Стивен Дж. Розен.

ИЗНАЧАЛЬНАЯ БОГИНЯ.

Хотя индийское общество считается по большей своей части патриархальным, в нем есть и древняя традиция шактизма, поклонения женскому божественному началу. Эта традиция восходит еще к Ведам, в которых рассказывается о таких богинях, как Ратри, Адити, Сарасвати. По мере развития «индуизма» популярность завоевали Парвати, Тара, а также Махавидьи и Матрики. С незапамятных времен жители Индии поклоняются Верховной Богине, которую называют по-разному: Дургой, Кали, Умой, Махадеви и многими другими именами. Она — божественная шакти ( « энергия » ) вселенной.

Стивен Дж. Розен

Сарасвати, Парвати и Дурга.

С точки зрения вайшнавизма божественная женская энергия (шакти) подразумевает существование божественного источника энергии (шактимана). Богиня немыслима без своей мужской половины. Сита принадлежит Раме, Лакшми — Нараяне, у Радхи есть Ее Кришна. Источником всех проявлений Бога является Кришна, а, соответственно, источником всех олицетворенных шакти (космических энергий в женских обликах) — Шри Радха. Она и есть Изначальная Богиня.

Стивен Дж. Розен

Вайшнавизм можно рассматривать как разновидность шактизма, в котором пурна-шакти, или самое полное олицетворение женской энергии, почитается как наивысший аспект Божественного. В каком-то смысле эта энергия превосходит даже мужское начало Бога. В Шри-вайшнавизме, например, Лакшми (экспансия Шри Радхи) считается Божественной Посредницей, без милости которой доступ к Нараяне невозможен. В традиции Г’аудия-вайшнавизма Верховной Богиней признаётся Радха: известно, что силой Своей любви Она подчиняет Себе Кришну.

Стивен Дж. Розен

Радха, Изначальная Богиня,

вместе с Кришной.

О высшем положении Изначальной Богини замечательно сказал заведующий отделом азиатских исследований Университета Троицы (Сан-Антонио, США), профессор религиоведения Ч. Маккензи-Браун: «Радха... — самая любимая и близкая подруга Кришны, поэтому у Нее особая роль. Благодаря Своей предан- ности и служению Кришне Она становится проводником Его милости (прасада, ануграхи) и сострадания (крипы). Она вся состоит из любви к Кришне, и главным образом через Нее Кришна передает Свою любовь преданным. Так Она Сама становится объектом поклонения. В «Брахма-вайварта-пуране» Кришна недвусмысленно говорит, что Он не даст мокшу (освобождение) никому, кто не почитает Радху. Более того, Он торжественно заявляет, что поклонение Радхе выше, чем поклонение Ему, поскольку первое доставляет Ему несравненно больше радости» 1.

Стивен Дж. Розен

Богиня Лакшми (экспансия Шри Радхи) и.

Дурга (Верховная Богиня Материального мира).

Примечание:

1. С. Mackenzie Brown. 1982. ‘The Theology of Radha in the Puranas, ’ In Hawley and Wulff, eds., ‘The Divine Consort: Radha and the Goddesses of India, ” 69. Berkeley Religious Studies Series.