Тридцать семь практик Сынов Победителей.

Гьялсе Нгулчу Тогме Зангпо.

Краткое жизнеописание.

Нгулчу Тогме Зангпо родился в год деревянной овцы пятого рабджуна (1295 г.) в местечке Так-кья в районе Сакьясского Пульчунга. Его отца звали Кончок Пел, а мать – Бумдон. Год его ухода – год земляной курицы шестого рабджуна (1369 г.).

В детстве его называли Кончок Зангпо. В девять лет он, сбежав из местности скотоводов, пришел в монастырь Самлинг и учился читать и писать у учителя по имени Ринчен Таши. В четырнадцать лет принял обеты рабджуна и гецула у гуру Пелбара, наставника Ринчен Пелсанга и руководителя Ринчен Дордже, и получил имя Зангпо Пел. В пятнадцать лет поступив в духовную школу в местности Э, он усердно изучал у гуру Кунга Гелцена Абхидхарма-Самуччаю, Пять Трактатов Майтрейи и Бодхичарьяаватару вместе с Собранием Трактатов Мадхьямаки. Затем, придя в Сакья, он изучил у гуру Шонну Гелцена другие дополнения вместе с Семью Трактатами Праманы. В двадцать три года он провел диспуты по всем монастырям Цанга и повсеместно снискал славу ученого. В тридцать лет он принял полные монашеские обеты гелона от наставника Джянсем Ринчена, гуру Намка Сангея и гуру Кунга Гелцена. В тридцать два года прибыв в Тарасский монастырь, в течении семи лет он опекал его, разъясняя Учение. Он стал владыкой всего Учения сутр и тантр благодаря полному пониманию сказанного в Слове и Шастрах, которое он обрел, опираясь на сорок учителей. И в семидесятипятилетнем возрасте он привел свое сознание в дхармакаю. Также он является семьдесят третьим патриархом линии преемственности Ламрима. Лучший из его учеников – Досточтимый Рендава Шону Лодой. Всего он оставил после себя сто пятнадцать текстов, наиболее известные из которых: «Руководство для тренировки ума по семи пунктам», «Тридцать семь практик Сынов Победителей», «Порождение активного устремления к Пробуждению», «Комментарий на Бодхичарьяаватару», «Комментарий на Сутрааланкару», «Комментарий на Махаянауттаратантру», «Ритуал Нюнгнэ», «Руководство по Пратитьясамутпаде», «Молитвенное обращение к учителям линии преемственности Тренировки Ума (Лоджонг)», и «Гуру-йога Лоджонга – «Путь во всей Полноте»,

Тридцать семь практик Сынов Победителей.

НАМО ГУРУ ЛОКЕШВАРАЯ!

С почтением всегда склоняю трое врат.

Пред превосходным Гуру и покровителем Авалокитешварой,

Который, даже видя все дхармы не уходящими и не приходящими,

Усердствует только на благо скитальцев.

Источник пользы и блага – Совершенные Будды,

Происходят благодаря воплощению превосходной Дхармы;

Но это зависит от знания его[1] практики,

Поэтому опишу практики Сынов Победителей.

I.

В это время, когда обретен трудно находимый корабль свобод и благ,

Слушание, размышление и медитация без разделения на день и ночь,

Ради спасения себя и других из океана круговерти [сансары] -

Вот практика Сынов Победителей.

II.

В отчем доме страстная привязанность к близким течет как река,

Ненависть к врагам пылает как пожар,

Тупость, не помнящая, что принять, а от чего отказаться, покрывает тьмой.

Отказ от этого – вот практика Сынов Победителей.

III.

Благодаря отказу от дурного места постепенно истощаются клеши,

Благодаря отсутствию отвлечения сама собой приумножается практика добродетели,

Благодаря ясности понимания рождается убежденность в Дхарме…

Пребывание в уединении – вот практика Сынов Победителей.

IV.

Со старыми близкими друзьями расстанусь,

С трудом нажитое имущество останется позади,

Постоялец-сознание покинет гостиницу тела…

Отказ от этой жизни – вот практика Сынов Победителей.

V.

Избегать порочных друзей, при общении с которыми приумножаются три яда,

Слабеют деяния слушания, размышления и медитации.

И уничтожаются любовь и сострадание -

Вот практика Сынов Победителей.

VI.

