Стивен Дж. Розен.

Бхагавад- гита.

Гита значит «песнь», а слово бхагавадуказывает на Бога, «обладателя (ват) всех достояний (бхага)». Таким образом, «Бхагавад-гита» переводится как «Песнь Всемогущего»; в ней изложены наставления Господа Кришны.

Стивен Дж. Розен

Произведение дошло до нас в форме диалога между Господом Шри Кришной и Арджуной, царем-воином. Их беседа состоялась непосредственно перед началом той самой опустошительной войны, о которой рассказывает «Махабхарата». Арджуна, пренебрегая своим долгом кшатрия (воина), отказывается сражаться. Такое решение продиктовано эгоистическими соображениями: в армии противника находятся его родственники и наставники. Кришна, согласившийся стать колесничим Арджуны, видит, что страх перед необходимостью убить своих родных и друзей совершенно лишил Арджуну сил. Кришна просит Арджуну вспомнить о долге воинов, от которых зависят судьбы людей, а также о более важном долге — долге вечного духовного существа во взаимоотношениях с Богом. Наставления, которые дает Кришна, относятся не только к Арджуне. Они выходят за рамки конкретной исторической обстановки и обращены ко всем. В ходе этого диалога проясняются такие темы метафизики, как различие между телом и душой (материей и духом), бескорыстная деятельность, эффективность самообуздания и медитации (йоги), роль знания и смысл преданности Богу. Кришна учит, что совершенство заключается не в отречении от мира, а в регулируемой деятельности (карма-йоге), выполняемой без привязанности к результатам. Кришна являет Арджуне Свою вселенскую форму, в которой можно увидеть все, что есть в мироздании; затем Кришна показывает Арджуне Свой образ четырехрукого Вишну и наконец Свой изначальный двурукий образ. Он дает знание о таких Своих проявлениях, как Брахман, Параматма и Бхагаван, и говорит, что именно Его личностный образ, а не безличный Брахман, является наивысшим аспектом Бога. Кришна рассказывает о трех свойствах материальной энергии — благости, страсти и невежестве — и объясняет, каким образом понимание этих свойств, а также знание о божественной и демонической природе живых существ может даровать просветление. Он описывает различные виды освобождения от материального рабства и высшее достижение — способность безраздельно предаться Ему.

ЧТО ТАКОЕ ДХАРМА?

Хотя многие специалисты соглашаются переводить санскритское слово дхарма как «долг», термин этот точному переводу не поддается. Как правило, он включает в себя такие понятия, как религия, вера, священный долг, добродетель, космический порядок и т. д. Слово дхарма происходит от глагольного корня дхри, основное значение которого — «держать». В более широком смысле это слово обозначает то, что «удерживает все воедино». Предметы не распадаются на части благодаря своим неотъемлемым свойствам. Поэтому дхарма указывает на отличительный признак предмета, или его неотъемлемое качество. Дхарма воды — влажность. Дхарма меда — сладость. Согласно «Бхагавад-гите», дхарма души заключается в любовном преданном служении Кришне.