Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны.

Возвращающая Мандала Энергий.

Как мы ни стараемся идти к Реальности, пребывать ей, мысли, эмоции и перепады энергий уносят нас вдаль, прочь от нашей подлинной природы. Тогда мы говорим: «Вот, могучая и коварная сансара опять взяла над нами верх, мы снова ушли от цели, мы опять обмануты. Эх, поистине трюки и ловушки сан-сарной сети неисчерпаемы!». Тантра учит тому, что сансара является врагом только для нетантриков, для тантриков она есть добрая, любящая мать. Однако как это понять, как сделать так, чтобы вместо отвлечения и порабощения дуалистический мир феноменов напоминал нам о нашей природе и возвращал нас к ней, куда бы мы ни пошли, в какую бы сторону ни направились? Для начала нам надо вступить в правильные взаимоотношения с нашей Матерью-Шакти, проявляющейся для нас как Майя, творящая сансару. Надо подружиться с Майей и попросить ее помочь в нашей садхане. Некоторые считают, что для того чтобы подружиться с Майей, необходимо потворствовать пяти органам чувств. Вдохновленные этой идеей, а также идеей того, что все есть Шива, Брахман, подобные мистики пускаются во все тяжкие, предаваясь пьянству, наркомании, похоти и лени, забывая о садхане. Конечно же, подобное понимание взаимоотношений с Майей ошибочно. Майю-то подобные горе-тан-трики позабавят, а вот себе только навредят. Правильный подход состоит в том, чтобы, почитая Майю как проявление Шак-ти, попросить Ее помочь сотворению нами Возвращающей Ман-далы.

Что же такое Возвращающая Мандала, или Мандала Возвращающих Энергий? Это можно описать по-разному, однако здесь мы остановимся на одном варианте.

Основой для начертания Мандалы служит Изначальная Реальность, материалами для начертания служат энергии и феномены сансары. Центральной точкой узора будет переживание своей подлинной природы.

Условно Мандалу можно описать в виде 3–5 слоев концентрических орнаментов, переходящих один в другой, или в виде процесса рисования от замысла до блеска полного воплощения в жизнь. Однако сначала основа для рисования воспринимается не иначе как сансара — холст, испещренный хаосом бесчисленных ярких, сияющих мерцающим светом фигур и образов — феноменов сансары.

Как упоминалось раньше, вначале путник получает основные идеи о: 1) своей природе, как внешней, так и глубинной, 2) природе мира, как внешней, так и глубинной, 3) законах мироздания. Учителя объясняют стремящемуся основные пункты учения о Самореализации, и человек начинает видеть мир несколько по-иному. В связи с некоторым пониманием своей природы, природы страданий и наслаждений, некоторым пониманием закона кармы и законов Самореализации меняется мироощущение и поведение живого существа. Понятие о художнике, рисовании, холсте и материалах становится более правильным и гармоничным. Этот уровень также можно сравнить с первым черновым карандашным наброском. Если живое существо действительно обрело хорошее понимание, оно принимает пять Драгоценностей жизни и обретает пять Ориентиров, пять Опор, пять Учителей и пять Могуществ. Это можно изобразить в виде пятиугольника или пяти радиальных линий, сходящихся в центре (центром здесь служит пока только идея об Абсолютной Самореализации). Однако подобное знание является лишь координатной плоскостью, наброском и не покрывает всей жизни путника, у которого, чем больше он или она изучает, появляется все больше и больше вопросов. Чтобы получить ответы на эти вопросы, путник углубляется в изучение, заполняя пустоты размалеванного сансарой листа бумаги или холста деталями орнамента. Этими деталями являются знание о тридцати шести таттвах, трех малах, пяти энергиях, девяти видах шактипата, четырех видах упай, трех подходах к Самореализации и т. д. Исходя из имеющегося знания и своих возможностей, путник начинает практиковать те или иные методы. Если же путник идет по пути Ваджраяны, то он изучает элементы Абхидхармы, других буддийских учений и практикует соответствующую сад-хану. Элементы Узора в разных школах различны, да и даже внутри одной и той же школы элементы Узора разных практиков будут выглядеть и располагаться несколько отлично, в зависимости от личности практикующего. Но на этом уровне, когда получены все знания и практикуются соответствующие методы, путник не имеет возможности полностью изменить свое само-и мироощущение и поведение. Многие элементы Учения просто принимаются на веру, имеющую свои пределы, или понимаются интеллектуально, на уровне ума. Иные элементы не понимаются вовсе. Периодически практика посещают сомнения и перепады уровня интереса к мистической дисциплине. Рефлексы же индивидуального психофизического организма по-прежнему остаются сильными, практическое видение жизни по-прежнему остается в основном дуалистическим. Страсти и омрачения, как и раньше, волокут живое существо по тропинкам рабства, ограниченности и страданий. Поэтому мы можем сравнить весь этот нарисованный орнамент с карандашным рисунком, нанесенным на размалеванную сансарой плоскость, рисунком, уже образующим сеть определенного узора, но тонким и слабым по сравнению с силой размалеванного пестрого пространства, отвлекающего внимание, пространства, пока еще являющегося для нас на практике сансарой, а не чем-либо иным. Этот карандашный чертеж указывает нам верное направление в лабиринте, но у него нет силы уничтожить лабиринт. Краски еще не использованы нами в процессе нашей творческой работы, и на этом уровне путник знает о верном пути и старается следовать его руслу, однако мерцание феноменов сансары постоянно отвлекает мистика и уводит его за собой.

