Техника речи.

Задание:

Прочтите примеры, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную часть и определите логическую последовательность развития темы.

1. «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листьев, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозщичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики матросов и таможенных солдат, - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью, - к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков - то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие - рвут пыльный, знойный воздух».

(М.Горький «Челкаш»).

2. «На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, - и конец скачки был против беседки».

(Л.Н.Толстой «Анна Каренина»).

3. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

Судно весело бежит.

И желанная страна.

Вот уж издали видна.

Вот на берег вышли гости;

И за ними во дворец.

Полетел наш удалец.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

Проверяя себя, еще раз подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью.

Объединяйте слова в речевые звенья по такому принципу: одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится по возможности слитно, почти без пауз.

Если для более яркой передачи какого-либо понятия (особенно когда оно выражено достаточно большим количеством слов) требуются паузы между составляющими его словами, то эти паузы должны быть меньшей длительности, чем выделяющие понятие в целом.

В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).

Говоря о логических паузах, следует специально остановится на соединительном союзе И . Запятая перед ним обычно не ставится.

Логическая пауза большей или меньшей длительности перед сочинительным соединительным союзом И бывает почти всегда:

А ) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами;

Б ) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения.

На первом месте для нас должен стоять смысл, ведь грамматика, синтаксис только помогают нам в этом. Мы ищем в предложении речевые звенья, ориентируясь на содержание.