Стивен Дж. Розен.

БУДДА и ШАНКАРА.

В соответствии с вайшнавским взглядом на историю, большая часть населения Индии строго следовала ведической традиции вплоть до явления Гаутамы Будды (середина первого тысячелетия до н. э.). К этому времени указания Вед стали толковать каждый на свой лад. Люди проводили бесполезные жертвоприношения, предписанные для других ЭПОХ, убивая для этих целей животных.

Стивен Дж. Розен

Будда.

Чтобы остановить безумие,Будда вынужден был полностью отвергнуть Веды. Он не стал учить метафизическим тайнам мироздания, как это делают Веды, но сосредоточился на морали, этике, принципах обретения психической силы, на природе страдания и способах избавления от него. Он учил закону непостоянства, взяв за основу очевидные истины: преходящую природу всего материального и принцип причин и следствий, согласно которому все, что происходит в нашей жизни, — не случайно.

Стивен Дж. Розен

Будда учил, что в мире, который устроен подобным образом, надо придерживаться Срединного Пути. Под этим подразумевался уравновешенный, гармоничный взгляд на мир, исключающий как потворство своим желаниям, так и строгий аскетизм. Основу учения Будды составляют Четыре Благородные Истины:

1) страдание свойственно всему миру;

2)страдание проистекает от желаний и страстей;

3)страдание можно предотвратить или преодолеть;

4) принципы буддизма призваны избавлять от страдания.

Стивен Дж. Розен

Эти принципы лежат в основе Восьмеричного Пути: правильное поведение, правильные побуждения, правильные решения, правильная речь, правильный источник дохода, правильный объект размышлений, правильные усилия и правильная медитация на добропорядочное поведение.

Таким образом, буддизм учит принципам, предшествующим теизму: «Очисти свои помыслы, стань хорошим человеком — и ты возвысишься над страданиями материального мира». Вот почему в буддизме не говорится ни о более ранних, ведических концепциях, ни о Боге. Однако в VIII веке н.э. появился Шанкара — воплощение Господа Шивы. Он восстановил авторитет ведических писаний, хотя и представил их в несколько непривычной форме. Шанкара учил, что Веды — это божественное откровение, но трактовать их следует метафорически и в конечном итоге с позиций имперсонализма. Другими словами, в представлении Шанкары Бог — это прежде всего абстрактная сила, поэтому упоминания о личности Бога в священных писаниях следует воспринимать либо как символы, либо как указания на относительную природу Бога. Такой подход был привлекателен для аудитории Шанкары, которая состояла главным образом из приверженцев буддизма; они привыкли оперировать категориями абстрактной философии и психологии и не были способны по достоинству оценить Верховное Существо. Итак, Будда явился в этот мир, чтобы отвлечь людей от ведических писаний, трактованных неверно, а Шанкара затем восстановил авторитет Вед, причем так, чтобы буддисты смогли его принять. Вайшнавы считают, что подобное восстановление ведической культуры было частью божественного промысла. По-настоящему возрождение Вед началось в XI веке с появлением Рамануджачарьи.