Свет и цвет в фотографии.

Цвет как главное выразительное средство.

Если главным выразительным средством является цвет, то работа над композицией должна начинаться с анализа цветовых пятен, которые определят и рисунок. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии. Иттен полагал, что основные цвета – желтый, красный, синий – образуют классическое гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, получится равносторонний треугольник, в котором каждый цвет представлен с предельной интенсивностью: желтый воспринимается зрителем как желтый, красный – как красный, синий – как синий, а их смесь дает разные оттенки серого. Классическая триада образуется тремя равноудаленными от центра цветами. Любая цветовая триада гармонична, классическая – особенно эффектна, даже если используются бледные, разбеленные оттенки (см. рис. 6).

Свет и цвет в фотографии

Рис. 6. Классическая триада.

В фотографической практике главным обычно становится только один цвет, а два других акцентируют внимание на небольших частях кадра. На фото 6: желтый – главный цвет, красный – рефлексирующий отсвет от раскаленного металла, синий – дневной свет, проникший в цех сквозь стеклянные фонари потолка.

Свет и цвет в фотографии

Фото 6. «Прокатный стан».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 17—35/2,8 ED IF ASP.

Чувствительность 4000 ISO.

Выдержка 1/125 сек.

Диафрагма 4,5.

Экспокоррекция – 0,67 EV.

Фокусное расстояние 17 мм.

Контрастная триада, состоящая из красно-фиолетового, зеленого, оранжевого цветов, образует равнобедренный треугольник, в котором вместо противоположного комплементарного цвета используются соседние с ним цвета. Такой подбор позволяет получать впечатляющие контрасты гармоничных цветовых пятен и легко влиять на них, выбирая один из цветов главным (см. рис. 7, фото 7).

Свет и цвет в фотографии

Рис. 7. Контрастная триада.

Свет и цвет в фотографии

Фото 7. «Конец рабочего дня» из серии «Наводнение в Венеции». Красно-фиолетовый, зеленый, оранжевый – основные цветные пятна этой фотографии. Они создают довольно яркую картинку, несмотря на отсутствие чистых цветов и их разбеленность. Оранжевые пятна окон занимают в кадре немного места, но без них картинка потеряла бы сочность и умерла.

Камера Nikon D3.

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 G ED IF N.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/640 сек.

Диафрагма 4.

Экспокоррекция – 0,67 EV.

Фокусное расстояние 24 мм.

Прямоугольник, в котором две пары цветов – красный и зеленый, оранжевый и синий – комплементарные. Эта прямоугольная схема позволяет получить, пожалуй, самое большое количество гармоничных вариаций, входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать такую схему, один цвет можно выбрать доминирующим, остальные будут играть вспомогательную роль (см. рис. 8).

Свет и цвет в фотографии

Рис. 8. Прямоугольная схема.

Свет и цвет в фотографии

Фото 8. «Дождливое утро» из серии «Наводнение.

в Венеции».

Камера Nikon D3.

Объектив Nikkor 18/2,8.

Чувствительность 400 ISO.

Выдержка 1/160 сек.

Диафрагма 3,5.

Экспокоррекция – 0,67 EV.

Фокусное расстояние 18 мм.

Фотография 8 сложилась из пятен, близких к прямоугольной схеме, – красный (ближе к розовому), оранжевый, зеленый и синий. Оттенки серого служат прослойками, разделяющими основные пятна цвета, что, на мой взгляд, добавляет яркости и живости этой картинке. Она кажется оптимистичной, несмотря на серое небо, пасмурную погоду и трагическое состояние тонущего города. Должен заметить, что репродукция портрета Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» в окошке второго этажа заставила меня подкорректировать цвет вязаной шапочки прохожего, которая имела другой оттенок синего. Пришлось перекрасить ее в цвет платка девушки.

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную. Две пары цветов – красный (ближе к оранжевому) и зеленый, желтый и синий – комплементарные, только гармоничные цвета в ней равноудалены от центра круга. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет (см. рис. 9).

Свет и цвет в фотографии

Рис. 9. Квадратная схема.

Цветные пятна на фото 9 близки к гармонии по квадратной схеме Иттена (см. рис. 9). За основу взят цветовой контраст синего и желтого. Разные оттенки красного и зеленого использованы для окраски фона. Фигурка прохожего почти ахроматична.

Свет и цвет в фотографии

Фото 9. «Прогулка по отражениям».

Камера Nikon D2х.

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 G ED IF.

Чувствительность 100 ISO.

Выдержка 1,8 сек.

Диафрагма 4,5.

Экспокоррекция – 2,00 EV.

Фокусное расстояние 25 мм.

Аналоговая триада встречается обычно в тихих пастельных пейзажах. Образуется тремя соседними цветами двенадцатичастного цветового круга. Фотографы вынуждены прибегать к доработке такого рода снимков, акцентируя какое-то одно цветовое пятно, второй цвет использовать для поддержки первого, а третий – по обстоятельствам. В природе такие сочетания цветовых пятен страдают от низкого контраста (см. рис. 10, фото 10).

Свет и цвет в фотографии

Рис. 10. Аналоговая триада.

Свет и цвет в фотографии

Фото 10. «Сицилийский пейзаж».

Камера Nikon D3s.

Зум AF Nikkor 80—400/4,5—5,6 ED IF VR.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/500 сек.

Диафрагма 5,6.

Фокусное расстояние 400 мм.

Фото 10 построено на близких по цвету пятнах цветового круга Иттена. Понятно, что идеально точно на фотографии триада желто-зеленого, зеленого и голубого выстроиться не могла. В кадре присутствуют не три оттенка близких цветов, а гораздо больше. Во время ретуширования пришлось поднять насыщенность желто-зеленого пятна.

Цвета круга Иттена образуют гармоничные сочетания, если объединить их по формальному геометрическому принципу вершинами равносторонних и равнобедренных треугольников или углами квадратов и прямоугольников (см. рис. 5—9). Любые три соседних цвета образуют аналоговую гармонию (см. рис.10). Эти фигуры можно свободно вращать в пределах круга.