вокруг стада замыкается круг железным замком. И это оградит скотину от напастей.

На Ярилин день запахивали пашню: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». Вечер же закачивался всеобщим гулянием. С этого дня начинались девичьи Ярилины хороводы и весенние свадьбы.

Древний славянский обряд на зачатие.

Для благоприятного зачатия в домашних условиях женщина проводила следующий ритуал: наливала воды в глиняную чашу, правым коленом ступала на порог, который символизировал границу реального и потустороннего миров, затем произнести заговор: «Матушка Богиня Жива [8] ! Сама слети, и лоно мое благослови да посыльников в него пошли: сынка, как соколка, а дочку, как ластушку». После чего выпивала воду и её остатками омывала свое лоно.

Заговор на зачатие и рождение ребёнка.

Положить на рассвете в святую воду бобовое зерно и семь раз прочитать над ним заговор. Перед соитием с мужем проглотить зерно, запив его святой водой. После этого трижды прочитать заговор. Ежедневно повторять заговор вплоть до зачатия ребенка.

«Зерно бобовое глотаю, на тебя, Господь, уповаю! Семя во чреве, пухни да разрастайся! Младенец, в доме моем, рабы Божьей (имя), появляйся! Зерно бобовое крепкое да здоровое, а слово мое крепкое и неколебимое, богом хранимое. Господу Богу нашему – земной поклон, а мне, рабе Божьей (имя) – младенца в дом. Аминь!».

Заговор на возвращение заблудившейся скотины.

1. «Лесной царь-батюшка, пригони и притвори мою коровушку». (Надобно затопить печь и с первым дымом позвать животное по кличке. Прочитать заговор и три раза плюнуть через левое плечо).

2. «Собирайся, мой милый зверь (кличка), ко всякой ночке к своему дому, как собирается мир православный к звону колокольному и пению церковному. Как муравьиные дети царю своему муравьиному служат и слушаются его, как медовые пчёлы слетаются к гнёздам своим и не забывают детей своих и не покидают их. И как стекаются быстрые речки и малые и большие в славный океан-море, так бы и ты, мой зверь (кличка животного, порода) тёк на мой голос со всех сторон: из-за озер, от мхов зыбучих, от чёрных болот, из-за рек, из-за лесов, тёк в дом мой ночевать, век вековать. Аминь» Заговор от порчи скотиныЕсли корову испортили она не даёт молока или молоко вытекает на землю, читать эти слова на закате солнца, бросая на корову соль: «Запрещаю тебе, бес проклятый, дух нечистый, быть в этом месте. Поди в своё место, а место твоё – Ад. Во имя Отца Сына, и Святого Духа. Аминь».Заговор от нападения на стадо зверей и лихих людейЗаговариваю я (клички животных) своих коров,Своих быков, своих козлят,Коней, лошадей и жеребят,Овец и ягнят и все свое дорогоеМое хозяйство большоеОт зверя хищного и ядовитой змеи.От грома и Ильи Пророка стрелы,От порчи, поветренной хвориИ от угона на чужое подворье,От того, что забыла сказать,От того, кого забыла назвать.Господи, помоги, Господи, благослови,Мою дорогую скотину сбереги.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Ныне и присно и во веки веков. Аминь.Заговор от нападения зверей«Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, помози мне, рабу Божию (имярек), и постави, Господи, около моего скота, милого моего живота Власьева рода, кругом, со всех четырех сторон черного и белого, и красного, и пестрого, и бурого, и седоватого, и рогатого, и комолого железный тын от земли и до неба, от неба и до земли. И обыди, Господи, около того тына железного. Ты, еще реку огненную от востока и до запада, от запада и до севера, от севера и до лета; и со всех четырех сторон, от земли и до небеси; от небеси и до земли. Кабы не приходил серый волк и сера волчица, и рыскуша, и лютый зверь, и люта волчица, и люта черная медведица. Кабы обходили всякие звери мимо моего живота Власьева рода, всякого черного и белого, и красного, и седоватого, и черемного, рогатого, комолого, быков, коров, телят и подтелков, и не повредили бы зубом и ногтем, и ничем его не вреждали по всякой час и по всякой день, и по всякую нощь, во веки веков. Аминь».