Тайное учение Пятого Евангелия (от св. апостола Фомы).

62.

Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого [хорошие] семена. Его враг пришел ночью, высеял плевел вместе с хорошими семенами. Человек не позволил им (служителям) вырвать плевел. Он сказал им: Не приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.

Данный стих — фактическое повторение притчи из канонического Нового Завета — см. Мф 13:24–30. И в каноническом Новом Завете есть толкование этой притчи:

«И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 13:36–43).

Это — краткое толкование, данное Сами Иисусом. Но мы сейчас, благодаря «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской и другим эзотерическим источникам можем более детально описать содержание данной притчи Христа, не противореча при этом самому Писанию.

В начале данного стиха упоминается реальный факт из древнейшей истории Земли — вторжение демонических сил в земные планетарные оболочки. Это произошло в те времена, когда планета представляла собой наполовину раскаленный шар, т. е. еще на заре Лемурианской эпохи. Великий демон, один из сподвижников Люцифера, вторгся с полчищем меньших демонов в планетарные оболочки Земли. Имя его — Гагтунгр, и они обосновали на нашей планете свою демоническую иерархию.

Борьба между силами Света и Тьмы была тяжелой и долгой… Изгнать Силы Света из тонких оболочек Земли полчищам Гагтунгра не удалось, но им удалось создать несколько демонических слоев и цитаделей и, самое главное, изменить некоторые существующие законы формирования органической жизни, привнеся свои демонические элементы во все природные и человеческое Царства. Так, закон «борьбы за существование» — вовсе не Божий принцип, но демонический, как и принцип пожирания слабого сильным. Среди животных появились хищники и паразиты, кровососы и некрофаги… Некоторые растения обзавелись острыми шипами и специальными ядовитыми клетками и органами… Во всей биосфере появились боль и страдание… Бог создал всех живых существ на планете как помощников человеку, но планетарный сатана изменил некоторых, и они стали для людей опасными врагами.

В обобщенной символической форме эти демонические элементы и принципы именуются образно как «семя Эйцехоре», но эти темные семена проросли не сразу, а из тех, что все-таки развились, — это развитие произошло в разной степени. Некоторые аспекты растительного и животного мира оказались устойчивыми, другие же наоборот, стали обезображенными и претерпели сильные искажения…

В апокрифе потому и говорится, что «враг пришел ночью и высеял плевел вместе с хорошими семенами»…

Само вторжение демонов в Шаданакар (совокупность земных оболочек-сфер) и формирование адских миров — все же разные вещи, и надо сказать, что последнему процессу в немалой степени содействовали черные маги Лемурии и Атлантиды. Именно они сформировали метафизические тонкие связи и каналы сообщения между демоническими сущностями и человечеством.

И тогда, и сейчас демоны используют двойственность человеческого низшего-«я», т. е. способность Физического, Эфирного, Астрального и Ментального тел как к проявлениям Добра и Света, так и к делам хаосы и тьмы. Так или иначе, когда к середине Атлантического периода была достигнута максимальная степень земной материализации и общая инволюция человечества вниз, в материю, сменилась на основную эволюционную тенденцию, а сама материя стала постепенно «облегчаться» и разреживаться (сейчас этот последний процесс известен как радиоактивность металлов и минералов) — этот восходящий путь оказался для людей затрудненным и непрямым.

Массовое злоупотребление сексуальной энергией в эпоху Лемурии, особенно среди незрелых Монад, кому интеллект (Манас) был встроен в аурическую конституцию именно на заре Третьей Коренной Расы, привели к разнообразным половым извращениям и массовым оргиям. Гомосексуализм, скотоложство, кровосмесительство и групповой «свальный грех» — они расцвели именно тогда. В Ветхом Завете это описывается в частности как Содом и Гоморра…

Убийства, войны, грабежи и насилие во всех его формах — вот основные плоды внедрения демонических сил в планетарные оболочки Земли.

Заметьте, как малые витки спирали развития повторяют большие: сейчас, в наше время, незрелая молодежь по своему поведению напоминает лемурийцев и атлантов. Наибольший хаос и анархия творятся именно в возрасте до 21 года, пока не сформировано Ментальное тело и аура еще не имеет окончательно оформленной семеричной конституции! Поп-музыка и порнография, грязное искусство и наркотики успевают изуродовать молодую человеческую душу раньше, чем она будет способна с умом разобраться в окружающей действительности.

