Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны.

Созерцание янтр и мандал.

Созерцание янтр и мандал занимает важное место в тантрической садхане. В отличие от иконы янтра выглядит абстрактно. Сочетание кругов, треугольников и квадратов напоминает нам некий орнамент или чертеж.

Что есть янтра? Это графическое, чаще всего цветное изображение принципов и законов, по которым существует, скажем, та или иная чакра тела или же вся вселенная. В других случаях янтра выражает принцип существования и действия того или иного тантрического божества. Янтры являются не только просто изображениями принципов, законов или божеств. Это энергетический узор, концентрация на котором и созерцание которого могут существенно повлиять на сознание и энергию адепта учения. Поскольку янтра тантрического божества есть одна из манифестаций этого божества, созерцание такой янтры способствует постижению тайного учения. А преодоление разницы между медитирующим и янтрой, на которую он/ она медитирует, приводит к тому, что тантрик обретает и силу этого божества. Как происходит слияние с янтрой? Путем ее созерцания, которому предшествует размышление над ее символизмом.

Рассмотрим некоторые символы, встречающиеся в янтрах. Основу большинства янтр представляет квадрат с четырьмя Т-образными «воротами». Каждая сторона этой крестообразной фигуры соответствует определенной стороне света. Фигура обведена тремя линиями. Рассмотрим янтры нашей традиции. Цвет основания янтр Калабхайрави и Калабхайравы — черный, ибо тьма является одним из основных их атрибутов. Фигуру обводят черная, красная и белая линии. Существует много толкований смысла этих линий.

Говорится, что для того чтобы постичь Божественную Тьму, Природу Бога, надо преодолеть власть трех гун — тама-гуны, раджа-гуны и саттва-гуны. Гуны представляют собой три модуса материальной природы, посредством которых живое существо порабощено в этом мире. Тама-гуна — это модус невежества, тупости и инерции, раджа-гуна — это модус страстей и материальной активности, а саттва-гуна — это модус стремления к чистоте, знанию и набожности. Согласно параллельным толкованиям, три линии также обозначают, что для постижения божественной тайны мы должны преодолеть омрачения в виде гнева, страсти и невежества. Иное толкование говорит, что в единении Шивы, Шакти и Нары обретается Самарасья.

Внутри черного пространства располагается восьмилеггест-ковый лотос, сотканный из белых линий, образующих лепестки. Пространство внутри лепестков кроваво-красное. Согласно Учению, тьма содержит в себе весь свет. Таким образом, все сущее в мире состоит из света, проявившегося из тьмы. Лотос и символизирует все сущее. Белые линии — это Шакти, образовавшая мир, а красное пространство — это миллиарды ограниченных форм существования. Восемь лепестков, также обозначают восемь направлений света и восемь манифестаций великого Адибхайравы. Помимо этого существуют и другие толкования. Вы видите, что внутри круга на янтре Калабхайравы расположен треугольник, направленный острием вверх, образованный тремя линиями. Пространство внутри этого треугольника — кроваво-красное. Янтра Калабхайрави фактически такая же, но треугольник обращен острием вниз. Эти два треугольника показывают собой суть Бхайравы и Бхайрави, и здесь существует столько уровней пространных и тонких толкований, что полноценное приведение даже одного из них выходит за рамки этой книги.

В центре треугольников расположена белая точка — бинду. Она представляет собой сердце мироздания — безбрежный свет. Являясь по размеру меньшим, чем малое, бинду в то же время включает в себя весь универсум.

На янтре Самарасьи, Единства Махакалабхайравы и Маха-калабхайрави, в центре круга находится шестиугольная красная звезда, в центре которой покоится звезда черная. Сердцем черной звезды является белая бинду. Шестиугольная форма символизирует единство двух треугольников — сущности Бхайравы и сущности Бхайрави. Красная звезда представляет собой всю полноту динамичного аспекта Бога, манифестирующего из себя все феномены мира. Черная же звезда показывает собой пустотную, трансцендентную природу Бога, которая и есть глубинная сущность всех феноменов.

Мандала представляет собой упорядоченный план внутреннего и внешнего мира живых существ. Мандалы бывают разные, в зависимости от того, к какой линии передачи учения они относятся, к какому божеству имеют отношение и для каких целей они проявляют свою силу. Как правило, в отличие от лаконичных янтр, в основном включающих в себя геометрические фигуры и иногда буквы, мандалы могут включать в себя изображения дворцов, магических предметов и животных, а также множество божеств. Мандалы используются в особых медитациях. При созерцании мандалы адепт проходит через все слои мира и достигает своей Божественной Природы, после чего реализует то, что все эти слои есть проявления той самой Божественности, которая обнаружилась в центре. Главной целью изучения и созерцания янтр и мандал является внеконцепту-альное, внелогическое постижение их сути, способствующее тантрической Самореализации.

Помимо вышеописанного, мандалы и янтры используются в ритуалах магии для достижения различных мирских целей, но описание таких практик находится далеко за рамками этой книги.