Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны.

Этапы продвижения по Пути.

Все мы разные, и духовный путь каждого из нас будет проходить по-разному. Одни изберут плавный и постепенный мягкий путь, другие стремятся скорее достичь заветной Цели и потому усердствуют в аскетизме, очищениях и йогических медитациях, третьи так хотят достичь Божественной Гармонии, что готовы рисковать многим, погружаясь в исследование узла своих страстей-энергий.

Кому-то ближе созерцательный путь, украшенный философскими и метафизическими абстракциями, иным ближе путь деятельной активности, полный архетипичных образов. Некоторые более развиты и не задерживаются долго на начальных ступенях, быстро переходят к Великой Йоге, иным же просто необходимо провести годы в садхане, направленной на развитие понимания пути, утверждение на нем и очищение от многих препятствующих факторов. Часто, когда речь идет о Каула тантре, под ней понимается очень высокое учение, куда не включаются методы очищения и утверждения на пути. Предполагается, что кандидат в каулики должен заранее отпрактиковать такие вещи, прежде чем войти в святая святых.

Однако поскольку Каула является живой Божественной Силой, Учением, прямо предназначенным для интеграции с жизнью, я бы не стал увязывать его только с высокопродвинутым уровнем, искусственно отдаляя его от предыдущих ступеней. Каула тантра есть непрерывность. К тому же в наш век я видел очень и очень мало мистиков, способных практически сразу приступить к успешной практике высших доктрин и методов. Таких людей — считанные единицы.

Достаточно многие способны достичь Бога при жизни, однако большинству из них надо начинать тантрический Путь с начальных ступеней. В этом нет ничего зазорного, это нормально, это закономерно для нашей эпохи. Я тоже начинал свой путь с самого начала, и скажу, что от этого он не был для меня скучным и малопродвинутым. Наоборот, он был интересным и эффективным. Тантра — это духовный алхимический процесс, имеющий свои естественные стадии. Понять последовательность Пути есть очень важное дело. Для начала я кратко опишу этапы Пути, а затем мы рассмотрим их более подробно. Этапы Пути:

1. Этап разочарования в мире сансары, усвоения тантрической картины мира, установление в драгоценностях тантрического Пути и выработка правильной мотивации для выполнения садханы.

2. Начало медитативной садханы. Этот этап рассчитан на очищение от неблагой и накопление благой карм, на установление мистической связи с Учителем и тантрическими божествами. На этой ступени ученику даются первые мантры с объяснением их значения на внешнем уровне, практикуются краткие визуализационные практики и практики на размышление над истинами и символами Учения.

3. Развитие йогических способностей. На этом уровне ученик продолжает практики размышления, но они не занимают столько времени, сколько на предыдущей ступени. Объясняется внутреннее значение мантр, визуализационные практики выполняются на более продвинутом уровне, даются первые медитации класса Агхора с целью победы над страхами и сансар-ными привязанностями. Изучаются тонкости доктрин Трики. Внешние ритуалы используются мало.

4. Мистические достижения. Поскольку садхака в достаточной степени очищен и готов, ему передаются практики, напрямую позволяющие достичь переживания изначальной природы всего. На этой ступени акцент делается на природе Шивы — внеконцептуальной универсальности. Визуализационные практики продолжаются на новом уровне. Разъясняется тайное значение мантр. Продолжается выполнение агхорических практик. Практикуется созерцание магических янтр и мандал. Внешние ритуалы почти не используются.

5. После переживания неописуемой, пустотной природы Шивы практику объясняется о присущей этой природе творческой светоносности, порождающей все сущее в мире, о Шак-ти. Объясняется тайна чистых форм иштадэв — основных тантрических божеств — и связь их с сансарическими человеческими формами. Опираясь на не интеллектуальное, а на реальное знание своей природы, практик, пребывая в ней, манифестируется в форме своего иштадэвы. Этой ступени присущи особые мантры и доктрины. Помимо своего родного учения, разъясняются учения других индуистских и неиндуистских школ, чтобы показать разные способы описания одной Реальности и сделать ясным, что Реальность универсальна, но неописуема ни одним из символических языков.

6. На этой ступени садхака практически не занимается изучением теорий. Он/она продолжает объединять свои сознание, энергию и тело с сознанием, энергией и телом иштадэвы. На этом уровне большое внимание уделяется работе с энергетическими каналами тела и трансформации ядов сансары в амриту Совершенства. Практик снова включает в свою садхану ритуалы, но теперь они осмысливаются и практикуются совсем по-другому.

