Афоризмы. Русские писатели. Золотой век.
И СТАРЫМ БРЕДИТ НОВИЗНА.
В человеческой натуре есть две противные склонности: одна влечет сердце наше всегда к новым предметам, а другая привязывает нас к старым; одну называют непостоянством, любовию к новостям, а другую привычкою. Мы скучаем единообразием и желаем перемен; однако ж, расставаясь с тем, к чему душа наша привыкла, чувствуем горечь и сожаление. Счастлив тот, в ком сии две наклонности равносильны! но в ком одна другую перевесит, тот будет или вечным бродягою, ветреным, беспокойным, мелким в духе; или холодным, ленивым, нечувствительным.
(Н. М. Карамзин).
Жизнь наша делится на две эпохи: первую проводим в будущем, а вторую в прошедшем. До некоторых лет, в гордости надежд своих, человек смотрит вперед, с мыслию: «Там, там ожидает меня судьба, достойная моего сердца!» Потери мало огорчают его; будущее кажется ему несметною казною, приготовленною для его удовольствий. Но когда горячка юности пройдет, когда сто раз оскорбленное самолюбие поневоле научится смирению; когда, сто раз обманутые надеждою, наконец перестаем ей верить; тогда, с досадою оставляя будущее, обращаем глаза на прошедшее, и хотим некоторыми приятными воспоминаниями заменить потерянное счастие лестных ожиданий, говоря себе в утешение: и мы, и мы были в Аркадии! Тогда, тогда единственно научаемся дорожить и настоящим… (Н. М. Карамзин).
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. (Н. М. Карамзин).
Любовь стареется, почтение также.
(К. Н. Батюшков).
Если в политике допустить предвидение, то это выйдет хуже похищений. Всякий станет предвидеть небылицу по своим выгодам и затеям и будет тревожить своего соседа требованием, чтобы он удовлетворил его предвидению. (М. А. Фонвизин).
Ученье новое для нас не без изъяна,
Я сам смущаюсь им, как ни упрям мой нрав;
Посмотришь на иных и скажешь: Дарвин прав!
Праматерь их и впрямь должна быть обезьяна.
(П. А. Вяземский).
Надо избавиться от всякого суетного любопытства, разбивающего и уродующего жизнь, и первым делом искоренить упорную склонность сердца увлекаться новинками, гоняться за злобами дня и вследствие этого постоянно с жадностью ожидать того, что случится завтра. Иначе вы не обретете ни мира, ни благополучия, а одни только разочарования и отвращение. (П. Я. Чаадаев).
Что пользы людям в единении со Спасителем, если они разъединены между собою? (П. Я. Чаадаев).
Стоит поддерживать самые давние идеи с некоторой долей убеждения, чтобы их приняли за какие-то странные новости. (П. Я. Чаадаев).
…Никто не спросит, как оно —
Бессмысленно или умно,
Или плачевно, иль смешно?
Лишь только бы новее было;
Всегда что ново, то и мило.
(А. С. Грибоедов).
За новизной бежать смиренно.
Народ бессмысленный привык…
(А. С. Пушкин).
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
(А. С. Пушкин).
Новейшие врали вралей старинных стоят… (А. С. Пушкин).
…И устарела старина,
И старым бредит новизна.
(А. С. Пушкин).
О люди! все похожи вы.
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет.
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.
(А. С. Пушкин).
…Уж носятся сомнительные слухи,
Уж новизна сменяет новизну…
(А. С. Пушкин).
Если скажут, что мои мысли уже были кем-нибудь выражены: то можно скорее поручиться за их справедливость. Если найдут, что они новы, но несправедливы: то, по крайней мере, мне останется честь изобретения. Если же заметят, что они и стары и несправедливы: то я рад буду случаю узнать новое и отстать от несправедливого. (В. Ф. Одоевский).
Общества падают не от сильных каких-нибудь потрясений, не вследствие какой-нибудь борьбы; они падают, как иногда старые деревья, утратившие весь свой жизненный сок и еще недавно выдержавшие сильную бурю… они умирают, как умирают старики, которым по народной поговорке надоело жить. Только умственно слепому позволено было бы не видеть тут необходимости исторической. (А. С. Хомяков).
И все, волнуяся, искали.
Мы сновиденья своего;
И нам, утихшим, жаль едва ли,
Что ужили́сь мы без него.
(К. К. Павлова).
Но вместо того, чтобы строго судить свое прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. (Н. В. Гоголь).
Мы так непостижимо устроены, наши нервы так странно связаны, что только внезапное, оглушающее с первого взгляда, производит на нас потрясение. (Н. В. Гоголь).
Нет, отыщи в минувшем событье подобное настоящему, заставь его выступить ярко и порази его в виду всех, как поражено было оно гневом Божьим в свое время; бей в прошедшем настоящее, и в двойную силу облечется твое слово: живей через то выступит прошедшее и криком закричит настоящее. (Н. В. Гоголь).
Слепой фанатизм всегда бывает уделом младенчествующих сообществ. (В. Г. Белинский).
Великая в обычае есть сила;
Привычка людям – бич или узда…
(А. К. Толстой).
…От идей и вопросов нельзя отчураться, как от своей тени. Они изменяются вместе с нами, на время как бы утихают и как будто замирают, чтобы потом возникнуть в новом виде и с новою силою. (К. Д. Кавелин).
Весь мир открыт моим очам,
Я снова горд, могуч, спокоен —
Пускай разрушен прежний храм,
О чем жалеть, когда построен.
Другой – не на холме гробов,
Не из разбросанных обломков.
Той ветхой храмины отцов…
(Я. П. Полонский).
Доброю няней прильнув к изголовью,
Старая песня, звучи надо мной!
(А. А. Фет).
Прочна суровая среда,
Где поколения людей.
Живут и гибнут без следа.
И без урока для детей!
(Н. А. Некрасов).
Жаль не крепостного права, а жаль того, что право это, несмотря на упразднение, еще живет в сердцах наших. Отрешившись от него внешним образом, мы не выработали в себе ни бодрости, составляющей первый признак освобожденного от пут человека, ни новых взглядов на жизнь, ни более притязательных требований к ней, ни нового права, а просто-напросто успокоились на одном формальном признании факта упразднения. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Конечно, некоторые подробности изменились, но разве подробности когда-нибудь составляли что-нибудь существенное? Сегодня они имеют один вид, завтра – будут иметь другой. Если главная основа жизни не поколеблена, то нет ничего легче, как дать подробностям ту или другую форму – какую хочешь. (М. Е. Салтыков-Щедрин).