Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны.

Визуализация.

Визуализационные упражнения непосредственно связаны с энергетическими. Часто одна медитация соединяет в себе как первое, так и второе.

Что такое визуализация? Это создание в своем уме четкого, устойчивого и яркого образа. Как визуализация помогает в мистической практике? Человеческий мозг оперирует не только логическими понятиями, но и образами. Часто мощные ар-хетипичные образы оказывают на сознание влияние куда большее, нежели самые важные логические формулы и идеи. Правильно фиксируя свое сознание на нужном образе, мы способны привести его (сознание) в нужное состояние и через это влиять на потоки энергии и даже на наше физическое тело.

Тантра включает в себя множество сфер, где применяются следующие визуализационные практики:

А) практики установки на Пути. Часто наше сознание соскальзывает с учения, и потоки энергии уносят нас в мир сансары. Чтобы предотвратить такое соскальзывание, садхака стремится перестроить свое тело, речь и ум в соответствии со стратегией мистического успеха. Для этого применяется вживление в мистика особых образов. К таким практикам относятся визуализация священного трезубца, стоящего в середине треугольника, визуализация знака «ОМ», «ХУМ», «ХРИМ» или каких-либо иных биджевых звуков, визуализация божества. Обычно подобные символы визуализируются в сердечной чакре, хотя в некоторых медитациях их также визуализируют в энергетических центрах, расположенных в области солнечного сплетения, в области горла и в области «третьего глаза». Практика подобных визуализаций способствует не только становлению устойчивым на Пути, но и проявлению в садхаке комплекса необходимых для успеха в деле богодостижения качеств и талантов;

Б) практики очищения. Все вышеперечисленные в предыдущем пункте медитации способствуют также и очищению адепта от недостатков и негативной кармы. Однако помимо этого существуют специализированные визуализационные практики, направленные на очищение сознания и энергетических каналов. Например, визуализация лучей света, исходящих из божества и пронизывающих все тело, или потоков эликсира мудрости и совершенства, заполняющего каналы и омывающего чакры, или же исходящее из божества пламя, дотла сжигающее все несовершенства;

В) практики иштадэвы. В таких практиках на начальном этапе на голове, а потом и в сердце визуализируется основное божество, которому поклоняется тот или иной мистик. Помимо эффектов очищения и закрепления на Пути эта медитация позволяет также установить правильные взаимоотношения с божеством, способность слышать наставления божества. На следующем этапе мистик визуализирует себя в теле данного конкретного божества. В сочетании с особым созерцанием и мантрой это приводит к обожествлению адепта, к трансформации человека в божество. Подробно о такого рода медитации и учениях, связанных с ним, я расскажу в главе «Иштадэва йога»;

Г) практики, позволяющие развить то или иное конкретное качество. Так, например, агхорические визуализации развивают в нас бесстрашие и непривязанность, а некоторые практики, связанные с такими мирными аспектами Бога, как Шива-Шан-кара или Лакшми, развивают в нас божественную любовь и сострадание;

Д) практики, направленные на вызывание изменений во «внешнем мире». Например, визуализация того, как божество осеняет все живые существа светом своего шактипата или дарует высшие учения об Освобождении, действительно способствует благому влиянию на живых существ.

Приведем пример некоторых визуализационных практик.

Мы складываем руки в мудру Пещерного Трона — ладони повернуты внутренней стороной друг к другу, два больших пальца загибаются внутрь пещеры, образованной ладонями. — Визуализируем внутри пещеры пять прекрасных драгоценных камней, сияющих ярким светом. Эти камни символизируют Пять Опор Пути — Шиву, Шакти, Гуру, Маргу и Кулу. С мантрой устанавливаем мудру у себя на макушке, затем последовательно подносим ее к местам, в которых локализуются чакры: ко лбу, к горлу, груди и солнечному сплетению.

