Теория и методика воспитания: конспект лекций.

Тема 1. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 1.1. Сущность воспитания. 1.2. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса. 1.3. Самовоспитание как цель и результат воспитания. 1.4. Теория и методика воспитания как раздел педагогики. 1.5. Становление теории и методики воспитания как науки. Тема 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ. 2.1. Понятие о методологии педагогической науки. 2.2. Движущие силы и логика воспитательного процесса. 2.3. Научные подходы как методологические основы воспитания. 2.4. Базовые теории воспитания и развития личности. 2.5. Закономерности и принципы воспитания. Тема 3. ВОСПИТАНИЕ КАК СИСТЕМА. 3.1. Понятие о воспитательной системе. 3.2. Воспитательная система школы. 3.3. Управление воспитательной системой школы. 3.4. Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе. 3.5. Методика создания воспитательной системы. Тема 4. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ. 4.1. Понятие о целях воспитания. 4.2. Гармоничное развитие личности как цель воспитания. 4.3. Методика постановки целей воспитания. Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ. 5.1. Понятие о содержании воспитания. 5.2. Традиционная программа воспитания. 5.3. Программа формирования базовых культур личности. 5.4. Программа освоения социальных ролей. 5.5. Программа воспитания ценностного отношения к миру. Раздел I. Формирование ценностного отношения в природе как общему дому человечества. Раздел II. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни. Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Раздел V. Формирование образа жизни, достойной Человека. Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Тема 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. 6.1. Понятие о методах воспитания. Их классификации. 6.2. Методы формирования сознания личности. 6.3. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. 6.4. Методы стимулирования поведения и деятельности. 6.5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. 6.6. Понятие о приемах воспитания. Тема 7. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ. 7.1. Понятие о формах воспитания и их классификация. 7.2. Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий. 7.3. Методика организации и проведения коллективного творческого дела. Тема 8. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ. 8.1. Понятие о средствах воспитания. 8.2. Общение как средство воспитания. 8.3. Учение как средство воспитания. 8.4. Труд как средство воспитания. 8.5. Игра как средство воспитания. Тема 9. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ. 9.1. Понятие о педагогическом взаимодействии. 9.2. Стратегии и способы педагогического взаимодействия. 9.3. Условия повышения эффективности педагогического взаимодействия. 9.4. Методика организации педагогического взаимодействия. Тема 10. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ. 10.1. Понятие о коллективе. 10.2. Взаимодействие личности и коллектива. 10.3. Методика формирования и развития коллектива. Тема 11. ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. 11.1. Классный руководитель в воспитательной системе школы. 11.2. Методика планирования работы классного руководителя. Программа воспитательной работы в классе (примерная структура). Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть). 11.3. Методика организации и проведения классного часа. 11.4. Методика анализа результатов воспитательного процесса. 11.5. Методика взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Тема 12. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. 12.1. Понятие о внеклассной и внешкольной воспитательной работе. 12.2. Методика ведения внеклассной воспитательной работы. 12.3. Внешкольная воспитательная работа и учреждения дополнительного образования. Тема 13. ВОСПИТАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 13.1. Актуальные проблемы современного воспитания. 13.2. Национальное своеобразие воспитания. 13.3. Воспитание культуры межнационального общения. 13.4. Работа с неблагополучными семьями. Примечания. 1.