Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны.

Парасамвит, пять Шакти, 36 таттв и три степени Самореализации.

Итак, наивысшей Реальностью мироздания является Парасамвит, Шиватва, Самарасья. Это представляет собой чистое сознание. Парасамвит является основой всех бесчисленных феноменов, всего мироздания, и в то же время это превосходит все мироздание. Парасамвит — вечное, беспредельное и неисчерпаемое. Это во всем, и в то же время это вне всего.

Парасамвит не видится, не слышится. Это темнее тьмы и более пустое, чем пустота. И в то же время все, что нас окружает, есть не что иное, как проявление Парасамвита, ибо это также есть безграничный свет, а также природа и источник всех вибраций и звуков. Именно поэтому Парасамвит зовется Изначальной Полнотой. Парасамвит есть ничем не ограниченное и не от чего не зависящее, наоборот, все без исключения зависит от этого. Это покоится само в себе, ни на что, кроме себя, не опирается — ведь ничего больше и нет, является само себе и отцом, и матерью, и ребенком. Парасамвит есть Великая Сила, мать всех сил и их единственная и подлинная сущность. Это зовется Полным в себе, Совершенной Свободой и Великим Безграничным Совершенством.

Все мироздание — есть проекция этого, узор энергий Парасамвита. Когда мы говорим о Парасамвите как о Великой Силе, мы называем его Шакти. Шакти проявляется в виде неисчерпаемого моря внешне различных энергий. Традиция выделяет из единой энергии пять основных для человеческого понимания аспектов: чит шакти, ананда шакти, иччха шакти, джняна шак-ти и крийя шакти.[1].

Чит шакти является наиболее определяющим аспектом Шак-ти и представляет собой естественную силу Божественного Сознания, которой Бог осознает себя как себя.

Ананда шакти — это энергия удовлетворенности, через которую Бог пребывает в полной безграничной гармонии.

Иччха шакти — это энергия всемогущества. Обладая этой энергией, Бог совершенно свободен в направлении своей активности на уровне импульсов, порождающих различные процессы в мироздании.

Джняна шакти — это энергия, через которую Бог сознает любой феномен мироздания как не отличный от себя самого.

Крийя шакти — это энергия, проявляя которую Бог становится всем мирозданием, всеми его феноменами и совершает все процессы в этом мироздании.

Мы также можем подразделить крийя шакти на пять ее аспектов: сришти — силу созидания, стхити — силу поддержания и равновесия, самхару — силу разрушения, тиродхану — силу сокрытия божественности и ануграху — силу раскрытия божественности.

Когда на нас действует сришти шакти, нам хочется строить, созидать, а также воспроизводить потомство. Когда на нас действует стхити шакти — мы склонны к покою, равновесию и балансированию. Под воздействием самхара шакти мы проявляем агрессию или желание очистить себя от различных недостатков и несовершенств. Когда мы пребываем под воздействием тиродханы — нас тянет в океан невежества, некоторые при этом склонны к употреблению алкоголя и наркотиков. Когда же на нас действует ануграха шакти, мы начинаем в той или иной степени ощущать нашу божественную природу и искать пути к ее активизации.

Теперь вкратце о вселенских манифестациях Парасамвита и об устройстве мироздания. Мы можем условно разделить Реальность на 36 таттв, на 36 иерархических уровней существования, 36 принципов, или 36 элементов — от наибожественного и трансцендентного до грубо материального. Рассмотрим эти тат-твы.

1. Шива таттва — сам принцип высшего божественного субъекта, божественное «Я», первое творческое движение Невыразимого и Неописуемого.

2. Шакти таттва — блаженство Шивы, выражаемое переживанием «Я» в динамике существования, являющейся блаженством. Шива и Шакти таттвы представляют собой одно целое.

3. Садашива таттва — это переживание «Я — весь этот мир», «Я сам — вся эта вселенная».

4. Ишвара таттва — «вселенная есть моя собственная манифестация». Разница между садашива таттвой и ишвара таттвой в том, что в садашива таттве акцент делается на «Я», а в ишвара таттве на «вся вселенная».

5. Шуддхавидья таттва — это переживание «Я есть Я, эта вселенная есть эта вселенная. Я — Шива, эта вселенная — плод двойственности и не является для меня чем-то реальным».

Пять вышеописанных таттв называются таттвами чистого порядка, так как в каждой из них переживается Высшая и Глубочайшая Божественная Природа.

6. Майя таттва. С этого уровня истинная божественная природа скрыта. На этом плане и «Я» и «это» воспринимаются не как все, а как нечто конкретное, отдельное от другого. Майя — это то, что порождает двойственность. Она позволяет существовать пяти следующим таттвам, пяти покровам, окутывающим переживающего.

7. Кала таттва. Под воздействием этого покрова переживающий ощущает, что он способен не ко всему, что может не все на свете.

8. Видья — ограничение знания, благодаря этому покрову переживается ощущение: «Я знаю не все на свете, а только кое-что конкретное».

9. Рага — эта таттва вызывает ощущение неполноты: «Я неполон и испытываю от этого неудовлетворенность. Чтобы достичь полноты и удовлетворенности, я должен иметь то и делать это».