7. Постепенно, оставляя все формальные и поэтапные элементы садханы, тантрик практикует естественное пребывание в своей Изначальной Божественной Природе Парабхайравы, сознавая спонтанное совершенство всех внутренних и внешних феноменов, неотделимых от Божественной Реальности. Завершая этот уровень, тантрик обретает состояние дживанмукты — святого, освобожденного при жизни.

Теперь рассмотрим этапы Пути более подробно и практически, для удобства условно разбив Путь на восемь частей.

1. Начинается тантрический Путь вовсе не с сексуальных практик и «адских медитаций», начинается он с прихода мистика к убеждению в том, что сансарные наслаждения не способны обеспечить Гармонии и Счастья, а материальные опоры не в силах поддержать и защитить живое существо от страданий. Поэтому необходимо достичь Пробуждения от сна сансары, достичь Совершенства, Самореализации.

2. Под влиянием этого понимания у мистика формируется мотивация: «Достичь при жизни божественной Самореализации, чтобы, выйдя за пределы ограничений, беспрепятственно помочь другим существам». Тут мистик начинает искать быстрые пути, позволяющие достичь этой заветной цели, и выходит на тантру — опасный, но быстрый Путь Трансформации. Однако этот Путь будет быстрым только для того, кто понимает, в чем Путь заключается, и соблюдает все требования и законы этого Пути.

У мистика может сохраняться «личностная окраска» Самореализации. Кто-либо хочет достичь Бога, чтобы испытать Блаженство, другой стремится к неограниченной Силе, третий — Бессмертию, четвертый — Знанию тайн вселенной. Чтобы построить храм успеха, тантрик должен строить правильный фундамент в правильном месте, иначе все усилия будут подобны усилиям дурака, распрямляющего собачий хвост или засеивающего семенами манго пустынные солончаки. Таким фундаментом храма являются правильная мотивация и правильное понимание.

3. Мистику необходимо сменить старую картину мира на новую, тантрическую. Почему? Потому что тантрические принципы не станут работать в нетантрическом сознании. Но мировоззрение надо поменять не на псевдотантрическое, слепленное из содержимого несерьезных книжонок и брошюр, а на реальную тантрическую картину мира, цельную, где все элементы находятся в органической связи друг с другом. Для этого надо изучать подлинные, серьезные трактаты по тантрической метафизике, философии, этике, символике, психо- и физиологии. Необходимо досконально и глубоко разобраться в трудных для понимания доктринах Учения, устранить сомнения в тех или иных доктринах, понять, как все это работает практически. Не обязательно изучить так много, чтобы стать востоковедом, но обязательно изучить столько и так, чтобы картина мира стала цельной и каждая ее часть заработала на освобождение мистика. Иначе будет ерунда. Попытки же эксплуатировать тантрические силы обычным, сансарным мировоззрением или уродливой нью-эйджевской пародией заканчиваются для практика болезненно.

4. Спустя определенное время можно дополнить изучение медитациями. На этом уровне используются медитации, направленные на:

А) очищение от мешающих серьезной результативной практике дурной кармы, психологических комплексов, заморочек и неверных установок;

Б) утверждение на Пути, чтобы никакие обстоятельства жизни не смогли прервать ежедневную садхану;

В) развитие внутренней связи с божеством и ясности видения, чтобы предотвратить незаметную для мистика подмену реального Пути фальшивыми слепками с него. Наше сознание способно так жестоко подшутить над нами, как никто другой!

5. Как только садхака достиг необходимых устойчивости, чистоты видения и связи с божеством, ему становится по силам, продолжая практиковать предыдущие виды медитаций, вовсю взяться за развитие качеств, без которых невозможна практика тантры. Среди этих качеств следующие:

А) концентрация — способность к непрерываемой мыслями однонаправленности сознания;

Б) различающее видение — способность понимать, какие из феноменов мира на данный момент могут помочь твоей садхане, какие навредят и какие являются нейтральными;

В) интегрирующее видение — способность понимать, что объединяет и взаимосвязывает разные феномены мира как на данный момент, так и в целом;

Г) зеркальное видение — умение созерцать мир в его целостности, как он есть, не вынося оценок о том, что есть хорошо, а что — плохо, что есть красиво, а что — безобразно;

Д) глубокая релаксация сознания и тела;

Е) четкая устойчивая и детальная визуализация;

Ж) сращивание с силой мантр;

З) непривязанность к сансарным удовольствиям, развитие бесстрашия.