Каждый раз, поднося мудру к очередному центру, мы визуализируем, что свет, исходящий из драгоценных кристаллов, пронизывает и осеняет тот или иной мистический центр нашего тела, очищая его и настраивая на прохождение пути к Богу. Когда мы завершили поднесение с визуализацией центру, находящемуся в области солнечного сплетения, мы разводим ладони в стороны и вниз так, чтобы движение ладоней образовало треугольник, направленный острием вверх. При этом визуализируем, что пять драгоценностей, прежде чем раствориться в пространстве, очистили и настроили оставшиеся нижние центры.

Эта медитация направлена на очищение от омрачений и утверждение на Пути.

Следующая медитация называется «Обретение Магического Тела Дракона». Она позволяет:

1) непосредственно ощутить Божественную Реальность;

2) сделать нерушимым продвижение по Пути;

3) настроить на продвижение две мощнейшие силы (исследования и творчества);

4) отрегулировать работу чакр;

5) обрести магическое тело, защищающее от негативных воздействий сансары и позволяющее после смерти вознестись в измерение Бхайравы и Бхайрави;

6) отрепетировать достижение шиватвы на уровне симпатической магии (т. е. магии подобий);

7) гармонизировать работу всех чакр, всех органов и систем (медицинский аспект).

Сесть с ровным позвоночником.

Вначале мы порождаем правильное чистое пространство, через которое будет проходить медитация.

Первая магическая идея. Сосредоточиваемся на ней: «Нет такой точки в пространстве, где бы не было Шиватвы. Нет такого момента времени, когда бы не было Шиватвы. Значит, Шиватва во мне здесь и сейчас». Осознавая эту мысль и оставляя ее, мы выходим за пределы всяких концепций в Шиватву.

Вторая магическая идея (создание позвоночника, остова магического тела). «Цель и смысл моей жизни — быстрым путем достичь Шиватву». Мы представляем, как эта идея превращается в светящийся алмазный столб, сияющий белым светом, нижняя часть его в копчике, верхняя — в макушке (идет через весь позвоночник).

Третья магическая идея. «Цель и смысл моих творческих способностей — быть проявленными на быстром пути к Шиватве». Мы представляем, как из этой магической идеи вырастает красный, рубиновый сияющий столб, находящийся по правую руку от алмазного.

Четвертая магическая идея. «Цель и смысл моих способностей к исследованию, постижению (интеллектуальной деятельности) — быть проявленными на быстром пути к Шиватве». Представляем, как эта идея превращается в сапфировый столб, сияющий синим светом, по левую сторону от алмазного столба.

Магическое тело Дракона имеет три позвоночника, и мы создали три позвоночника нашего магического тела Дракона.

Соответствие символов:

Центральный канал — сушумна;

Правый красный — пингаланади;

Левый синий — иданади.

Далее сосредоточиваемся на участке тела от копчика до пупа. Складываем пальцы в Тришула мудру и дотрагиваемся до точки, расположенной чуть ниже пупа, произнося следующее: «Пусть центр, ответственный за физическое тело, инстинкты размножения и самосохранения, трансформируется, настроится и направится так, чтобы я как можно скорее достиг Шиват-ву». Представляем, как из трех зубцов трезубца вырываются три белые молнии и ударяют в мистический центр. Он начинает трансформироваться, светиться и, наконец, вспыхивает ярким и резким белым светом. По форме он остается таким же, но теперь он создан из белого света.

Концентрируемся на области солнечного сплетения. Дотрагиваемся до него Тришула мудрой со словами: «Пусть центр, ответственный за мою волю и дух, трансформируется, настроится и направится так, чтобы я как можно скорее достиг ТТТи-ватву». Из трех зубцов вырываются три молнии, попадая в центр. Он начинает трансформироваться, его природой становиться яркий чистый свет. От этого центра радиально расходятся каналы-лучи и начинают сиять.