Демоны не могут создавать сами и творить в полном смысле этого слова — в этом их основная ограниченность как следствие ущербности самих демонических Монад, ведущих богоборческую деятельность. Они могут лишь изменять, искажать, приспосабливать к своим интересам. Ущербность в одном вызывает и ограниченность во всем ином… Чаща всего эти попытки демонов переделать планетарные миры приводят к разрушению последних. Лишенные объединяющего принципа Любви, обуреваемые лишь жаждой владычества и безраздельного господства, демонические полчища уже разрушили некоторые планеты в попытках приспособить их всецело для себя. В «Розе Мира» Д. Андреев называет Марс, Меркурий и Плутон в качестве погибших и погибающих таких планет…

В нашем Физическом мире демоны жить не могут: материальность их аурических тел иная. Все тонкие и плотные объекты нашего мира, находящиеся на «положительной» восходящей эволюционной линии эволюции выглядят для ясновидящего как мерцающие и светящиеся. Отрицательные инволюционные энергии представляются видящему как пузырьково-пенистые, «шипящие». Д. Андреев в «Розе Мира» называет их антиматерией, или аггой. Все виды агги структурно отличаются количеством первичных составляющих и направленностью вращения слагающих элементарных частиц. Находясь в целом на тех же Эфирных, Астральных и Ментальных уровнях, что и мы, демонические существа отличаются, таким образом, характером своей энергетики.

Все сказанное относится и к тем видам бесов, которые могут, временно материализуясь, являться некоторым отшельникам и аскетам, создавшим вокруг себя астрал повышенной плотности. Попросите таких незваным образом явившихся «гостей» прочитать молитву «Отче наш…» или осените их крестным знамением, и они исчезнут, подобно шипящему шару, оставив в комнате зловонный запах…

Незаметные обычному человеческому глазу, демонические сущности (обобщенно называемые в православии «бесами») воздействуют на людей посредством также невидимых инспираций. Подобно тому, как радиоприемник может ловить программы разных радиостанций, так и низшее-«я» мирского человека может преимущественно улавливать демонические сигналы, активизирующие теневые качества его подсознательной душевной стороны. Эти демонические инспирации, называемые также инвольтациями, ведут к переориентации душевной и плотской жизни человека. Как железные опилки могут переориентироваться под влиянием магнитных полей, так и в при слабом влиянии высшего-«Я» незрелые Монады могут настраиваться больше на демонические инвольтации и проявлять вовсе не божественные качества в повседневной своей жизни.

Для чего самим демонам все это нужно? — Подобно тому, как сейчас человек использует курятник, так и бесы на нас смотрят как на «человечник». Основной источник пищи для демонов — это невидимые излучения боли и страдания, сладострастия, похоти, гнева и жадности, соответственно разнообразным классам и разновидностям демонических сущностей, которые «специализируются» каждый на своем типе порочных вибраций человека. Однако, при всем этом многообразии, именно излучения страдания (гаввах, в терминах «Розы Мира» Д. Андреева) — универсальный пищевая энергетическая субстанция для практически всех видов демонических сущностей.

Пищей для демонов служат и страдания животных, особенно высокоразвитых, и скотобойни всегда окружены целыми полчищами демонов, всей поверхностью своего тела впитывающих в себя излучения гавваха забиваемого скота. Но гаввах человека оказывается намного привлекательнее и ценнее для бесов, чем излучения страданий животных. Поскольку именно кровь служит материальным переносчиком эфирных энергий Праны-Ци в организме, то именно посредством кровопролитий эфирный гаввах передается к демоническим сущностям еще во время земных воплощений людей.

Эти излучения страдания бесы добывают как во время земного воплощения человека, скапливаясь в огромных количествах вокруг зон конфликтов и военных действий, так и в посмертном состоянии людей. Увлекаемый вниз грузом накопленной негативной Кармы, человек попадает в адские миры, и там бесы в буквальном, а не в переносном смысле, выбивают из грешника огромные количества излучений гавваха.

