Учимся говорить публично.

Этюд 77.

Как научиться говорить выразительно?

Как избежать монотонности в речи?

Возьмите любую пьесу — «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Жаворонок» Ануя, можете использовать произведения Мольера, Шекспира — и обязательно прочтите ее вслух.

В пьесе люди говорят.

Только говорят, а вам все о них известно.

Выступление перед публикой — это всегда драматургия, и нужно уяснить для себя жанр: что это — комедия, фарс, скетч, реприза, клоунада, трагедия, мелодрама, моноспектакль и т.д.?

Пусть вас не смущают некоторые жанры: фарс, реприза, клоунада, скетч. Прислушайтесь к выступлениям иных политических лидеров. Тут и фарс, и комедия, и реприза.

Правда, большинство из них, увы, сами не знают, в каком жанре выступают, а потому у них полное смешение жанров и как результат — вечные проколы.

А знали бы о законах жанра — внимательнее бы относились к произносимым словам, к мизансценам на политической арене.

Прочтите, записывая на магнитофон, любой фрагмент минут на 30 из выбранной вами пьесы.

Прослушайте запись, сделайте сами себе замечания, побудьте радиорежиссером.

С учетом сделанных замечаний еще раз прочтите текст и снова прослушайте его. Проведите анализ двух записей и не поленитесь записать третий раз. Этим вы разовьете свой голос, научитесь говорить с разной интонацией, может быть, поймете, как держать паузу. Обязательно найдите в радиопрограмме трансляцию какой-нибудь пьесы и постарайтесь прослушать ее. После этого в четвертый раз запишите выбранный вами отрывок на магнитофон.

Около шести часов придется потратить на выполнение этюда. Но как много вы приобретете!

Вы научитесь выразительно говорить чужой текст, а потом вам станет легче произносить выразительно свой собственный.

Вам придется говорить текст за нескольких действующих лиц. Вы невольно начнете менять ритм речи, тембр и силу голоса.

Вы на себе ощутите, что каждое выступление должно строиться по законам драматургии, иметь свою завязку, кульминацию, развязку.

Вы еще раз вспомните о подтексте и овладеете способностью говорить с подтекстом, а следовательно, даже в коротких выступлениях у вас появится больше смысла. Речь с подтекстом — речь многоплановая, запоминающаяся.