Затем сосредоточиваемся на сердечной чакре. Дотрагиваемся до нее Тришула мудрой и говорим при этом: «Пусть мой центр, отвечающий за эмоции и прямое чувствование, трансформируется, настроится и направится так, чтобы я как можно скорее достиг Шиватву». Далее идет трансформация…

Потом останавливаемся на уровне горла. Дотрагиваемся Тришула мудрой и произносим: «Пусть мой центр, отвечающий за речь, внутреннюю и внешнюю, а также за направленность и распределение энергии, трансформируется, настроится и направится так, чтобы я как можно скорее достиг Шиватву». Идет трансформация…

Затем концентрируемся на головной чакре (глаз с двумя лепестками). Дотрагиваемся до нее со словами: «Пусть мой центр, ответственный за органы восприятия, видения и определенные сферы сознания, трансформируется, настроится и направится так, чтобы я как можно скорее достиг Шиватву». Ударяют три молнии, и чакра превращается в ослепительно яркую белую вспышку, заполняющую лучами всю голову.

В центре груди визуализируем маленькую черную горошину, которая вырастает и превращается в черного Бхайраву. Некоторое время созерцаем Бхайраву в нашем сердце.

Таким образом, мы создали магический скелет нашего магического тела.

Наращивание магической оболочки тела. Представляем в середине небосклона белую звезду, имя которой Звезда Самара-сьи. Обращаемся к ней с молитвой: «О Звезда, Великая Шиват-ва, помоги мне достичь Тебя быстрым путем». Представляем, как из звезды вниз идет яркий белый луч света, который превращается в белую светоносную Сову с тремя сияющими глазами. Она спускается вниз и садится на верхушку алмазного столба и срастается с ним в области нашей макушки. Ее лицо направлено туда же, куда и наше.

Сова взмахивает крыльями первый раз — скелет и органы обрастают черной плотью Дракона с длинными шеей и хвостом, лапами и крыльями. Черный цвет символизирует абсолютное пространство Бога. Если стрела, выпущенная сансарой, попадет в эту черную плоть, то она будет поглощена ею без остатка.

Сова взмахивает крыльями второй раз — из глубины черной тьмы плоти прорывается яркий красный огонь. Он зажигает глаза Дракона, вырывается из его пасти, образует на коже красный огненный узор, похожий на извилистые ручейки магмы. Этот огонь есть пламя подвижничества, любви и сострадания. Если стрела, выпущенная сансарой, попадет в огненный участок, то она сгорает, преобразуясь в топливо, питающее Дракона.

Сова взмахивает крыльями в третий раз — тело Дракона обрастает сверкающей, как серебро, зеркальной чешуей. Белый цвет и зеркальная поверхность имеют много символических значений. Если стрела, выпущенная сансарой, попадет в зеркальную поверхность, то она будет отражена ее же собственным подобием.

Мы превратились в магического Дракона, символизирующего идеального подвижника Быстрого Пути.

Мы (Дракон) три раза взмахиваем крыльями (руками) и с огромной скоростью летим к Звезде. Чем ближе мы приближаемся, тем больше она вырастает перед нами. Наконец, мы попадаем в поле ее притяжения, и она сама притягивает нас. Теперь нам не надо делать усилий, чтобы лететь к ней. Мы летим автоматически. Чем ближе мы подлетаем к центру Звезды, тем сильнее нас пронизывает ее белый свет (снаружи вовнутрь) и тем сильнее разгорается ярким белым светом центральный белый столб внутри нас, пронизывая нас изнутри наружу. (Звезда символизирует Брахмана, Абсолют вне нас, столб — Атмана, Бога внутри нас.).

Мы влетаем в саму Звезду все глубже и глубже, растворяясь в ее свете, обретая свою Истинную Реальную Природу — Абсолют, Шиватву. Пребываем в этом состоянии столько, сколько можем.

Эта медитация имеет много тонких моментов, а также существует опасность вредных побочных эффектов при неправильном ее выполнении и отрыве от остального комплекса медитаций. Поэтому данную практику не рекомендуется выполнять без разъяснений учителя.

Тот, кто не верит в силу визуализационных техник и не понимает принципа их работы (считая, что все это лишь иллюзорные образы, не способные влиять на жизнь), тот не понимает основных принципов, на которых основана тантра. Следовательно, подобному невежде ни в коем случае нельзя даже близко подходить к выполнению тантрических медитаций.