Постепенно, помимо философского и метафизического знания, воспринимающегося достаточно абстрактно в сравнении с яркими и живыми реалиями сансары, мистик начинает постигать символы, используемые в конкретной традиции. Особенность символики такова, что она выглядит внешне как феномены сансары, однако иллюстрирует метафизику и философию учения Самореализации. Например, змея или дерево могут олицетворять энергию, Шакти. Камень олицетворяет Шиву и т. д. Разбирая элемент за элементом, смысл иконографических изображений, мандал, созерцая многочисленные образы, иллюстрирующие доктрины Учения, мистик размышляет над всем этим, а также получает интуитивное знание о себе, мире и законах этого мира. Параллельно с этим он применяет соответствующую, связанную с символами медитацию, что ускоряет весь процесс во много раз. Теперь перед мистиком уже не просто снежинкообразная янтра, состоящая из линий абстрактного узора, но хороший, красочный и яркий рисунок, вписывающий в себя конкретные феномены, легко и безусловно воспринимаемые в сансаре: точку, треугольник, квадрат, дерево, камень, змею, огонь, лотос, череп, цветок, солнце, луну, звезды, птицу и многое другое. На этом уровне Учение воспринимается лучше и жизнь преображается мощнее. Теперь, когда мы замечаем на плоскости разные фигуры феноменов, нарисованных Майей, некоторые из них мы уже в силах включить в наш освобождающий орнамент. Блуждая по тропам сансары, наталкиваясь на камень, ветвь дерева, собаку, луну, солнце и другие отвлекающие внимание феномены, мистик все чаще и чаще вспоминает об Учении, которое постепенно начинает представать перед его органами чувств на уровне метафизики, философии, этики, а также на интуитивном уровне. Теперь уже жизнь на тропе тантры становится легче и естественнее, сансара в определенной степени начинает мешать меньше, а помогать больше и учить яснее. Узор теперь ярок, он привлекает больше внимания. Рисунок теперь говорит понятнее, он учит и помогает чаще и эффективнее. Однако это все еще рисунок, а не жизнь, в то время как лист или холст сансары, испещренный феноменами, сияющими яркими фосфоресцирующими цветами, выглядит реальностью. К тому же некоторые элементы нашего орнамента и их связь с другими элементами понимаются с трудом, некоторые же участки холста по-прежнему остаются незарисованными. На этом уровне успехи все еще достаточно скромны, а сила сансар-ного отвлечения все еще огромна. Наша Мандала Освобождения уже раскрашена, мы даже уже смогли использовать для ее построения фигуры, взятые из мира сансары, но мы использовали обычные краски, в то время как Майя разрисовывала свой мир сансары яркими фосфоресцирующими красками. Что заставляет краски жизни светиться? Автоматика наработанных привычек и степень осознавания. Мы имеем стойкое видение реальности как сансары и имеем могучие привычки действовать, следуя нашему двойственному восприятию действительности. Мы наработали наше видение и кармические привычки за время многочисленных реинкарнаций, забыв нашу истинную природу. Вот почему рисунки сансары, светясь, бросаются в глаза, словно живые, а Узор освобождения хоть и стал ярок, но особо не светится. Когда, используя возможности, даваемые нарисованной магической мандалой, мистик получает хотя бы кратковременное переживание своей истинной Изначальной Природы, ситуация изменяется. Теперь идею об Абсолютной Реальности, служащую центральной точкой концентрического орнамента, заменяет подлинное переживание. Оно еще слишком кратковременно, чтобы из точки распространиться на все пространство холста или бумаги, но это уже реальная капля Амриты, Сомы, Великого Шактипата. И капля эта может сделать чудеса, преобразуя весь орнамент. Да, огромная сила наших тысячелетних кармических привычек делает наш мир сан-сарой, сияющей светом дуальности. Однако нашей изначальной, первичной природой является Самарасья, Запредельное, Абсолют, а значит, на нашей стороне самая мощная сила мироздания, находящаяся предельно к нам близко. И свет нашей подлинной природы так ярок, беспредельно мощен и прекрасен, что фосфоресцирование сансары тускнеет в сравнении с ним. Элементы сансары сами перестраиваются в Узор Манда-лы Освобождения и начинают гореть сияющей силой Самара-сьи, силой Бхавани, которая нераздельна со Своей природой Абсолютного Бхайравы,

