Свет и цвет в фотографии.

Темная тональность.

Фотографии в темной тональности характеризуются преобладанием темных пикселей и небольшим количеством светлых пятен, а то и их отсутствием. Такие картинки принято считать негативными, несущими драматичное, грустное настроение. Мне трудно согласиться с этим, поскольку видел и сам снимал множество веселых фотографий с преобладанием темных тонов. На мой взгляд тональность не стоит обсуждать саму по себе, вне оценки содержания работы. Получение темной тональности как цветных, так и черно-белых фотографий технически несложно. Снимать лучше темные предметы, портретировать брюнеток и брюнетов в темной одежде, так как светлая одежда создает сложности в процессе съемки, и фон следует выбирать темный. Использовать заднебоковой свет, контровой, или контражур, образующие больше всего теней в кадре. Освещенные зоны тем меньше, чем больше источник света похож на контражур. В некоторых случаях для получения темной тональности удается очень эффектно использовать строго боковой свет (см. фото 67 и гистограмму).

Свет и цвет в фотографии

Фото 67. «Портрет дочки». Пример темной тональности.

и бокового света.

Камера Rolley SL-66.

Кадр 6х6 см.

Объектив портретный 160 мм.

Пленка Fujifilm Astia 100 ACA.

Диафрагма 11.

Штатив.

Свет и цвет в фотографии

Гистограмма к фото 67. Все пиксели в портрете смещены в левую половину гистограммы. Мало того, обратите внимание на высокую горку вдоль левой границы. Высота горки подтверждает то, что видит глаз зрителя: черных пикселей в кадре много, а белых почти нет.

Фотография сделана двадцать лет назад. Тогда о цифре никто даже не помышлял. Снимал на слайд камерой среднего формата. Картинка задумывалась темная, мне хотелось подчеркнуть точеный профиль дочки. Получить такой свет и сейчас довольно сложно, хотя за эти годы появилось очень много новых удобных источников света. Я же это сделал, используя только что открытую технологию освещения световой кистью. Теперь этот прибор иногда называют плавающим источником света. Суть техники в том, что съемка происходит в абсолютно темной комнате, свет исходит только от одного источника света, который находится у меня в руке. Я размахиваю им в процессе экспонирования, стараясь осветить только те места снимаемого объекта, которые задумал, и в той степени, которая необходима. Понятно, что за одну секунду голову высветить я не мог. Акценты на жемчужинке в ухе и на ожерелье требовали отдельной траектории движения кисти. Словом, снимал в несколько экспозиций. Дочка при этом играла в замри, стараясь не дышать и не моргать. Это ей почти удалось, смазки есть, но они малозаметны. Свет боковой. Если присмотреться, то можно заметить, что даже ожерелье снято при переднебоковом направлении света. Кстати, в данном случае темная тональность никак не ассоциируется с депрессухой и негативом.

Свет и цвет в фотографии

Фото 68. «Бульба». Пример темной тональности.

и верхнего света.

Камера Nikon D3.

Объектив AF-S Nikkor 35/1,4 G N.

Чувствительность 1600 ISO.

Выдержка 1/50 сек.

Диафрагма 3,5.

Экспокоррекция – 1,33 EV.

Свет и цвет в фотографии

Гистограмма к фото 68. Гистограмма показывает, что фотографии в темной тональности можно снимать и при верхнем свете и даже в том случае, когда герой одет в светлую майку.

В подсобном помещении цирка рядом с манежем очень темно (см. фото 68 и гистограмму). Высоко под потолком висела зеленая противная ртутная лампа, какие используют в уличных фонарях. Переотражаться и рассеиваться свет не мог – стены далеко, и они не белые. Вот почему на героя свет падает сверху бескомпромиссно жестко, плодит множество теней и тенюшек, тщательнейшим образом выявляя каждую морщинку, каждую поринку на лице. Влажная от испарины кожа бликует. Я быстро сообразил, что сюжет надо загонять в темную тональность, и ввел минусовую экспокоррекцию, отказавшись от мысли сохранить цвет.

Свет и цвет в фотографии

Фото 69. «Сцена из спектакля „Диалоги кармелиток“.

в Геликон-опера». Пример темной тональности при.

сложном освещении.

Камера Nikon D2x.

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 G ED IF ASP.

Чувствительность 800 ISO.

Выдержка 1/10 сек.

Диафрагма 2,8.

Фокусное расстояние 25 мм пленочного стандарта.

