Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут.

Часть 1Философия кашрута. Глава 1. Потерянный рай. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. диптих. 1507 г. Прадо, Мадрид. Гюстав Доре. Изгнание Адама и Евы из рая. Глава 2. Когда кашрут касается всех. От Адама и Евы – к сыновьям Ноя, или краткий курс священной истории. Гюстав Доре. Ноев ковчег. Кровь и плоть. В. В. Хвостенко. «Медведь-липовая нога». Этот теленок был распотрошен на бойне в Пенсильвании, где он был оставлен умирать в агонии. Работники бойни отказались умертвлять его гуманно. Фото с сайта zhestokosti.net. На многих скотобойнях коров живыми подвешивают за ноги, а затем приканчивают выстрелом в голову. Фото с сайта zhestokosti.net. Глава 3. Почему гусь свинье не товарищ, или кого можно есть евреям. О «чистых» и «нечистых». Рога и раздвоенные копыта – безошибочные признаки жвачных парнокопытных – «чистых», кошерных животных. Альбрехт Дюрер. Заяц. Упомянут в Писании, как некошерное животное, так как при наличии жвачной системы пищеварения не имеет раздвоенных копыт. «Вот животные, которых вы можете есть…». Верблюд. Еще одно животное, запрещенное евреям в пищу, так как обладает только одним из двух необходимых признаков кошерности – жвачной системой пищеварения, но при этом не имеет раздвоенных копыт. Даман, он же скалистый кролик. Малознакомое европейцам, но хорошо известное на Ближнем Востоке существо. Еще один из четырех особо упомянутых некошерных животных: обладает жвачной системой пищеварения, но не имеет раздвоенных копыт. «Знают все, что осетрина – это рыбная свинина…». Осетр. Классический представитель некошерных рыб, так как не имеет ярко выраженной чешуи. Карп. Характерный пример кошерной рыбы: обладает плавниками и чешуей. Летят перелетные птицы… Все хищные птицы – некошерны. В траве сидел кузнечик… Глава 4. Когда мясник мяснику рознь. Учащиеся курсов шойхетов проверяют ножи перед сдачей выпускного экзамена. Шойхет в Санкт-Петербурге осуществляет ритуальный забой куриц и петухов для обряда «капарот» (искупления) накануне еврейского Судного дня. Фото Центра еврейского образования «Томхей Тмимим Любавич». Почему Резник коллега Шубина. Еврейский резник в Грузии. Глава 5. На еврейской бойне. Гуманность или игра в гуманность? Хафец Хаим – один из величайших раввинов XX в. В память о праотце Иакове. Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков, борющийся с ангелом. 1660 г. Берлин, картинная галерея. Кровь и душа. Глава 6. Козленок и молоко. Кто сказал «бе-е-е»? Что общего у Авраама с Одиссеем. По слову мудрецов. Глава 7. В поисках смысла. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой? Кашрут как система здорового питания. Рамбам (Маймонид) – основоположник «рациональной теории» смысла еврейских пищевых запретов. Не позволяй душе лениться! Исаак Бабель. Был убежден, что еврей не должен любить раков. Не делайте из еды культа. Знак на все времена?! «Вот народ этот живет отдельно и меж другими народами не числится…». В мире безумных теорий. «Тора как инструкция к холодильнику». Глава 8. Кашрут и здоровье, или Бог в роли Диетолога. Кошерно – значит, полезно? Когда кошерное вредно, а некошерное – полезно. Глава 9. Чего хочет Бог? Кашрут и диетарные законы религий мира. От святых апостолов до наших дней. Франсиско де Зурбаран. Видение апостола Петра. Национальный музей Прадо, Мадрид. Так говорит Коран. Об индусах, буддистах и прочих. Глава 10. Когда свинья очистится, или тайные коды кашрута. Ищите подобное. Глава 11. По тропам еврейской истории. От праотцов до разрушения Храма. Микеланджело Буонарроти. Пророк Даниил. Италия. Именем Иисуса. В подвалах инквизиции. С гравюры XV в. Сожжение евреев и маранов по приговору инквизиции. Братья Шер – кантонисты Николай, Моисей и Израиль (сидит). Херсон. Фото из архива Харьковского Музея Холокоста. Коммунисты, вперед! Еврейское местечко после «казачьего гуляния». Открытка 20-х годов. Свиные войны на Святой земле. Некошерный магазин в центре современного Тель-Авива. Часть 2 Практика кашрута. Глава 1. На еврейской кухне. Вода, огонь и кастрюля. В тоске по идеалу. Типичная еврейская кухня. Первое, что бросается в глаза – сдвоенная кухонная плита и две раковины, предназначенные для разделения мясного и молочного. Еще одна еврейская кухня с еврейской плитой – конфорки удалены друг от друга так, чтобы кастрюли с молочной и мясной пищей не соприкасались. «Я вас люблю, как мясо любит соль!». И снова огонь, или что сидит в печенке… Курица и яйцо. Прежде, чем начать готовить курицу, еврейская хозяйка должна удалить из нее кровь методом высаливания. Хлеб-соль. Закончив готовить халы (субботний хлеб), еврейская хозяйка откладывает их в сторону, чтобы избежать их контакта с мясной или молочной пищей. Рыба – это не мясо! Яйцо и кровь. Кашрут и броненосец «Потемкин». Глава 2. Снова на еврейской кухне, или как не сварить козленка в молое матери его. Лед и пламень. Горшки и кастрюли. «Грибной человек» для еврея. По лезвию ножа. Кашрут с перчиком. Глава 3. За еврейским столом. Между мясом и молоком. Сыры. Фото с сайта http://www.cheesemania.ru – «Все о сыре». Искусство ковыряния в зубах. Между молоком и мясом. Сакральные тайны вина. Никола Пуссен. Вакханалия. 1622 г. Именно из-за того, что у народов древности с вином были связаны многие языческие культы и оргии евреям запрещено пить нееврейское вино и вообще пить какое-либо вино с неевреями. Кидуш (освящение) над вином – характерная примета субботы и любого еврейского праздника. За еврейским столом. Обед в еврейской коммуне. 1928 г. Глава 4. В еврейском саду. Бойся «необрезанных» деревьев. Это странное слово «килаим». Еврейский земледелец осматривает виноградник, чтобы предотвратить возникновение «килаим». Фото начала 20-х годов. Шаатнез – запрет на все времена. Глава 5. Кашрут и дети. Глава 6. Когда приходит беда… Глава 7. Страшные тайны Пасхи. Все это было, было, было… Что такое хамец? Ашкеназские заморочки. Все на борьбу с хамецем! Продай, что можешь! Продажа хамеца Главным раввином России Берлом Лазаром. Очищающая сила огня. Ночь стояния воды. Главный раввин России Берл Лазар наблюдает за выпечкой мацы. Откуда и зачем в маце дырки. Выпечка мацы машинным способом. Выпечка мацы вручную. Какая бывает маца. Маца. Рисунок из Копенгагенской Агады. 1739 г. Со своим уставом в чужую синагогу не ходят. По следам кровавого навета. Гартман Шедель. Гравюра по сюжету кровавого навета Симона из Трента (1475 г.). 149 3 г. Глава 8. Эти странные, странные евреи. Еврей в нееврейском мире. Великий русский актер Евгений Матвеев через всю жизнь пронес знание языка идиш и любовь к еврейской кухне. Еврей в магазине. Еврей у вас в гостях. Шуточный плакат с сайта http://www.megapolis.org/forum. В гостях у еврея. Еврей в ресторане. Машгиах (наблюдатель за кошерностью) в еврейском ресторане. Так выглядит «Удостоверение о кошерности» ресторана. Внизу – печати различных религиозных учреждений Израиля, удостоверяющих кошерность продуктов. Еврей в самолете. Еврей в общежитии. Еврей в армии. Еврей на охоте. Еврей в кулинарном техникуме. Еврей в космосе. Глава 9. Кто в ответе за кашрут? Главный раввин России Берл Лазар вместе с машгиахом Коломенского завода наблюдает за кошерностью производства творога. Логотип Украинского комитета по кашруту. Логотип Департамента Кашрута при Главном Раввинате России. Фирменные знаки различных европейских организаций, проверяющих и удостоверяющих кошерность продуктов. «Шомрей адат» – Антверпен. Рав Франкфуртер «Адат Йиреим» – Париж. Рав Авраам Хохвальд – Германия. Кедасья – Лондон. Лондонский бейт-дин. Манчестерский бейт-дин. Рав Зегбах – Страстбург. Маараль, ортодоксальный совет по делам кашрута – Прага. Отдел кашрута Московского раввината. Star-K – Балтимор. Особый бейт-дин по вопросам кашрута при объединении раввинов. ОК – Нью-Йорк. OU – Ортодоксальный союз. Вместо заключения. Кашрут шагает по планете. Русский пряник – это кошерно! Еврейское лицо нееврейской Америки. «Добро пожаловать, у нас кошерно!» – такую вывеску все чаще можно увидеть у въезда в крупные торговые центры США. Некоторые странности международного маркетинга. Израильтяне, приезжая за рубеж, искренне удивляются стремительному росту числа кошерных ресторанов и магазинов в самых различных точках планеты. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51.
Петр Люкимсон.