Стивен Дж. Розен.

ЭКСПАНСИИ КРИШНЫ.

Кришна — источник всего, что было, есть и будет; Он Бхагаван (Бог). Но это не значит, что Он проявляется лишь в одной этой форме. Отвечая на многогранные чувства Своих преданных, Кришна предстает перед ними в самых разных образах. Кришна — это олицетворение красоты и сладости, а Его экспансия Вишну (Нараяна) — олицетворение силы и могущества. Вишну в Свою очередь распространяет Себя в аватар («воплощения»), таких как Нрисимха, Вамана, Вараха, Рама и другие.

Стивен Дж. Розен

Детальные сведения об экспансиях и воплощениях Бога содержатся в приложениях к Ведам. Категории, к которым относят Кришну и Его экспансии, называются сваям-рупа, тад-экатма и авеша. Личная форма Кришны (сваям-рупа) выражает Его изначальную, самосущую природу. Из этой формы исходит вторичное проявление (тад-экатма), которое тождественно Своему источнику по внутреннему содержанию, но отличается от Него внешними чертами и степенью могущества. Кроме того, Бог может явиться как наделенное особыми духовными полномочиями живое существо (авеша). Внутри этих трех категорий раз- личают еще такие виды экспансий, как виласа и свамша, а также вайбхава и прабхава. Экспансий может быть много, но это всё тот же единый Бог. «Бог один, второго Бога нет» (эка брахма двития-насти) — так гласят священные писания. Это опровергает распространенное мнение, что индийская религия призывает поклоняться сонму богов. Причина такого неверного понимания кроется в сложной теологической системе Вед — особенно это относится к разделам, в которых речь идет о Кришне и Его многочисленных экспансиях и воплощениях. Но внимательное изучение священных текстов явит нам четкую картину монотеистической религии.