Людей бесы ненавидят за полноту человеческой ауры и внутреннюю божественную направленность и презирают одновременно за слепоту на Тонких планах. Эта неспособность большинства людей видеть Эфирные и Астральные уровни всегда служила поводом для разнообразных бесовских развлечений. Что касается более высокоразвитых людей, то здесь типичным способом превратить начинающих учеников, религиозных отшельников и магов в свои будущие жертвы, всегда были и остаются всевозможные обманы.

При всем разнообразии бесовских уловок и ухищрений, число применяемых ими способы ограничено. Эти типичные приемы бесовских обманов систематизированы в книге Ю. Каптена «Тайны Агни-йоги…». Когда теософы объявили ад как только субъективное состояние человеческого сознания, бесы могли лишь торжествовать!

Поскольку эволюция каждого человека совершается путем количественной наработки определенных качеств Души, бесы делают все для них возможное, чтобы после смерти человек не смог вознестись в светлые Божественные миры, но стал источником гавваха в адских мирах возмездия. Материализм опасен как раз тем, что может лишить Монаду всех ее эволюционных накоплений, и мы знаем по «Розе Мира» Д. Андреева, что в годы советского режима сотни и тысячи материалистически настроенных люди шли прямо в адские миры.

В 16-й главе Бхагавад-Гиты приведен подробный «инвентарный список» Божественных и демонических качеств человека. Если систематизировать последние в современных терминах, то мы получим следующую краткую характеристику.

Основные свойства и проявления демонизированного низшего-«я» — это эгоцентризм; стягивание внимания окружающих на себя; внешний блеск при внутренней пустоте; это работа внутренней жизни лишь на то, чтобы утвердить личность с ее переходящим качеством на престоле внешней жизни «навечно»… это неукротимая жажда стяжать: вещи, людей, события, утилитарные знания; это неукротимая жажда обуславливать своим представлением о жизни без согласия самого обуславливаемого, т. е. насильно.

В настоящее время подавляющее большинство людей находится в сфере этой программы. Демонизированное «эго» населяют следующие качества: властолюбие, гордость, зависть, ревность, жадность, ненависть, агрессивность, жестокость, садизм, хитрость, лицемерие, ханжество, трусость, угодливость, лесть, похоть, злорадство, мстительность, скепсис, неверие, пренебрежение, осуждение, клевета, коварство, и т. д.

Можно перечислить еще добрую сотню основных качеств программы «эго», однако во всех случаях в этой демонизированной программе одно выдается за другое…

«Ахиллесова пята» программы «эго» — страх. Страх перед возможным прекращением существовния, страх перед смертью. Смерть для программы «эго» является в высшей степени неприятным явлением, потому что она опровергает самую фундаментальную идею этой программы единственной уникальности конкретной личности в программе «эго». Смерть приходит и беспощадно лишает человека всех накоплений низших качеств: все, что человек приобретал, стягивал к себе, становится уже ненужным, бесполезным, и все его усилия, следовательно, оказываются тщетными. Поэтому для низшего-«я» смерть — это разоблачение его истинного лица… Смерть разрушает структуру захвата, т. е. всю систему вышеупомянутого перечня качеств, но не покушается на саму внутреннюю сущность человека.

Итак, общие свойства демонизированной программы «эго»: захват, самоутверждение, присвоение, соперничество, втягивание всего, что можно, в себя, погоня за мелкими удовольствиями, поверхностные переживания, удовлетворение лишь животных инстинктов и желаний извращенного интеллекта.

Конечное выражение этого — тотальное желание властвовать над всеми сферами существования, даже над самим Богом! Даже тогда, когда Бог просто обязан быть милосердным…

Важно подчеркнуть, что сама Атма, или Искра Божия в человеке, не подвержена никакой демонизации. Но свет Атмы горит все менее и менее ярко по мере усиления демонических душевных характеристик, подобно тому, как электрическая лампочка становится все более тусклой и тусклой по мере потемнения скрывающего ее абажура.

Аналогичным образом, и сами высшие оболочки души, т. е. область Буддхического тела также не подвержены демонизации, и высший Манас, конечно, сам по себе свободен от греха. Но зачастую она вынуждена во время физического воплощения под давлением своего внешнего инструментария подчиняться ошибочным человеческим действиям и волевым усилиям, ложным чувствам и переживаниям, а также неправильному выбору круга человеческого общения. Сама же деятельность демонических сил, и следовательно, возможность их прямого влияния не выходит за пределы выше Каузального и Буддхического уровней и не затрагивает непосредственно соответствующие области ауры.

