Учимся говорить публично.

Этюд 62.

Вы в помещении. Сидите за столом. Входит женщина. Обращается к вам. Вы привстанете или останетесь сидеть? Вы предложите ей присесть или, будто не видя ее, быстро подпишете документы, которые она вам принесла, а то, что сотрудник — женщина, для вас не имеет значения? Так, служебное лицо среднего рода!

Вы входите в комнату, где двое разговаривают. Вы сразу обратитесь к одному из беседующих или извинитесь за свое вторжение, а может быть, если пожара нет, просто подождете, пока в разговоре наступит пауза? Или выйдете из комнаты, чтобы не смущать своим присутствием беседующих?

Вы звоните человеку, он снимает трубку. Вы с места в карьер перейдете к делу или поинтересуетесь, может ли он с вами поговорить и не стоит ли перезвонить позже?

Вам хочется кашлянуть или чихнуть. Постараетесь ли вы сделать это максимально незаметно, чтобы не привлекать внимания окружающих к собственной персоне, или вам, грубо говоря, наплевать — и вы чихнете с удовольствием и с радостью заметите, что все повернулись в вашу сторону? Ожидаете, что вам скажут: «Будьте здоровы»? А стоит ли вообще говорить: «Будьте здоровы», как бы подчеркивая, что человек простыл? Может быть, лучше не заметить?

Вы пообедали. В зубах застрял кусочек пищи. У вас не получилось выковырнуть его языком, а зубочистки нет. Вы сломаете спичку и при всех попытаетесь вытащить раздражающий вас кусочек, а то и просто полезете ногтем в межзубное пространство? Ведь бывает же так?

Вы идете поздно вечером по улице. У вас прекрасное настроение. Ваш спутник рассказал действительно смешной анекдот, и вы хохочете от души на всю улицу. А представьте такое: ночь, лето, окна настежь, вы пытаетесь заснуть, а кто-то стоит под вашими окнами и хохочет. Интересно, как вы к этому отнесетесь?

Помните правило: поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.

Скромность и воспитанность. А чем воспитанность отличается от образованности?

Можно ли быть невоспитанным человеком, но образованным?

Старайтесь быть максимально воспитанным, предупредительным и обходительным с другими людьми. Ни на кого не кричите, не обрывайте собеседника, дайте возможность в случае небольшого конфликта другому человеку оправдаться, объясниться, уточнить свою позицию.

Не делайте замечаний сотрудникам в присутствии их коллег и подчиненных.

Избегайте таких фраз:

— Да бросьте вы чушь пороть...

— Да мне противно вас слушать...

— Вы меня раздражаете...

— Заткнитесь...

— Я устал от вас...

— С вами бесполезно говорить, осла скорее можно переубедить, чем вас...

— С вами, как я понял, лучше дела не иметь...

(Думаю, что каждый легко может продолжить этот ряд и довести его до ста, а то и больше выражений.).

Составьте список фраз, которые желательно не произносить. И тут же попытайтесь, надеюсь, что у вас получится, дать рекомендацию, как лучше всего реагировать на подобные фразы.

Особое внимание обратите на последнюю фразу в моем списке примеров.

Мой совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не произносите эту фразу. Вы можете ограничить контакты с человеком, который не вызывает у вас доверия, раздражает вас. Но фразы такой никогда не произносите!

Почему?

Да потому, что не стоит сжигать мосты. Жизнь, как ни банально это звучит, слишком многообразна, то, что для вас сегодня кажется неприемлемым, завтра может стать нормой.

Вы решили прекратить общение с человеком. Это ваше право. Найдите повод отказать ему во встрече один, два, три раза, но постарайтесь вести себя тактично, уважительно, даже если человек вас раздражает. Сводите все на нет постепенно.

Не хлопайте дверью, не кричите, не давайте клятв, что больше никогда и ни при каких обстоятельствах не подадите руки (руку можете и не подавать, но не объявляйте об этом).

Пройдет время, и вполне может так случиться, что вы вдруг поймете: не правы были вы, а не ваш знакомый (коллега, друг, родственник, подчиненный, начальник), и вам будет легче восстановить отношения. И вы не будете выглядеть смешно в глазах других (свидетелей вашего разрыва или самого человека, с которым вы порвали отношения), ведь в противном случае они подумают про вас: так кричал, требовал, клялся, а сам теперь круто изменился!

То же относится и к публичному выступлению. Вас плохо приняли, вашу речь захлопывали, открыто выражали свою неприязнь. Казалось бы, есть все основания, гордо покинув трибуну, обозвать всех ослами (возможно, что и впрямь вас слушали ослы) и публично поклясться, что больше никогда вы не будете выступать перед этой аудиторией. Не советую так поступать. Лучше иронично улыбнуться и сказать нечто примирительное: мол, сожалею, что так получилось, но будущее, надеюсь, нас рассудит, и я продолжаю верить в разум и в то, что один человек всегда сможет понять другого. После этого спокойно уйти.

Составьте на эту тему выступление. На четыре-пять минут, не больше. Запишите свою речь на магнитофон. Попробуйте выступить со своими рассуждениями сначала в кругу близких, затем среди коллег и, наконец, на одном из собраний, где кто-то, на ваш взгляд, неверно повел себя — и вы решили немного всех повоспитывать. Говорите спокойно, четко, не спешите, а самое главное — говорите так, будто эти мысли пришли к вам только сейчас, то есть вы вроде бы рассуждаете вслух. Всегда приятнее не слушать заученную речь, а быть свидетелем рождения выступления. Но непременно нужны эффектное начало, интересный поворот (тут бы и конкретики побольше, примеров, понятных другим), неожиданная концовка, лучше, конечно, с вопросом-призывом — порассуждать, подумать на эту тему.