Зов шамана.

Глубокая тайна бурятского шаманизма.

Путешествие в поисках чаши Великой Матери.

Образ женской ипостаси мира великих духов, с которыми работают шаманы, — одно из загадочных представлений монгольского и сибирского шаманизма. Помимо матушки-Земли, одной из двух основополагающих духовных сил мира, существуют и Великие Матери, родительницы и бабушки тэнгриев, ханов и заяанов. По преданию, когда Эхэ Ехэ Бурхан («Великая Мать-богиня») сотворяла мир, отделив небо от земли и развернув наше нынешнее бытие из единства гол, она произвела на свет двух Великих Матерей всех небесных духов. Величайшей считается Манзан Гурмэ Тоодэй, мать всех западных тэнгриев и прародительница всех духов-заступников шаманства.

Манзан Гурмэ Тоодэй обитает в крайних пределах верхнего мира и обладает величайшей силой и духовным знанием всех небесных духов. У нее есть два великих шаманских зерцала, где отражается все происходящее на земле и в небесах. Она владеет великой книгой судеб, где запечатлевается все случившееся, случающееся и грядущее. Ее волшебная сила превосходит могущество всех прочих небесных духов, к ней взывают небесные духи, когда они бессильны перед напастями, угрожающими нарушить установленный порядок во вселенной. Самый загадочный знак ее достоинства — великая серебряная чаша, средоточие ее силы.

Каждый шаман, предпринимающий путешествие, о котором я собираюсь поведать, по-своему приходит к пониманию учения о серебряной чаше, величественного и могущественного учения для всех шаманов. Я не буду открывать то, что представало перед их глазами, но пережитые ими образы приводили к одному, пусть с некоторыми незначимыми различиями, итогу. Я могу сказать основное: пускавшиеся в это путешествие шаманы имели трогательную встречу с Великой Матерью. Главное действующее лицо данного путешествия — женщина, но это не означает, что такого рода переживание недоступно в равной степени обоим полам. Разве все мы не материнские чада?

Многих удивляет вид Великой Матери, ибо она способна принимать разный облик и менять его даже на протяжении одного путешествия. Столкнувшись с подобным, относитесь к происходящему как к само собой разумеющемуся, поскольку она воплощает собой всех женщин: может явиться в облике вашей родной матушки, в образе старухи или девицы. Такое обычно для шаманских путешествий: ведь в духовном мире некоторые создания появляются в необычном виде, меняя затем свой облик. Значение символики принимаемых ими образов вы постигнете по мере обретения опыта. Нужно быть готовым к тому, что и серебряная чаша может меняться в очертаниях, представая, например, то в виде небольшого серебряного кубка, то в виде озера. Манзан Гурмэ Тоодэй может коснуться ею вашей головы, вылить на вас ее содержимое или попросить пригубить. Возможно, вы станете величиной с ноготок и окунетесь в содержащуюся там таинственную влагу.

Пускаясь в это путешествие, воспринимайте его как самое обычное. Наилучших результатов вы достигнете, совершая его в обрядовом месте с привлечением бубна или иного шаманского инструмента. Возможно, вы захотите начать свой путь с призывания Манзан Гурмэ Тоодэй. Ниже приводится пример такого призывания:

О бабушка Манзан Гурмэ Тоодэй,

Та, что пеленала тысячу духов-заступников!

О бабушка Манзан Гурмэ Тоодэй,

Та, что качала десять тысяч шаманских духов.

в колыбели!

Приди в это место, пока я почитаю тебя,

Принеси свою священную серебряную чашу,

Приди, откройся мне,

Благослови меня из серебряной чаши!

Это призывание прибавляется в конце любого призывания, которое вы произносите при обустройстве своего священного пространства. Заметьте, что приветствие и высказывание намерения здесь проговариваются дважды; согласно монгольскому и сибирскому шаманским поверьям, повторение подобных слов, слегка видоизмененных, радует духов и придает силы самому призыванию.

Отправляясь в путешествие, входите в гол с намерением встретиться с Великой Матерью. Возможно, вы повстречаете ее сразу, как только войдете в гол, либо духи возьмут вас в символическое путешествие, прежде чем она откроется вам. В бурятских поверьях путь к жилищу Манзан Гурмэ Тоодэй порой предстает в виде соединяющей небо и землю радуги. Доверьтесь тому, что откроют вам духи, ибо каждое путешествие для них — это возможность наставить вас.

Я не могу точно описать вам, что произойдет при вашей встрече с ней; познать это предстоит вам самим. Но я могу дать несколько советов относительно того, на что следует обратить внимание. Как она выглядит? В одежде или нет? Какое на ней платье? На что похожа чаша? Как она поступит, когда вы попросите ее благословить вас из чаши. Что означает чаша? Что она поведает вам? Следуйте за своим видением и сами определите, когда придет пора возвращаться.

Я желаю вам счастливого пути, поскольку самой довелось узнать, что Манзан Гурмэ Тоодэй — добрая наставница, которая одарит вас глубоким и волнующим душу знанием.

Врачевание и проводы души в загробный мир.

Куда же,

Куда ты ушел?

Твоя возлюбленная, обручившаяся с тобой навеки,

Осталась одна-одинешенька в великой печали,

Уставившись в стену полными слез очами,

Вспоминая счастливую жизнь с тобой.

Плачет она и голосит от своей печали.

Дети от плоти твоей голосят: «Батюшка, где ты?»,

Заливаясь слезами.

Приди к нам!

Услышь наши мольбы и быстрей приходи!

Хурай!

Призывание аларских бурят к возвращению души, из.

статьи Г. Д. Санжеева (Sanjeev. «Weltanschauung und.

Schamanismus der Alaren-Burjaten»).

Во всех шаманских культурах шаман — один из главных участников целительства, значительная часть вашей шаманской работы будет связана с врачеванием. В данном разделе после обозрения различных видов целительства вы увидите, что в каждой хвори заключена духовная составляющая. В сибирской, как и в других шаманских традициях, считается, что первопричина болезни кроется в духовной сфере. Повреждение духовной составляющей человека подавляет способность организма к самоизлечению, а проявления болезни указывают на духовное повреждение. Как некоторые виды лекарств лишь подавляют признаки простуды, не уничтожая вызвавшую ее вирусную инфекцию, так и лечение физического недуга без затрагивания его духовных истоков не ведет к полному исцелению больного. Поэтому я буду определять целебные средства согласно духовным потребностям, к которым они и обращены. Необходимо уяснить, что шаманское врачевание должно не заменять собой традиционное лечение, а скорее использоваться для повышения действенности назначаемого врачом курса лечения. В Сибири и Монголии шаманы неизменно работали бок о бок с травниками, костоправами и прочими традиционными знахарями.

Занимаясь врачеванием, помните: если невозможно лечить больного лично, то можно прибегнуть к врачеванию на расстоянии. Единственное требование — наличие предмета, принадлежащего больному, в качестве его поверенного. Если нет предмета, принадлежащего отсутствующему больному, используйте в качестве такого поверенного, например, камень. При камлании вызовите образ этого человека, и вы сможете обследовать его и лечить, словно он находится перед вами. Результаты будут те же самые, как если бы вы проводили лечение непосредственно. Объясняется же это тем, что все места соединяются через гол, и в своей работе вы преодолеваете призрачную физическую разделенность вас и больного.