Ценить даже выше, чем собственное тело,

Возвышенного наставника, при вверении которому исчерпываются пороки,

А достоинства возрастают, как молодая луна, -

Вот практика Сынов Победителей.

VII.

Кто из божеств мироздания, скованных в этой тюрьме круговерти,

Способен Прибежищем быть?

А потому обращение к Прибежищу – к Драгоценностям, которые,

Будучи Прибежищем, не подведут, – вот практика Сынов Победителей.

VIII.

Могучий сказал, что тяжкие, нестерпимые страдания.

Дурной участи – плод злодеяний.

Стало быть, не совершение злодеяний ни в коем случае, даже ценой жизни -

Вот практика Сынов Победителей.

IX.

Блаженство Трех Миров, словно роса на острие травинки,

Имеет свойство моментально разрушаться…

Стремление к превосходному состоянию неизменной свободы –

Вот практика Сынов Победителей.

X.

Что делать с личным счастьем, если страдают матери,

Которые нежили меня с безначальных времен?

Поэтому развитие Бодхичитты для освобождения бесчисленных существ -

Вот практика Сынов Победителей.

XI.

Все без исключения страдания возникают от желания счастья для себя.

Совершенные Будды рождаются из желания принести пользу другим.

Поэтому полный обмен своего счастья и чужих страданий -

Вот практика Сынов Победителей.

XII.

Даже если кто-то во власти сильнейшей страсти.

Грабит все мое богатство [сам] или подстрекает к этому кого-то другого,

Посвящение ему тела, имущества и добродетели трех времен -

Вот практика Сынов Победителей.

XIII.

Даже если кто-то отрубает мне голову,

В то время как я ни в чём не провинился,

Принятие силой сострадания на себя его злодеяний –

Вот практика Сынов Победителей.

XIV.

Даже если кто-то всю третью тысячу миров.

Будет оглашать неприятное обо мне…

В ответ объявлять с добротой о его достоинствах -

Вот практика Сынов Победителей.

XV.

Даже если кто-то в центре собрания множества скитальцев.

Станет выставлять ошибки и говорить дурные слова…

Почтительное смирение благодаря восприятию его как благого друга –

Вот практика Сынов Победителей.

XVI.

Даже если человек, которого я с любовью воспитал, словно сына,

Смотрит на меня как на врага…

Чрезмерная нежность, подобная той, что возникает у матери к заболевшему ребенку, -

Вот практика Сынов Победителей.

XVII.

Даже если равный мне человек или находящийся ниже,

В силу гордыни станет [меня] унижать…

Почтительное принятие [его] на свою макушку словно Гуру -

Вот практика Сынов Победителей.

XVIII.

Даже если скудно достояние и люди всегда унижают,

Или страшный недуг поразит или демон…

Но принятие на себя злодеяний и страданий всех скитальцев.

И неустанность в этом – вот практика Сынов Победителей.

XIX.

Даже если прославлюсь и буду почитаем многими скитальцами.

Иль обрету богатства, как у Вайшраваны…

Но видение величия и богатств бытия не имеющими сущности.

И отсутствие надменности – вот практика Сынов Победителей.

XX.

Если не усмирю врага – мой гнев, то,

Усмиряя внешних врагов, лишь приумножу их.

А потому усмирение своего ума полками любви и сострадания -

Вот практика Сынов Победителей.

XXI.

Чувственные наслаждения – словно соленая вода:

Сколько ни вкушай, жажда будет лишь возрастать…

Немедленный отказ от вещей, к которым рождается привязанность, –

Вот практика Сынов Победителей.

XXII.

Все, что видится – это мой ум,

А сам ум изначально избавлен от крайностей построений.

Зная это, не творить в уме признаков субъекта и объекта -

Вот практика Сынов Победителей.

XXIII.

Если встречается приятный объект,

Видеть [его] поистине несуществующим,

Словно кажущаяся прекрасной летняя радуга,

И отбросить предвзятости – вот практика Сынов Победителей.

XXIV.

Всевозможные страдания – словно смерть ребенка во сне;

Восприятие ложных видений истинными весьма утомительно;

А потому, когда встретятся неблагоприятные обстоятельства, видеть их обманчивыми –

Вот практика Сынов Победителей.

XXV.

Если стремясь к пробуждению нужно пожертвовать даже телом,

Что уж говорить о каких-то внешних вещах.

