Свет и цвет в фотографии.

В чем хранить будем – в RAW, TIFF или JPG.

Еще во время съемки стоит задуматься над тем, в каком формате сохранять полученное изображение. От этого зависит качество будущей фотографии и трудоемкость постобработки.

Напомню: матрица камеры состоит из множества фоторезисторов (сенселей) – полупроводниковых элементов, чувствительных к свету, которые регистрируют количество квантов света и преобразуют свет в электрический заряд. Величина заряда запоминается компьютером камеры. При этом резисторы разделены на три группы: на одну из них надеты красные фильтры (R), на другую – зеленые (G), на третью – синие (B). Так камера получает сведения о том, сколько красных, зеленых и синих лучей отразилось от снимаемого объекта и попало на матрицу фотоаппарата. Затем компьютер камеры фиксирует данные о величине заряда, полученные каждым резистором. Эти цифровые значения принято называть RAW-форматом (от англ. raw – сырой). Теперь процессор камеры из триады данных разноцветных сенселей создает одну точку будущего изображения – пиксель. Каждому пикселю присваивается цвет, яркость и координаты расположения на матрице, а на экране монитора камеры появляется маленькая служебная картинка.

Все цифровушки изначально снимают RAW-файлы, но каждая фирма придумывает для них свои названия. Nikon называет сырой файл NEF, Canon – CR-2. Существуют и другие форматы для сохранения файлов. Название сырого файла вашей камеры вы найдете в инструкции к фотоаппарату. Выбирать придется между высоким качеством и экономией места на флеш-карте.

Формат TIFF позволяет записывать и перезаписывать файл неограниченное количество раз без каких-либо изменений и потери данных. Это не самый экономичный способ сохранения изображений, но он принят большинством потребителей. TIFF-файлы занимают на флешке больше всего места, поэтому на карте памяти их поместится меньше.

Формат JPG может сохранять изображение с различными степенями сжатия информации. В зависимости от выбранного в меню режима, изображение делится на соответствующее количество квадратов, внутри которых цифровые значения снятых с соседних сенселей зарядов усредняются, в результате картинка безвозвратно теряет часть информации. При этом каждая новая попытка пересохранения JPG-файла приводит к новому усреднению данных соседних пикселей и дополнительной потере информации. Чем больше картинок вам предложат сохранить на одной и той же флешке, тем большему усреднению будут подвергнуты файлы, тем больше оттенков света и цвета будет потеряно.

Ключевое отличие RAW-формата от JPG-формата в том, что RAW-файл содержит в себе только результат измерения падающего на сенсор света, а JPG-файл – программу рисования изображения на конечном носителе.

Несколько лет назад емкость флешек была мизерной. Моя первая цифровушка комплектовалась флеш-картой 64 мгб, на ней умещалось всего десять RAW-файлов. В борьбе за потребителя производители фотоаппаратов услужливо предлагали возможность экономить за счет сжатия файлов. На тех же самых флешках в 64 мгб можно было сохранить, например, около сотни альтернативных JPG-файлов. Однако, выбирая экономию памяти, фотограф расстается с качеством, причем безвозвратно.

Для превращения невидимых глазу цифр RAW-формата в конкретные пиксели придуманы специальные программы – конвертеры. Они существуют отдельно от камеры. Но можно еще в материнской утробе фотоаппарата превратить RAW-файл в картинку и записать ее на флешку с помощью TIFF или JPG. Сейчас трудно найти веские основания для сжатия только что отснятых файлов. Развитие технологий привело к увеличению емкости и снижению стоимости флеш-памяти для всех типов фотоаппаратов. Разумнее, за редким исключением, сохранять картинки в RAW-формате. И не только потому, что память подешевела, и экономить ее не обязательно. Сохраняя работу в сыром формате, вы сохраняете возможность вернуться к исходному варианту съемки. За какой-то десяток лет существования цифровой фотографии я уже много раз заново обрабатывал свои снимки. Со временем взгляд на них менялся, хотелось улучшить или вовсе переиначить их до полной неузнаваемости. RAW-формат позволяет сделать один и тот же кадр то синим и холодным, то рыжим и теплым с помощью всего двух поводков изменения цветовой температуры конвертера (см. фото 56а, 56б).

Свет и цвет в фотографии

Фото 56а. «Александровский сад».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 G ED IF N.

Чувствительность 1000 ISO.

Выдержка 1/25 сек.

Диафрагма 5,6.

Экспокоррекция – 1,00 EV.

Фокусное расстояние 24 мм.

Свет и цвет в фотографии

Фото 56б. «Александровский сад».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 G ED IF N.

Чувствительность 1000 ISO.

Выдержка 1/25 сек.

Диафрагма 5,6.

Экспокоррекция – 1,00 EV.

Фокусное расстояние 24 мм.

Эти два варианта конвертации одного RAW-файла наглядно подтверждают расхожую мудрость: снимай в RAW – не пожалеешь. В данном случае в поле кадра одновременно попали источники с теплым светом (ярко-оранжевые натриевые лампы) и с холодным (ртутные с сине-зеленым светом). Небо над городом было затянуто облаками сложного зеленовато-пурпурного цвета, который при конвертации может принимать любые оттенки от серого до ядовито-синего. Я отобрал для публикации всего два варианта проявки RAW-файла. Оба имеют право на существование, но если бы я сохранил этот файл в JPG, я не смог бы показать вам эти фотографии. Камера сама интерпретировала бы исходные данные и предложила свое решение. И если бы даже оно мне не понравилось, я не смог бы переделать картинку так, чтобы достичь цветовой гармонии. Информации для этого в JPG-файле было бы недостаточно.