6. После того как за пару лет такой садханы вы достигли необходимых чистоты, несбиваемости и йогических навыков и качеств, можно рассчитывать на успех в созерцании, продолжая практиковать некоторые предыдущие медитации.

Среди основных видов дхьяны можно перечислить такие:

А) созерцание Шивы (Махашуньи, Великой Пустоты);

Б) созерцание проявлений Шакти (Пракаша-Спанды, или Чистых Световых Вибраций);

В) созерцание Нары (умение сохранять ненапряженное внимательное присутствие в моменте «здесь и сейчас»).

Не освоив этих видов созерцания, тантрик не может перейти к следующему уровню, да и вообще достичь успеха в этой жизни. Например, если пустотность не познана через созерцание, все тантрические практики будут работать только во вред и закабаление, это неоспоримый факт. Если Шакти не познана через созерцание, практика затормозится из-за недостатка силы сознания мистика и продвижение будет протекать очень медленно и вяло.

7. После того как садхака достиг успехов в созерцании, он может рассчитывать, «объединив» основные виды созерцания, пережить на личном опыте свою Божественную Природу, все-совершенную Изначальную Реальность.

Пережив это, садхака практикует подобное снова и снова, чтобы опыт стал устойчивым и более продолжительным.

8. Теперь можно переходить к уровню высшей тантрической йоги. В этой медитации тантрик визуализирует себя в теле божества, интегрируя вместе, одномоментно:

А) форму божества;

Б) мантру божества;

В) свои энергетические каналы с каналами божества;

Г) неописуемую внеконцептуальную Природу мироздания.

Параллельно на этом уровне практикуются сексуальные практики (как составная часть медитаций, одухотворяющих повседневные физические явления в свободные беспричинные проявления Шакти), практики одухотворяющей трансформации всех измерений (в том числе и адского) и некоторые другие экстремальные практики.

Этот уровень очень мощен. Интеграция приводит к окончательной трансформации самых жутких ядов и сансарных омрачений в чистые и свободные манифестации Бога. Сансара становится сверкающим дворцом Шиватвы. Мистик реализует Самарасью — абсолютное Совершенство Божественной Изначальной Реальности. Тантрик становится дживанмуктой, освобожденным при жизни — Божественной Реальностью, манифестировавшейся как иштадэва, божество в конкретном тантрике.

Это и есть полное и окончательное единство Шивы, Шакти и Нары, несокрушимое Безграничное Абсолютное Совершенство.

Я описал этапы и формулу тантрического Пути. Разные школы пользуются разной терминологией и делают несколько разные акценты: кто на созерцании, кто на энергетических практиках, кто на мантрах, однако что в Трике, что в Махачине, что в Капалике, что в Бенгальской Кауле принцип и этапность в основном одни и те же. Даже в Ваджраяне можно обнаружить подобную этапность и структуру. Я просто обрисовал краткую голую схему процесса. И из сего видно, что сексуальные практики, медитативное «погружение в ады» и «сома» — вовсе не то, с чего следует начинать, и даже не то, чем надо продолжать садхану. Как это ни скучно и ни досадно звучит, но будь ты вамачарин, мишрачарин или дакшиначарин, необходимо отодвинуть романтические фантазии о шмашанах и обретении всего через погружение члена во влагалище. Отодвинуть, дабы расчистить место для кропотливого изучения трактатов и ежедневной практики таких неброских и «некрутых» медитаций, как очищение, визуализация и созерцание. Некоторые агхоричес-кие практики можно практиковать и на ранних стадиях — чтобы победить страх и привязанность, но, практикуя только это и больше ничего, далеко не уедешь. А о сексуальных практиках вообще лучше забыть на годы. Садхана должна быть сбалансированной и поэтапной. Если ты более способен и талантлив — ты пройдешь Путь быстрее, если менее способен — пройдешь Путь медленнее. Но и в том, и в другом случае Путь придется пройти. Нельзя скакать через ступеньки — выше головы не прыгнешь. Только реально подготовившись, следует продвигаться дальше. Иначе не видать Цели и не избежать мучительного падения. Это не я так придумал, таков закон мироздания, таков принцип тантрического тренинга. Не существует особой тантры для ленивых, нетерпеливых, остолопов, трусов и фантазеров. Как ни проси солнце свернуть со своего пути, оно не станет этого делать только потому, что тебя не устраивает естественный порядок вещей. Не мир надо подгонять под свои фантазии, но себя настраивать адекватно миру. Я тоже был не прочь получить все результаты легко, сразу, минуя «неромантический труд», однако не кинулся визуализировать себя в теле иштадэ-вы, практиковать Кундалини йогу, погружаться в миры ада, топтать тришулу и рвать четки, употреблять психоделики, претендовать на сексуальную йогу. Почему? А потому что, будучи трезво мыслящим человеком, понимал, что бесполезно браться за практики, не будучи готовым к ним, — пользы не будет, один лишь вред, особенно если работаешь с ядами сансарных пороков. По-моему, это вполне простое умозаключение. Прежде чем приступить к подобным медитациям, я годами практиковал предыдущие ступени, развивая в себе качества, ведущие к успеху. В итоге я сэкономил время, не занимаясь бесплодным трудом.

