Тайное учение Пятого Евангелия (от св. апостола Фомы).

100.

Иисус [сказал: Царствие Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто (и) разделила это в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!

Все живые существа — это частички Бога (Атмы), которые были отделены Господом от Самого Себя, чтобы те затем снова вернулись к Нему, но обогащенные самопознанием и опытным знанием Материи. Поэтому множество живых существ во вселенной часто уподобляют искрам от костра: качественно они равны костру, но все же — не костер.

Будет также справедлива здесь и другая модель, подобная только что приведенной. Если взять немного жидкой ртути и вылить ее на ладонь, то можно видеть, как ее капельки то сливаются вместе, то снова отделяются. Но если эти капельки вымазать пылью, то слиться они с основной массой ртути уже не могут. И для того, чтобы каждая единичная капелька могла слиться с основным резервуаром ртути, ее сначала надо очистить от загрязнений, или «переплавить» (заметим, кстати, намек на общие принципы или идеи даосской или западной духовной алхимии!).

Но можно, как это делается в апокрифе, уподобить каждую Атму, т. е. Искру Божью, маленькому кусочку закваски. Санскритские Священные Писания — Бхагавата-пурана, Вишну-пурана, Шива-сутра, Бхагавад-Гита и другие — описывают Атму как мельчайшее образование, напоминающее яркую точку света, проецирующуюся в область середины грудной клетки (не путайте с Анахата-чакрой как органом лишь Эфирного и Астрального тела!). Хотя все эти источники различаются в деталях — одни говорят, что Атма меньше диаметра волоса, другие сравнивают ее с ногтем… — ясно, что эти уподобления суть модели, проекции на разных уровнях или «срезах» единой Реальности.

В большом слоне и в маленькой мышке, в ките и в муравье — в каждом горит Атма, или Искра Божья, различающаяся по степени своей дифференцированности и по структуре связанного с ней аурического кокона. Апокрифические «хлебы» — это Плотное тело и вообще низшая материальность четырех наиболее грубых планов, Атма — это апокрифическая «закваска», т. е. частичка Самого Господа, ядро Монады каждого живого существа.

В каноническом Новом Завете слово «закваска» иногда употребляется и в ином, отрицательном значении: «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.» (Мф 16:6) и дальше — читаем «Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Мф 16:12).

Иначе говоря, слово «закваска» может быть синонимом «семян» или «проростков» — Божественных качеств или, наоборот, сатанинских (вспомним про упоминавшееся выше «семя Эйцехоре»). Семеричный человек находится как бы посредине, и он может сознательно взращивать как Божественные качества, или наращивать свойства Атмы, или наоборот, идти по пути демонизации, т. е. все более и более абсолютизировать низшее-«я». Фарисейский же самообман — это тоже дурные проростки показного благочестия, возрастающей иллюзии и гордыни.