Стивен Дж. Розен.

Поклонение Божествам.

Скульптурный образ Бога — божественная аватара, это Сам Господь, вверивший Себя заботам людей. Божество — это гость свыше, и Ему должен быть оказан подобающий прием. В храмах для Него возжигают благовония и лампады, Ему подносят цветы и вкусные блюда, исполняют в Его честь гимны — все это радует и преданных, и Самого Господа.

Более того, поклонение Божеству способствует возникновению любовных отношений между преданным и Богом. «Поклонение [вайшнавов], — пишет Диана Эк, — не похоже на йогический процесс отстранения чувств от внешнего мира. Скорее наоборот: здесь чувства пробуждаются и тянутся к Божественному. Перед входом в храм всегда висит небольшой колокол, и тот, кто переступает порог святилища, ударяет в него, направляя тем самым всю свою энергию на Бога. В дар-шане утончается не только зрение — все остальные чувства тоже устремляются к Богу, возможно даже еще более интенсивно». Эк продолжает: «Изваяние, которое можно созерцать и омывать, которым можно восхищаться, к которому можно прикоснуться и которому можно воздать почести, — это не просто некий посредник между верующим и Богом, присваивающий себе то, что причитается Всевышнему. Нет, изваяние — это и есть Верховный Господь, та Его форма, которая облегчает и расширяет возможности тесного общения между верующим и Богом и способствует развитию глубоких эмоций при поклонении». Можно сказать, что желание Бога воплотиться в скульптурной форме является высшим выражением Его любви к человечеству. Об этом замечательно сказал Пиллаи Локачарья, великий учитель из школы Рамануджи: «Вот она, великая милость Господа: будучи свободным, Он связывает Себя узами; будучи независимым, Он ставит Себя в зависимость от служения преданных... Во всех других обстоятельствах человек принадлежит Богу. Но узрите высшее самопожертвование Ишвары [Кришны]: принимая облик мурти, Всемогущий становится собственностью преданного... Преданный носит Господа, обмахивает Его опахалом, кормит Его, играет с Ним: о да! — безграничное обрело границы, Бог стал таким, что каждая душа-дитя может притронуться к Нему, понять Его, полюбить Его».