Однако до этого еще далеко. Первое переживание истинной нашей природы пока еще подобно сияющей капле среди бескрайних лабиринтов сансары, начертанных силой Махамайи. Эта капелька пока не может стать океаном, но она является волшебным ключом. Теперь, если нет никаких противопоказаний, мы можем приступить к реализации Махайоги-Каулы.

Практикуя на уровне Каула гуру йогу, йогу божества и другие особые практики, мы быстро постигаем подлинную природу всех феноменов сансары, обретаем силу и поддержку божеств. Теперь мы дорисовываем Узор не только идеями или символами, наполненными мощью Пути, но и краской самой Реальности, живым сверкающим Светом Изначального Откровения, Этот Свет так глубок, что его чернота, бездонная тьма, поглощают все на свете. И в то же время это беспредельный, не знающий преград, ярчайший ослепляющий свет полноты.

Пока мы не можем рисовать только этой «краской», это не беда. Теперь мы знаем, к чему действительно нам надо стремиться. Значит, наш путь выпрямляется и становится короче.

Как же мы рисуем дальше? Раньше, когда мы лишь нанесли поверх рисунков сансары разметку узора, цель пути мы обозначили центральной точкой. Затем, быстро дойдя до изучения символов, мы дорисовали эту точку как сияющую Звезду, которая в свою очередь позже предстала перед нами в образе ишта-дэвы, да еще в окружении различных божественных манифестаций. На иштадэву, чей образ нас притягивает и волнует, медитировать интересней и приятней, чем на абстрактную точку, не так ли? Если до переживания на Пути нашей Природы мы либо поклонялись божеству как объекту, либо с разрешения Учителя визуализировали себя в теле божества, чтобы очиститься и обрести силу и видение, то после Переживания мы можем практиковать йогу божества наилучшим и основным способом. Божество возникает из Неописуемого во всем блеске феноменов: форм, цветов, а также звуковых и энергетических вибраций, но мы продолжаем осознавать истинную природу всех этих цветов, звуков и форм. Затем манифестировавшееся божество растворяется в Неописуемом, в Самарасья Шиватве. Постигнув природу тантрического божества, натренировавшись в этой практике, сделав практическое понимание устойчивым, мы можем начинать постигать природу бытовых феноменов санса-ры — природу камня, огня, воды, растений, людей, животных, духов, природу любви, гнева, покоя, смятения, страха, уверенности, мудрости, невежества и т. д. Постепенно мы убедимся, что природа всего на свете та же, что и природа божества, а все энергии есть Одна Энергия. Скоро мы начнем видеть Бога, т. е. нашу общую Изначальную Природу, во всем, как внутри себя, так и вовне. Когда наш уровень станет подходящим, мы можем с полным правом использовать техники левой руки, такие как Панчамакара и другие, где применяется то, что на предыдущих этапах являлось опасными ядами, сильно мешающими Самореализации и эффективно толкающими живые существа в миры низших перерождений. С помощью этих практик мы постигаем подлинную природу ядов сансары и преобразуем их в духовные лекарства. Работая с гневом, похотью, тупостью, страхом и ленью, мы постигаем природу всех этих омрачений и их истинную роль в мире. Также на этом высоком уровне развития мы можем начать практиковать Обратный Поворот, медитацию, в которой мы обращаем направления деятельности органов чувств с привычного режима на режим внутреннего постижения. Чтобы завершить описание процесса действия Возвращающей Ман-далы, для лучшего панорамного понимания рассмотрим весь процесс сначала.