Свет и цвет в фотографии

Гистограмма к фото 69. Для меня самого эта гистограмма оказалась неожиданной. Слева, там, где я предполагал увидеть монолитную стену из черных пикселей, вдруг обнаружилась щель между границей черных тонов гистограммы и очень темных, но все-таки не черных, которые доминируют. Синих пикселей довольно много, цвет их насыщенный и потому кажется светлее, чем показывает беспристрастная гистограмма.

Сидел я в проходе между партером и бельэтажем, смотрел концерт (см. фото 69 и гистограмму). Вдруг справа от меня открылась дверь, и передо мной плюхнулся на колени артист со свечкой в руке. Я его снял, но про экспокоррекцию даже подумать не успел. Ретушируя фон, пришлось помудрить, поскольку он получился тонально светлее, чем нужно. В кадре два источника света. На переднем плане в роли рисующего источника света – свеча, на лицо артиста она светит сбоку, а на белую спинку кресла – почти фронтально. Сцена освещена синим светом софитов. Освещенность сцены раза в два выше, чем освещенность переднего плана. Тут я придавил света, чтобы фон не выбивался из темной тональности. После изменения соотношения яркостей вдобавок к красивому светотеневому рисунку проявился тональный контраст и цветовой контраст теплого переднего плана и холодного фона. Все вместе помогло сохранить таинственную и одновременно драматичную атмосферу сцены из спектакля.

Свет и цвет в фотографии

Фото 70. «Факел. Завод Алтай-кокс». Пример темной.

тональности и заднебокового света.

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 14—24/2,8 G ED IF N.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/2 сек.

Диафрагма 2,8.

Экспокоррекция – 0,33 EV.

Фокусное расстояние 14 мм.

Свет и цвет в фотографии

Гистограмма к фото 70. Гистограмма показывает, что.

фотография действительно нарисована в основном.

черными и темными пикселями, но светлые тоже есть.

Вертикальная горка белых пикселей расположилась справа на границе графика – это отображение факела. Еще.

немного светлых пикселей ушло на изображение окон.

и крыши левого здания. Все остальные объекты.

фотографии оказались в левой, темной половине.

гистограммы.

Факел, в котором сгорает попутный газ, является рисующим источником освещения в этом кадре (см. фото 70 и гистограмму). Пламя размазалось из-за использования длинной выдержки. Я намеренно выбрал низкую чувствительность, чтобы сохранить лучшие качества файла, на которые способен мой фотоаппарат. А он постарался: даже смещение цветовой гаммы в сторону теплых тонов не убило цвета зелени, синевы неба, белизны оконных рам в тенях, при увеличении видно, какие именно цветы распустились на клумбах под окнами административного здания. Разрешающая способность объектива оказалось столь высокой, что на фотографии можно сосчитать листочки и травинки растений на переднем плане. В кадре два здания. Правое щедро освещено пламенем факела, для его фасада этот свет является боковым, но длинных теней не оставляет. Плоскость стены рассеивает и отражает часть упавшего на нее света, окрашивая стену и окна соседнего здания там, где они близко соприкасаются. Деревца на переднем плане освещены совсем иначе. Листву буквально пронизывает жесткий свет, направленный почти прямиком в сторону камеры. Тени, которые при этом образовались, я использовал для того, чтобы уравновесить левую, темную и потому тяжелую половину кадра с правой, ярко освещенной. К тому же и небо оказалось слишком тяжелым для сложившейся композиции, и потому на переднем плане логично было разместить что-то темное. Забавно, что заднебоковой свет, который по определению должен был дать множество затененных плоскостей, не стал этого делать. Вовсе не потому, что я ошибся, описывая его свойства. Просто, я не сказал об особенностях сверхширокоугольного объектива, которым был сделан этот кадр. Объектив охватывает такое большое пространство, что источник света в левом углу для левой половины композиции действительно является контровым, а правая половина кадра освещена уже переднебоковым светом. Вот почему на плоскости стены административного здания справа теней совсем мало.

Для получения темной тональности свет может быть и мягким и жестким. Выбор графической выразительности остается за автором снимка. Для смещения всех тонов в сторону темных зон шкалы Адамса можно использовать минусовую экспонометрическую поправку. При съемке в RAW-формате обычно достаточно уменьшить экспозицию на одну ступень. Если не сделать этого, автоматика камеры превратит черные предметы в серые.

Светлая и темная тональность – это крайности. Логично предположить, что между ними мирно дремлет бесконфликтно-серая тональность, которой никто даже имени не придумал, потому что картинки с полной проработкой всех тонов от черного до белого считаются нормой, так о воздухе – никто не задумывается, пока он есть.