Тайное учение Пятого Евангелия (от св. апостола Фомы).

8.

И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

Многие уже догадались, что речь здесь идет об иерархии ценностей. Образ рыбок — символ единичных благ и ценностей. И здесь Иисус говорит, конечно, не о «горизонтальной» шкале ценностей, но о «вертикальной», в иерархии вселенских Планов по степени их тонкости.

Вспомним, как Иисус говорит в каноническом Евангелии от Матфея:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:25–34).

Итак, выделим главный момент: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф 6:33). Здесь, в апокрифе, подразумевается то же самое, но в несколько иной, иносказательной форме.

Однако, смысловой спектр данного апокрифического стиха этим не ограничивается, и есть еще смысловой спектр значений, связанных и с самими поисками Истины и духовного Пути.

Первый смысловой аспект, как видно сейчас, состоит в следующем. Предположим, вы пришли в магазин духовно-эзотерической литературы и видите перед собою огромное множество самых разнообразных книг… Вы видите разно-образные дианетики, аэробики и ребефинги, пособия по развитию памяти и психологическая макулатура… Среди книг, далее, есть более или менее глубокие, написанные явно людьми разного уровня, и у вас есть возможность просмотреть все это множество продаваемой литературы. Какие книги вы выберете? — конечно, более важные на ваш взгляд!

Как-то раз моя бывшая соседка пригласила меня посмотреть на ее библиотечку духовно-эзотерической литературы, и я впервые был поражен: на трех-четырех полках было редкостное собрание второстепенных и малозначительных книг. Тогда я даже поразился: это надо же было так умудриться — ни одной сколько-нибудь серьезной книги! Я не могу здесь давать какие-то конкретные советы, да это было глупо: сколько люденй, столько и индивидуальных путей приближения к Истине.

Но есть также важный общий момент, относящейся и к современности: есть книги, содержащие развивающие практики и те, что содержат практики освобождающие. Религиозная литература относится в своем подавляющем большинстве к числу последних. Намек мой здесь понятен…

Во времена Иисуса не было, конечно, духовно-эзотерических лавок, но было огромное множество пророчествующих, бесноватых и юродивых. И все они что-то проповедовали, что-то говорили, что-то вещали… Поставьте мысленно самих себя на место древних иудеев: кого слушать? какие пророчества верные, а какие — чистые фантазии или откровенный бред?

Поэтому даже в этом отношении значимость Иисуса как Учителя была уникальной и на несколько порядков выше даже самых продвинутых учителей из числа человечества. Смысл этого апокрифического стиха, таким образом, понятна: слушай Того, Кто выше всех!

Большая истина уже содержит в себе самой и истину меньшую — так и освобождающие духовные практики уже содержат в себе развивающие и дают развитие даже каким-то материальным способностям человека.

Второй смысловой аспект. Наряду с только что приведенным моментом, есть еще и иной, — в пределах самого учения Иисусова. Время шло, Иисус уже знал о своем предстоящем уходе с земного плана, и он знал, что апостолы, как и другие ученики, что-то потом вспомнят, что-то забудут. Второстепенные детали, как правило, забываются, но можно забыть и главное, если сразу не понять это главное и не придать ему значения.

Так, например, чаще всего математики не помнят всех формул, но знают, как можно вывести ту или иную в любой необходимый момент. Так и в самом учении Иисусовом есть незыблемые и первостепенные моменты, из которых можно вывести все остальные производные… К числу таких истин относится и приведенная только что каноническая цитата: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).