Вначале путник наносит на хаос мерцающих бесконечных лабиринтов сансары линейную разметку Узора Мандалы Возвращения, которая представляет собой основные идеи концептуальных доктрин Учения. У путника появляется начальная базовая ориентация в мире, но способность живого существа придерживаться этой ориентации в повседневной жизни на этом этапе очень слабая — путь видится призрачным, Учение слабо увязывается с жизнью в окружающем мире, возникает много вопросов.

Далее путник продолжает изучать элементы метафизики, философии и этики Учения — Узор усложняется новыми прорисовывающимися деталями. Ориентация путника повышается, дорога видится отчетливее, мир понимается яснее, что дает определенные новые возможности. Однако способность следовать этой ориентации, Учению, слишком мала. На этом этапе в повседневной жизни мы очень часто забываем Учение и Путь, а когда помним о них — очень часто не в силах использовать свое знание.

Параллельно, постигая символику, иллюстрирующую тайны Учения и содержащую силу, а также одновременно начиная практиковать садхану, путник улучшает понимание и карму, связь с Изначальным усиливается. Идти по Пути становится легче, но в делах повседневной жизни обычно побеждает сансара. Еще более продвинувшись на Пути, а также в изучении идей и символов, мы лучше понимаем Учение и мироздание, чаще вспоминаем Учение, а стало быть, лучше видим, что и как нам делать. Постепенно наше понимание Учения становится тоньше, видение — яснее. Вырабатываются полезные навыки и привычки. Если раньше мы плавали в океане сансары, не зная ни о том, в чем мы плаваем, ни об Учении, то затем мы обрели знание и начали размышлять и наблюдать за жизнью. Теперь благодаря медитативному опыту и изучению мы видим мир и нашу ситуацию в нем полнее и лучше. Еще более продвинувшись на Пути, мы начинаем воспринимать феномены сансары как иллюстрации Учения, напоминающие о Пути. Видя кратковременность наслаждения и возвращения страдания, мы вспоминаем о двойственности сансары и невозможности достичь удовлетворения в ней. Видя камень, мы вспоминаем об Изначальной Природе — предельно простой и нерушимой. Прогуливаясь по ночному парку, наблюдая яркие звезды, виднеющиеся в просветах меж древесных ветвей и листьев, мы вспоминаем о союзе Земли и Неба, сансары и нирваны, духовного и материального и т. д.

Феномены сансары, ранее отвлекавшие нас и сбивавшие с Пути, начинают напоминать о Пути и даже иногда учить нас. И все же мы очень часто забываем о том, что говорит Учение, и действуем исходя не из его рекомендаций, а из сансарных установок и побуждений. Поэтому наше дело продвигается медленно. Также надо сказать, что пока мы знаем о том, что есть наше подлинное «Я» только теоретически, а стало быть, в Пути можем быть направляемы только косвенно — через слова и образы Учения, которые не в силах передать Истину. Поэтому, какими бы яркими ни были краски элементов Учения, их меньше, чем элементов сансары, они теряются в бесчисленных сансарных феноменах, поэтому мы так часто и легко забываем об Учении. Когда, наконец, мы обретаем переживание Самарасьи и убеждаемся, что это оно, мы теперь яснее понимаем, к чему мы идем и как нам надо идти. Мы видим разницу между словами Учения и его Плодом, понимая, что образы и концепции Учения есть феномены сансары и в то же время освобождающие дары нашей матери-Майи. Мы вспомнили нашу природу и теперь иногда спонтанно ухватываем это состояние в некоторых бытовых ситуациях, а также во время определенных медитаций. На этом этапе мы не в силах переживать это состояние часто и длительно, действием мощной силы мы вталкиваемся назад, в двойственное видение, сансару. На этом уровне мы уже имеем «трех бойцов» на нашей стороне, иногда мы переживаем идеи Учения, иногда образы Учения со смыслом, заложенным в них, иногда Изначальную Реальность. Помня об Учении, мы чаще поступаем исходя из Него. Правда, все остальное время мы переживаем уносящую нас от осознания своей истинной природы сансару, поэтому по-прежнему подвержены отвлечениям и, как следствие, страданиям. Однако теперь на нашем холсте появились яркие драгоценные элементы переживаний истинной природы. Мы начинаем использовать эту «сияющую» краску в нашем рисунке наряду с продолжением работы над символами и идеями. Мы практикуем с Изначальной Реальностью двояко. Входя в переживание Изначальной Природы всего снова и снова, мы делаем такое переживание более естественным и легко достижимым для нас. С другой стороны, мы пытаемся обнаружить через переживание эту же самую Изначальную Природу в различных объектах, поначалу в объектах, связанных с Учением, затем в повседневных объектах сансары, включая яды и несовершенства. Первый способ сравнивается с нанесением, на плоскость новых, светящихся узоров, которые более ярки и живы по сравнению с образными и концептуальными идеями Учения, а также по сравнению с пестрым хаосом иных сансарных феноменов. Второй способ заставляет также ярко светиться Огнем Совершенства уже существующие элементы Учения и сансары, вписывая их в Узор. Постепенно сложится ситуация, при которой периоды, когда мы отвлеклись и забыли об Учении, сведены практически к нулю. Когда мы отвлеклись от Изначального состояния, мы переживаем идеи и образы Учения. Постепенно живое переживание будет распространяться по холсту все сильнее и сильнее и однажды Сияние зальет собой весь холст. Все станет Одним, но при этом орнамент не исчезнет, а сохранится в качестве прекрасного пульсирующего Узора спонтанных манифестаций Шиватвы. Это и будет реализация Великого Узора Возвращающей Мандалы, реализация, которая есть состояние дживанмукты. Принцип работы Мандалы состоит в том, чтобы постепенно свести на нет отвлечение от Учения, а затем свести на нет отвлечение от переживания Самарасьи. Сама сансара, Махамайя, будет помогать в этом, ибо огромное число возвращающих элементов строится из сансарных материалов. Таким образом, для тантрика Майя выступает не в роли врага, а в роли Матери, с кем мы состоим в хороших родственных отношениях и кто, любя, поможет нам в нашем деле. Чтобы мистик сумел построить Мандалу, нужно две вещи: сильное стремление в первую очередь к Истине, а не к иным вещам, и синтезирующая и интегрирующая способность сознания видеть вещи в их взаимосвязи друг с другом, уметь по нескольким элементам составить представление о всей вещи, знать что, чем, как и когда соединить или разъединить.

