Язык и сознание.

Лекция I. Проблема языка и сознания. Лекция II. Слово и его семантическое строение. Происхождение слова. Путь от симпрактического к синсемантическому строению слова. Семантическая структура и функция слова. Слово и «смысловое поле». Категориальное значение слова. Лексические функции и валентности слов. * * * Лекция III. Развитие значения слов в онтогенезе. Значение и смысл. Развитие обозначающей функции (предметной отнесенности) слова в онтогенезе. Развитие значения слова. Лекция IV. Развитие понятии и методы их исследования. Метод определения понятия. Метод сравнения и различения. Метод классификации. Метод формирования искусственных понятий. Исследование осознания словесного состава языка. Лекция V. «Семантические поля» и их объективное изучение. Ассоциативные методы оценки семантических полей. Измерение смысловых полей методом шкал. Объективная характеристика семантических полей. Объективные методы исследования многомерных связей слова. * * * Припоминание слов и психология номинативной функции речи. Лекция VI. Роль речи в протекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие. Роль слова в организации восприятия. Роль речи в организации волевого акта. Генезис регулирующей функции речи взрослого. Психофизиологические основы регулирующей функции речи. Лекция VII. Внутренняя речь и ее мозговая организация. Формирование и структура внутренней речи. Мозговая организация регулирующей функции речи. Лекция VIII. Синтаксическая и семантическая структура фразы. Проблема единиц языка. Психологическая проблема фразы как единицы высказывания. Структурный анализ фразы. Критика формально-синтаксического анализа фразы и генеративная семантика. Лекция IХ. Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты в синтагматических структурах. Исходные принципы. Основные средства выражения отношении. (а) Флексивные сочетания. (б) Служебные слова. (в) Порядок слов. (г) Сравнительные конструкции. Сложные синтаксические структуры. Смысловые инверсии. * * * Лекция Х. Развернутое речевое сообщение и его порождение. Порождение речевого высказывания. Мотив высказывания. Замысел высказывания. Первичная «семантическая запись». Внутренняя речь. Формирование развернутого речевого высказывания. Онтогенез речевого высказывания. Лекция ХI. Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь. Устная речь и ее основные формы. Устная диалогическая речь. Устная монологическая речь. * * * Письменная речь. Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи. Лекция ХII. Понимание компонентов речевого высказывания. Слово и предложение. Проблема. Понимание слов. Условия понимания значения слов. Понимание фразы. Лекция ХIII. Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст. «Влияние смыслов». Выделение «смысловых ядер», анализ через синтез. Вероятностный подход к пониманию сообщения. Понимание внутреннего смысла (подтекста). Лекция ХIV. Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода. Лекция ХV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания. Методы. Мозговая организация мотивационной основы и программирования речевого высказывания. Мозговая организация синтагматического строения высказывания. Мозговая организация парадигматического строения речевых процессов. * * * Лекция ХVI. Мозговая организация процессов декодирования (понимания) речевого сообщения. Нарушение понимания фонематического и лексического строя речи. Нарушение понимания логико-грамматических отношений. * * * Понимание синтагматического строя связной речи. Понимание общего смысла (подтекста) речевого сообщения. * * * Литература. Выходные данные. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.