Словесное каратэ. Стратегия и тактика общения.

РАЗДЕЛ 1. Контраргументация. Реплики и замечания собеседников. Тактика и техника их нейтрализации. Глава 1. Сущность и причины возникновения замечаний, возражений и выпадов. Различия в уровне образования, культуры. Поло-возрастные различия собеседников. Общественно-политические, идеологические, религиозные разногласия. Личностные особенности партнеров. Различия в мыслительной культуре собеседников. Витиеватое изложение мыслей. Стремление привлечь к себе внимание. Форсированная подача информации одним из собеседников. Неполное информирование собеседника. Недостаточная концентрация внимания. Желание свернуть контакт. Глава 2. Классификация замечаний и возражений. Объективные замечания. Замечания субъективного характера. Предубеждения. Невысказанные замечания. Отговорки. Замечания в форме риторических вопросов. Советы. Демагогические заявления, высокопарные фразы. Язвительные, ехидные замечания. Ироничные замечания. Глава 3. Функции, выполняемые замечаниями и возражениями. Информационная функция. Социальная функция. Блокирующая роль. Регулирующая функция реплик, замечаний, возражений. Глава 4. Общий подход к нейтрализации замечаний. Первый этап — локализация. Второй этап — выделение сильных и слабых моментов. Третий этап — выбор тактики контраргументации. Глава 5. Приемы защиты от некорректных замечаний. Прием дилетантов («прикинуться простачком»). Научная тактика. Контрастные реакции. Адекватные реакции. Прерывание собеседника. Тактика широкой натуры. Тактика соблюдения точности. Тактика «перехода на личность». Скрытые нападки на личность. Тактика причисления. Тактика сведущего. Манипулятивный прием «Юг Франции». Подложный вопрос. Тактика трескучих (высокопарных) фраз, лозунгов. Тактика отсрочек. Тактика умолчания. Тактика придирок. Глава 6. Техника нейтрализации замечаний и возражений. 1. Ссылки на авторитет. 2. «Сжатие» замечаний, или «Одним махом — семерых побивахом». 3. Одобрение + уничтожение. 4. Метод «да… но». 5. Перефразирование. 6. Условное согласие. 7. Эластичная оборона. 8. Принятие замечаний. 9. Сравнение и/или выбор. 10. Метод опроса. 11. Предупреждение. 12. Доказательство бессмысленности. 13. Отсрочка. 14. Метод кусков. 15. Метод бумеранга. 16. Метод переадресования замечания. 17. Метод игнорирования. 18. Метод видимой поддержки. 19. Ссылка на серьезность ситуации или на высшие ценности. 20. Прием смягчения и/или оправдания. 21. Метод невербального ответа. Глава 7. Реагирование на реплики и грубые выкрики с места. Игнорирование одиночных выпадов. Блокирование реплик. Хлесткое парирование. Отсрочка. Постановка встречных вопросов. Прием «да… но» в сокращенном виде. Нейтрализация некорректных высказывании с помощью встречных реплик. Ссылка на серьезность и ценности высшего порядка. Контраст: шуткой на серьезное и серьезно на шутку. Уклончивый ответ. Реплика, призванная регулировать внимание. Заключение. Задания для самостоятельного тренинга. РАЗДЕЛ 2. Вопросы в роли аргументов. Глава 1. Функции вопросов. Проверка, уточнение, закрепление информации. Управляющая (регулирующая) функция вопросов. Функция вовлечения в беседу. Функции инициирования и регулирования активности. Побудительно-познавательная функция вопросов. Функция принятия лидирующей роли. Глава 2. Специализация вопросов. Риторические вопросы. Переломные вопросы. Вопросы для ориентации. Встречные вопросы. Уточняющие и альтернативные вопросы. Провокационные вопросы. Специализация вопросов для деловых бесед. Задание для самодиагностики и анализа ситуаций. Глава 3. Роль вопросов в аргументации. Вопрос-альтернатива. Вопросы-вымогатели. Вопросы-повторения. Контрвопросы. Вопросы-сравнения. Соединительные вопросы. «— ли»-вопросы. Условные вопросы. Риторические вопросы. Проективные (прожективные) вопросы. Встречный вопрос-капкан. Вопрос-инверсия (перевертыш). Уничижительный вопрос. Признаки, обнаруживающие наличие уловок. Глава 4. Нежелательные и нелепые вопросы. Уклониться от ответа. Похвалить вопрос, показавшийся вам неприятным. Переадресовать вопрос. Перефразировать вопрос. Задания для тренинга. Заключение. ЛИТЕРАТУРА. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.