Активность демонических сил на нашей планете, как и само существование их здесь возможны, согласно теософским воззрениям, лишь из-за временного несовершенства нашего Планетарного Логоса. Ибо Он, в космических масштабах, относится пока еще к числу наполовину совершенных полубогов. В космосе сейчас есть брамфатуры (системы миров), полностью свободные от демонов, например, система Сириуса. Относительно Ориона сведения противоречивы: Д. Андреев в «Розе Мира» говорит о том, что эта система никогда не знала демонических вторжений, тогда как современная американская духовидица Соляра Антара Ра сообщает, что лишь одна треть созвездия Орион полностью свободна от сил тьмы, другая треть — покорена демонами, а оставшаяся часть представляет собой арену борьбы Светлых сил с космическими демонами.

Однако, по достижению нашим Планетарным Логосом будущего более высокого Своего состояния, к которому Он сейчас стремится, все демонические силы будут изгнаны с Земли или преобразованы (трансформированы).

Вернемся, однако, к апокрифу… Небесный Человек (т. е. наш Планетарный Логос) запретил служителям Своим «вырвать плевелы», чтобы они одновременно не повредили и добрые ростки… Ясно, что это — символ, за которым стоит проблема преодоления Зла.

Вопрос о преодолении зла, о борьбе со злом — один из самых сложных. Тем более, что мы прекрасно знаем об относительности этого понятия даже применительно к одному человеческому обществу. И здесь нет общих рецептов, потому что каждый частный случай имеет тысячи и тысячи своих особенностей и возможных негативных следствий при в целом положительных предпосылках. Но все-таки есть общие принципы и правила, которые имеют универсальное значение.

Прежде всего, в самом общем виде зло — это несовершенство, это ущербность и неадекватность. Зло — это неполнота качественного развития. Зло — это несоответствие внешнего и внутреннего, в пространстве и времени. Маленький участок земли не прокормит большого количества людей, и это — зло. Летом шуба вредна, зимой полезна. Вчера яблоко было свежее, а сегодня испортилось… Переговоры можно было решить мирным путем, но из-за несовершенства дипломатов вспыхнула война…

Потакать злу — значит потакать несовершенству, значит усиливать это зло. Но не считаться с несовершенством — тоже зло…

Зло — это также неразличение: плохого и хорошего, временной пользы и общей полезности, внутреннего и внешнего, временного и вечного, частного и общего…

Во всех случаях (для единичного человека, группы или общества) преодоление зла должно основываться на внутренних посылках, на внутренней трансформации, а не на насильственном внешнем изменении. Помощь извне — дело важное, но если нет внутренних стимулов она становится не просто бесполезной, но и вредной.

Это — самые общие принципы, но если бы люди их придерживались! И сколько новых философов и политических демагогов играют в своих корыстных целях на относительности вредного и полезного! Пилатовский вопрос — «что есть истина?» — уже стал ходячим самооправданием огромного количества всевозможных злоупотреблений и индульгирования.

Несовершенство обусловливает неразличение, неразличение при отсутствии знаний ведет к злоупотреблению, одно зло порождает другое…

Так или иначе, во всех случаях общим эволюционным Божественным принципом является просветляющая трансформация, а не механическое уничтожение злых проявлений — от внешних факторов зла и общества в целом до внутренних, скрытых внутри человека. Насильственное подавление даже внутренних устремлений чаще всего оказывается вредным, но это не значит, что можно потакать эгоистическим желаниям и порочным импульсам.

Преодолевая зло или то, что кажется данному человеку злом, люди учатся. Эволюционное развитие всегда основывалось и будет базироваться и дальше на развитии качеств различения. И не зря один из величайших учителей человечества — Шанкара — назвал свой трактат Вивекачудамани (т. е. «волшебный камень различения», в переводе с санскрита).