Поэтому совершение даяния без надежды на благодарность или созревание кармы -

Вот практика Сынов Победителей.

XXVI.

Если без нравственности невозможно достичь и собственной цели,

Смешно тщиться воплотить благо других.

Поэтому сохранение нравственности без мирских желаний -

Вот практика Сынов Победителей.

XXVII.

Для Сына Победителей, алчущего богатств добродетели,

Все, кто причиняет зло, подобны бесценному кладу.

Поэтому развитие терпения, не питающего ненависти к кому-либо, -

Вот практика Сынов Победителей.

XXVIII.

Если даже стремящиеся лишь к собственному благу шраваки и пратьекабудды выказывают.

Такое усердие, словно гасят огонь на своих головах,

То прилагать усердие – источник достоинств во благо всех скитальцев -

Вот практика Сынов Победителей.

XXIX.

Познав, что проникновение, исполненное безмятежности,

Полностью разрушает клеши,

Развивать концентрацию, полностью превосходящую.

Четыре [концентрации] Мира Без Форм, – вот практика Сынов Победителей.

XXX.

Если в отсутствие мудрости пятью парамитами.

Невозможно обрести Совершенное Пробуждение,

То развитие исполненной метода мудрости, не мыслящей тройственным циклом, -

Вот практика Сынов Победителей.

XXXI.

Если я сам не буду анализировать свои ошибки, то, возможно,

Выглядя как практикующий, могу творить [что-то] не являющееся дхармой;

А поэтому постоянный анализ и устранение собственных ошибок -

Вот практика Сынов Победителей.

XXXII.

Если под властью клеш [стану] обсуждать недостатки.

Других Сынов Победителей, то я сам паду,

Поэтому молчание о недостатках тех, кто вступил на великую колесницу, -

Вот практика Сынов Победителей.

XXXIII.

Из-за обретений и почета спорят друг с другом -

И приходят в упадок деяния слушания, обдумывания и созерцания;

В силу этого отказ от привязанности к семьям любимых родных.

И к семьям благодетелей – вот практика Сынов Победителей.

XXXIV.

Грубые слова беспокоят умы других.

И приводят в упадок образ поведения Сынов Победителей,

А потому отказ от неприятных другим грубых слов –

Вот практика Сынов Победителей.

XXXV.

Клеши, если с ними свыкнуться, трудно устранить противоядием,

Поэтому, когда бдительная личность, взяв оружие противоядия,

Сокрушает привязанность и другие клеши, как только они родятся, –

Это практика Сынов Победителей.

XXXVI.

Одним словом, какой бы деятельностью ни занимался,

Воплощение блага других, постоянное памятование.

И осознанность: «Каково состояние моего ума?» –

Вот практика Сынов Победителей.

XXXVII.

Так усердно воплощенные Добродетели,

Ради устранения страданий бесчисленных скитальцев,

[Должно] с помощью мудрости полной чистоты тройственного круга[2].

Посвятить Пробуждению – вот практика Сынов Победителей.

* * *

«Тридцать Семь Практик Сынов Победителей» изложены в соответствии с тем,

Как Превосходные описывали смысл,

Излагавшийся в сутрах, тантрах и шастрах, для тех,

Кто стремится развиваться на стезе Сынов Победителей.

Пусть в силу ограниченности интеллекта и недостатка образованности.

И не получилось такой поэтичности, что столь приятна мудрецам,

Но в силу опоры на слова сутр и превосходных,

Думаю, «Практики Сынов Победителей» [изложены] хорошо и не содержат ошибок.

Но всё же всю глубину величайшего образа поведения Сынов Победителей.

Слишком трудно постичь такому ограниченному, как я,

Поэтому молю Превосходных о прощении.

За множество недостатков, таких, как противоречия и бессвязность.

И пусть благодаря произошедшей из этого [сочинительства] добродетели.

Все скитальцы с помощью абсолютной и относительной бодхичитты.

Станут подобны Покровителю Авалокитешваре,

Который не пребывает в крайностях сансары и нирваны.

Это записал учащий теории и логике монах Тогмед в пещере Ринчен местности Нгулчу ради своей и чужой пользы.

Примечания.

1.

Его – воплощения превосходной Дхармы.

2.

Посвящающий, посвящение и объект посвящения – эти понятия существуют лишь номинально, относительно друг друга.