Теории личности.

Об авторах. Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину. Теории личности. Компоненты теории личности. Критерии оценки теории личности. Основные положения, касающиеся природы человека. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности. Метод анамнеза. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Оценка личности. Типы методов оценки. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности. Биографический очерк. Психоанализ: основные концепции и принципы. Инстинкты — движущая сила поведения. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Основные положения Фрейда относительно природы человека. Эмпирическая валидизация психодинамических концепций. Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Биографический очерк. Основные тезисы индивидуальной психологии. Индивидуальная психология: основные концепции и принципы. Основные положения Адлера относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии. Приложение: невроз и его лечение. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Биографический очерк. Аналитическая психология: основные концепции и принципы. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Рекомендуемая литература. Глава 5. Эго — психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни. Эрик Эриксон: эго — теория личности. Биографический очерк. Эго — психология: результат развития психоанализа. Эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Основные положения Эриксона относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории. Применение: американские подростки, или «кто я такой?». Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах. Эрих Фромм: гуманистическая теория личности. Биографический очерк. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы. Карен Хорни: социокультурная теория личности. Биографический очерк. Социокультурная теория: основные концепции и принципы. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности. Биографический очерк. Что такое личность. Концепция черты личности. Проприум: развитие самости. Функциональная автономия: прошлое — это прошлое. Зрелая личность. Основные положения Олпорта относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности. Применение: изучение ценностей. Подход к личности с позиции факторного анализа. Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности. Биографический очерк. Теория черт личности: основные концепции и принципы. Ганс Айзенк: теория типов личности. Биографический очерк. Основные концепции и принципы теории типов личности. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 7. Научающе — бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер. Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения. Биографический очерк. Подход Скиннера к психологии. Респондентное и оперантное поведение. Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения. Применение: лечение, основанное на оперантном научении. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 8. Социально — когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Альберт Бандура: социально — когнитивная теория личности. Биографический очерк. Основные принципы социально — когнитивной теории. Научение через моделирование. Подкрепление в научении через наблюдение. Основные положения Бандуры относительно природы человека. Эмпирическая валидизация социально — когнитивной теории. Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение. Джулиан Роттер: теория социального научения. Биографический очерк. Теория социального научения: основные концепции и принципы. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли. Джордж Келли: когнитивная теория личности. Биографический очерк. Основы когнитивной теории. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Основной постулат и некоторые выводы из него. Основные положения Келли относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории. Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу. Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. Биографический очерк. Основные принципы гуманистической психологии. Мотивация: иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Основные положения Маслоу относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. Карл Роджерс: феноменологическая теория личности. Биографический очерк. Точка зрения Роджерса на природу человека. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. Феноменологическая позиция Роджерса. Я — концепция: «все — таки кто я?». Полноценно функционирующий человек. Основные положения Роджерса относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории. Применение: терапия, центрированная на человеке. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература. Глава 12. Психология личности: новые направления. Основные положения в ретроспективе. Оценка теорий личности. Наступление эры персонологии. Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности. Резюме. Вопросы для обсуждения. Глоссарий. Библиография. Рекомендуемая литература.
Л. Хьелл, Д. Зиглер.