И, хотя в борьбе со злом человечество учится, еще нельзя говорить, что Сатана полезен. Говорить так — значит путать объективные и субъективные аспекты. Для Бога полезно все, в том числе и Сатана, который сам того не желая, работает на Бога. Но качественное тождество Атмы человека с Богом еще не означает количественного равенства, и никакое иное существо, даже полубоги, никогда не сравняются с Верховным Господом. И если Сатана полезен для Бога, это еще не означает, что он нужен для человека. Просто сейчас, на нынешнем витке спирали космической эволюции, действуют пока эти факторы; затем — в иные сверхисторические периоды будут доминировать иные соотношения…

Хотя зло кажется порою беспредельным, во вселенной Господа существует множество механизмов, ограничивающих самые разнообразные проявления зла. Назову несколько аспектов, хотя они и покажутся разрозненными, несвязными и разного уровня:

1. Закон Кармы — важнейший контролирующий закон. Отрицательная сторона — негативное воздаяние («кто сеет ветер, пожнет бурю») за злые дела, положительная сторона — позитивное воздаяние праведникам за духовные труды.

2. Негативные мыслеформы притягиваются и взаимно уничтожаются. Даже в повседневной жизни мы знаем, что часто мафиозные группировки в борьбе за власть друг друга уничтожают. В 30–40 годах нашего века схватились два мировых диктатора — Гитлер и Сталин — и поражение одного ускорило поражение и второго. Хотя победила Россия, но коммунизм в этой борьбе обнажил свои внутренние противоречия.

3. Специальные силы во вселенной на личностном уровне контролируют проявления позитивных и негативных тенденций. Известно о так называемой «астральной полиции», хотя на самом деле существует их несколько, и они принадлежат разным иерархическим и эволюционным линиям.

4. Закон Перевоплощений, действующий и в тонких мирах и которому подвластны и сами демоны предусматривает худшие условия для всех видов богоборствующих существ и улучшающиеся условия для сознательно сотворчествующих Господу начал.

5. Сами временные способности любых богосотворенных Монад всегда ограничены, ибо лишь Верховный Господь безграничен в проявлениях Своего могущества. Что же говорить о демонах? — их возможности отнюдь не безграничны!

6. «Из двух зол выбирают меньшее,» — тоже не нами придумано, но это тоже принцип борьбы со злом.

7. Логически оправдывать можно все, что угодно, вплоть до Бухенвальда и Освенцима. Но эта временная логика, основанная на формальных операциях интеллекта, также не вечна, и человечество в отдаленном будущем будет руководствоваться совсем иной, многомерной логикой в своих оценках всего внешнего и внутреннего…

8. Существуют конкретные возможности Провиденциальных Светлых Сил спускаться в некоторые адские миры и возносить оттуда в более высокие планетарные слои искупившие свои грехи Монады.

Однако, вернемся опять к апокрифу. Итак, семена — это одновременно и воплощенные Атмы, и благие импульсы (Божья благодать, милость Бога); прорастание семян, следовательно, символизирует эволюционную наработку качеств воплощенных Душ; «плевел» же символизирует не только сатанинские силы и демонические качества, но и временное несовершенство состояний на Земле.

Столь часто повторяющийся в этом апокрифе, как и в других текстах, включая канонические, «день жатвы» обозначает переход в малую Пралайю и связанное по времени с дематериализацией физического Глобуса планеты Второе Пришествие Христа.

Именно в день Второго Пришествия «плевелы» сами отомрут, ибо они не смогут жить в условиях космических высокочастотных излучений.

Какое значение это все имеет сейчас? Являются ли все эти представления лишь богословской теорией? — Нет! Думающий читатель сам может вывести отсюда в качестве следствий множество разных практических выводов. Этих следствий много, но я упомяну несколько моментов.