Итак, обычных существ Майя постоянно отвлекает от Учения и совершенно заслоняет перед ними их подлинную природу. Тантрику же Майя напоминает об Учении и Подлинной Природе все лучше и эффективнее изо дня в день. Как говорится в Упанишадах: «Тот, кто знает обоих вместе — знание и незнание — переправившись через смерть с помощью незнания, достигает бессмертия с помощью знания». Мандала называется Возвращающей, ибо куда бы мистик ни пошел, сансара постоянно возвращает его назад, в центр, в Изначальную неконцептуальную Реальность.

Конечно, узоры Мандалы разных мистиков отличаются друг от друга. Кто-то получает заветное переживание в самом начале, кто-то в середине Пути, а кто-то лишь в конце; одни легче воспринимают идеи, другие — символы и т. д. Для успеха каждый должен найти свой стиль работы, и тогда жизнь будет проходить гармонично, нам не в чем будет упрекнуть себя на склоне лет. Те, кто выбрал путь Каулы, используют для дела все, что попадается под руку, не заявляя, что идеи выше образов и наоборот. Практики Каулы не путают саттва гуну с настоящей духовностью, используя средства, они не забывают о цели этих средств и не начинают поклоняться им как идолам, затмившим живого Бога. В то же время каула-тантрики почитают Майю и феномены сансары как тайные источники знания и силы и зна ют, с чем, когда и как работать можно, а с чем — нельзя. Почитая великих учителей — риши, натхов и сиддхов — каула-садха-ки почитают как учителя кошку, собаку, окурок, найденный на дороге, звезду, одним словом, весь мир. Потому мир и помогает им, делая их Путь быстрым и полным наслаждения.

Все, изложенное в этой главе, можно описать в виде формулы возникновения сети рабства и Узора всесовершенства. Там, где есть один (я, субъект), есть и два (не-я, объект), где есть два, есть и три (субъект, объект и взаимоотношения между ними), три же порождает все в мироздании. Таким образом, из Неописуемого создается сеть. Чем больше число феноменов, тем менее сильной и свободной является каждая конкретная единица. Сеть уничтожается следующим образом: с помощью третьего (процесса познания) первое (я, субъект) реализует осознание единства со вторым (не-я, объектом). Узор же Божественного Великолепия реализуется тогда, когда мы снова нисходим в мир феноменов, образуя его, но не теряя осознавание единства Природы всех феноменов.