10. Кала — эта таттва накладывает временное ограничение на существование. Благодаря этому покрову возникает ощущение «прошлого», «настоящего» и «будущего» и появляется чувство невечности существования.

11. Нияти ~ эта таттва вызывает чувство локализованности в пространстве: «Я нахожусь здесь, а не в каком-нибудь другом месте и тем более — не в каждой точке бесконечного пространства».

Эти пять покровов ограничивают и порабощают живое существо.

12. Пуруша таттва — сам принцип существования ограниченного, отдельного существа, отдельного субъекта, отдельного переживающего.

13. Пракрита таттва — принцип существования объективности, отдельного переживаемого. Иначе эта таттва называется «природа» и проявляется в виде трех качеств-гун: саттвы, раджаса и тамаса. Саттва влечет живое существо к благости и мудрости, раджас — к активным действиям ради материального услаждения, а тамас обусловливает тупость, инерцию и невежество.

Далее идут таттвы ментального аппарата живых существ.

14. Ахамкара — это принцип эго, но в отличие от пуруши этот принцип больше связан не с субъективностью, а с объективностью: «Я сделал это, не сделал то, я должен буду сделать нечто еще».

15. Буддхи — интеллект. Это то, благодаря чему мы можем анализировать и принимать решения: «Да, это полезно» или: «Нет, это плохо и я не стану делать этого».

16. Манас — ум. Это то, благодаря чему мы можем мыслить. Например: «мама мыла раму», «я кушаю яблоко» и т. д.

Затем идут таттвы чувственного восприятия.

17. Слух.

18. Ощущение касания.

19. Зрение.

20. Ощущение вкуса.

21. Обоняние.

Следующие — пять сил действия.

22. Творение.

23. Управление.

24. Передвижение.

25. Выделение.

26. Речь.

После этого идут пять танматр, или принципов существова-ния пяти материальных элементов.

27. Звук.

28. Касание.

29. Цвет.

30. Вкус.

31. Запах.

И завершают манифестацию пять материальных элементов.

32. Эфир.

33. Воздух.

34. Огонь.

35. Вода.

Помимо вышеперечисленньк Зб принципов существует еще один — Самарасья, Парасамвит. Это подлинная, высочайшая и глубочайшая Реальность. Она не может быть вписана в систему тридцать седьмой таттвой, так как обнаруживается в каждой таттве. От Шивы и Шакти до элемента земля. Эта Реальность трансцендентна и нигде не расположена, она — ничто в мире, представляемом таттвами. Но, будучи природой всего, она присутствует в каждой таттве, являясь истинной природой таттв.

Эта Реальность манифестирована от Шивы и Шакти до земли, это играет, пульсируя мириадами шакти, образующих вечно меняющийся орнамент, узор бытия. У этой игры нет никакого смысла — трансцендентная, спонтанная активность Бога не обусловлена ни логикой, ни выгодой. Поэтому мы иногда называем Бога «Великий и блаженный безумец», «пьяница, одурманенный ясностью своей Шакти». Мы, живые существа, — это та же Реальность, играющая в ограниченные феномены, в неведение собственной божественности. Посредством игры мы перестали ощущать себя Богом, в результате такого же игрового процесса однажды мы осознаем свою истинную природу и тем самым обретем свою божественность. Этот игровой процесс освобождения от всех тягот, проблем и несовершенств сансары и обретения Гармонии и Свободы и Абсолютного Безграничного Совершенства называется «садхана». И по правилам игры поток тантрической садханы и поток человеческой жизни должны стать единым целым. Тогда мистика ожидает успех и главный приз — неразделенность с Абсолютным Безграничным Совершенством. Как же происходит божественная Самореализация — однажды сразу или постепенно? Это зависит от интенсивности шактипа-та — нисхождения Ануграхи, пробуждающей нас силы. Эта сила приходит из сердца мира, являющегося единым с нашим сердцем.

Традиция выделяет три уровня Божественной Реализации:

1. Йогин получает действительное переживание своей Изначальной Божественной Природы.

2. Йогин практикует до тех пор, пока это переживание не станет тотальным и не поглотит, «пожрет» все мироздание. В результате этого самадхи все мироздание для мистика исчезнет, останется лишь нерушимое Запредельное.

3. Достигнув этого уровня, йогин возвращается в мир феноменов, но теперь для него этот мир уже не является порабощающей сансарой. Реализованный практик переживает, что каждый предмет и каждая энергия мира не что иное, как его, йоги-па, собственная манифестация, спонтанное и свободное проявление энергии его природы, проявление божественных Славы и Великолепия.

Это высший уровень реализации, Трикасамарасья; достигший этого уровня является самими Бхайравой и Бхайрави. Он обладает не только Истинным Знанием своей природы и природы всего мира, но и всемогуществом. Это сами Полнота, Красота и Гармония, однако, впрочем, не имеющие много общего с тем, что называют красотой, полнотой и гармонией обычные люди.

Разные личности выбирают разные пути. Невежественные пытаются достичь Счастья, Полноты и Гармонии через обретение материального процветания. Средние верят в путь религии и имеют понятие о некотором Боге. Они пытаются следовать религиозным обычаям и этическим принципам, веруя, что это приблизит их к Райскому Блаженству. Разумные же постигают свою Природу, пытаются понять Реальность и обнаруживают Путь.