Существуют пути магического развития и отдельные практики, которые связаны именно с вовлечением инволюционных энергий. Поначалу, как бы на поверхности, это не заметно, и никакого сатанизма начинающий видеть не может. Здесь нет шабашей и раскапывания могил ночью на кладбище, нет инвольтований, призываний Бафомета и иной черной магической атрибутики. Но со временем начинают проявляться странные вещи — практикант, например, не может подойти близко к православному храму, не может читать Новый Завет, от икон его может бросать в дрожь… И при всем этом есть множество сугубо положительных сдвигов, включая исчезновение болезней, повышение выносливости! О чем все это говорит? — о том, что практикуемые методы связаны с инволютивными энергиями. Важно запомнить, что так называемые чудеса и сверхнормальные способности могут обеспечиваться энергиями как восходящего ряда, так и нисходящими инволютивными потоками (не путать с нисходящей Божественной Силой!). Подобно тому, как деньги сами по себе не пахнут, так и сиддхи и особенно столь желаемое многими чудесное исцеление от хвори (например, во время коллективных сеансов разного рода чудотворцев-целителей) могут быть основаны на инволютивных энергиях. Поэтому подлинно духовные практики всегда начинались и основывались на тщательной проработке качеств низшего-«я», той самой области животной составляющей человека, которая всегда была уязвимой для демонической переориентации. Уместно здесь вспомнить, что и Христос, прежде чем исцелял, сначала прощал грехи. Однако физическое благополучие — лишь один из аспектов гармонии души тела.

Как распознать инволюционные свойства некоторых практик вовремя? Как отличить невидимые инволютивные энергии от нисходящих Божественных энергий? — Только по плодам! Если вы начинаете замечать возникновение у себя разных трудностей с религией, причем не ментальных, а энерго-психофизических (нервная нехорошая дрожь конечностей, усиливающийся психический дискомфорт, панический ужас при выполнении некоторых религиозных действий… и т. п.) — значит ваша энергетическая «подпитка» происходит за счет темных инволютивных потоков. Неудивительно, что маг, подпитывающийся за счет энергопотоков инволютивной направленности, не может подойти даже близко к церкви: мощный энергетический восходящий поток, связанный с любой церковью, разнесет в клочья его энергетические наработки. И если такого мага даже насильно внести в христианский храм, он неизбежно потеряет сознание. А дальше? — Дальше он или умрет, или выздоровеет, вернувшись к характеру биоэнергетики обычного человека, но со значительно более низким жизненным потенциалом. Это явление будет тогда напоминать перемагничивание железного стержня обратно.

В книгах К. Кастанеды есть один примечательный по данному поводу момент: маги-толтеки новой линии нередко назначали встречи в церкви или делали некоторые упражнения в видении неподалеку от церкви. Случайно ли это? — Нет. Дело в том, что все, кто находится на инволюционной ветви развития, испытывают необъяснимый страх и сильнейший душевный дискомфорт даже вблизи храма Божьего, пребывающего на восходящей (эволюционной) ветви энергий. Поэтому наблюдение за поведением ученика вблизи церкви позволяло опытному учителю-нагвалю в любой момент проконтролировать, не встал ли ученик на путь энергий инволюции.

Один из очень важных моментов в поучениях дон Хуана (который, кстати, никем из современных «кастанедологов» не упоминается) состоит в следущем: работа с инволюционными энергиями и пребывание на инволютивном пути развития — совершенно разные вещи(книга 9-ая). Можно управлять частью энергий инволютивной направленности, но при этом оставаться верным принципам Любви и почитания Высшего. Собственно говоря, кто читал роман В. Крыжановской «Маги» о Посвященных — найдут там независимое тому подтверждение…

Действительно, когда вы занимаетесь самостоятельно, есть один самый простой и надежных критерий для проверки, в верном ли направлении вы развиваетесь: проследите за изменениями в вашем сознании внутри или близи православного храма: если вы начнете чувствовать озноб, странное беспокойство, «неуютность», если вам буквально становится дурно даже от атрибутов христианских — значит вы потихонечку соскальзываете на путь инволютивной направленности. То же относится и к внутренним качествам: если страсти утихают, если привязанности ослабевают, и если в вас развиваются качества Божественные — необусловленные материальными факторами Любовь, Сострадание, Милосердие, благоговение перед Богом, смирение, неприхотливость — значит вы идете по верной дороге.

Наоборот, что бы не говорили те или иные «вожди слепых», если в вас развиваются качества животного-«я» — т. е. похоть, жадность, гневливость, корыстная расчетливость, житейская хитрость, хладнокровная жестокость, гордыня… — даже если какое-то одно из этих свойств испытывает развитие, значит что-то вы не предусмотрели, значит общее развитие ваше неправильно. Все можно исправить, важно лишь, чтобы вы этого сами захотели. И помните, что чувство благоговения перед Богом, чистота души сами по себе никогда не приходят — нужно сознательно развивать эти качества, как бы выращивая их из крохотного росточка.