Если хочется кому-либо секса, идите, совокупляйтесь на здоровье, в умеренных дозах это полезно. Но практиковать сексуальные практики… Скорее всего мы все будем по-настоящему готовы к ним только тогда, когда голова станет совсем седой и нас уже не будет привлекать сладострастие секса.

Некоторые могут сказать, что, мол, я бесталантен и потому непригоден к «молниеносному Пути», а они — талантливы и, миновав все ступени, сразу займутся Махатантрой. Как хотите, можете испытать такой подход «на собственной шкуре», игнорируя опыт поколений, опыт мой и свой собственный здравый смысл. Но ни в Индии, ни в Тибете вы не найдете таких школ и таких гуру, кто даст вам сразу медитации «крутых ступеней» до того, как в течение лет вы не отпрактикуете предшествующие этому медитации. Это легко понять — как ты сможешь пребывать в осознании Изначальной Реальности, будучи пьяным или занимаясь сексом, если ты не в силах даже получить такое переживание трезвым, сидя на коврике перед алтарем в тихой комнате? Только шарлатан, «бакшиш-баба» за сто долларов посвятит тебя во все практики и передаст все дикши. Так, одному немцу в Непале под видом мантры, приводящей к мгновенному Освобождению, продали заклинание, призванное обеспечить корове легкие роды.

Надо быть честным самому с собой — это секрет успеха, в тантре без этого не миновать поражения. Не стоит называть себя богатырем только потому, что это приятно звучит. А то ведь выведут сражаться с драконом, и если ты богатырь лишь в собственном уме, то дракон сожрет тебя и переварит в груду испражнений.

От стремления к сиддхам в начале и середине Пути вообще следует отказаться. Стремясь к ним, ты как бы изменяешь Богине с мелкими любовницами или хочешь овладеть Богиней насильно. Желание должно быть лишь одно — достичь единения со своей Божественной Возлюбленной, как бы ты Ее ни называл: Тара, Бхайрави, Кали. Как бы тебя ни соблазняла сансара, пусть даже предлагая все чудеса мира, следует отвечать одно: «Мне ничего не надо, кроме любви Богини и Единства с Ней! Провались все остальное в чертову задницу!». Желая от тантры чего-то еще, помимо Освобождения, мы отделяем себя от Возлюбленной. Как можно соединиться с Ней на ложе Вечности, не избавившись от слоя своих одежд? Когда ты станешь единым с божеством, то обретешь все сиддхи спонтанно, без труда, ведь Бог — господин всех сиддх.

Необходимо понимать, что готовность заплатить любую цену за обладание Богиней не значит, что ты готов заплатить любую цену, какую захочешь. Это значит, что ты готов заплатить любую цену, какую бы Она ни попросила. Ей самой от тебя ничего не надо — она есть Великая Полнота. Так Она помогает нам.

Ни асур, ни дэв, ни человек не могут стать Божественным Супругом Шакти-Бхайрави. Только великий Шива-Бхайрава достоин этого. Поэтому нам необходимо преодолеть узкие рамки своей «асуричности», «человечности» и стать безграничным Бхайравой.