Афоризмы. Русские писатели. Золотой век.
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.
Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, то не может быть дурно для русских; и что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека, то мое, ибо я человек!
(Н. М. Карамзин).
Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником. (Н. М. Карамзин).
Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою. (Н. М. Карамзин).
Истинный космополит есть существо метафизическое или столь необыкновенное явление, что нет нужды говорить об нем, ни хвалить, ни осуждать его. Мы все граждане… личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя. (Н. М. Карамзин).
Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. (Н. М. Карамзин).
Жизнь человеческая кратка, а для утверждения новых обычаев требуется долговременность. (Н. М. Карамзин).
Когда перенимать с умом, тогда не чудо.
И пользу от того сыскать;
А без ума перенимать,
И боже сохрани, как худо!
(И. А. Крылов).
Что б ни сулило вам воображенье ваше;
Но верьте, той земли не сыщете вы краше,
Где ваша милая иль где живет ваш друг.
(И. А. Крылов).
Для возникновения великих наций существуют положительные и непременные условия, которые ничто не может заменить… Заниматься политическим устройством государства, прежде чем обеспечить социальное могущество, это – венчать здание, у которого нет фундамента. (М. С. Лунин).
…Как трудно век дожить на родине своей.
Тому, кто в юности из края в край носился,
Все видел, все узнал – и что ж? из-за морей.
Ни лучше, ни умней.
Под кров домашний воротился:
Поклонник суетным мечтам,
Он осужден искать… чего – не знает сам!
(К. Н. Батюшков).
Политика так же ясна и проста, как математика. Она в существе своем есть не что иное, как точность, верность, справедливость. Условия, заключенные с соседями под названием трактатов, союзов, уступок, должны быть основаны на взаимных выгодах; иначе они теряют силу, равно как односторонний контракт в гражданском отношении. (М. А. Фонвизин).
Но живущему на чужой стороне всякая весть из отечества приятна. Так и меня радует всякая европейская мысль посреди этой азиатской тьмы… (Н. И. Тургенев).
Люблю народность, как чувство, но не признаю ее, как систему. Ненавижу исключительность, не только беспрекословную и повелительную, но и условную и двусмысленную. (П. А. Вяземский).
…Но связь преданий не погибла,
Она разрозненных мирит:
Что география отшибла,
Пусть сызнова любовь скрепит.
(П. А. Вяземский).
Первоначально мы люди, а потом уже земляки, то есть областные жители. Что ни делай, а в каждом земляке отыскивается человек, как в каждом человеке пробивается земляк. (П. А. Вяземский).
Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
(П. А. Вяземский).
…Христианское сознание не терпит никакого ослепления, и менее всех других предрассудка национального, так как он более всего разделяет людей. (П. Я. Чаадаев).
Дело в том, что значение народов в человечестве определяется лишь их духовной мощью и что то внимание, которое они к себе возбуждают, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от шума, который они производят. (П. Я. Чаадаев).
…Может ли великая душа, каково бы ни было ее призвание на земле, быть лишенной патриотизма? К тому же есть общий закон, в силу которого воздействовать на людей можно лишь через посредство того домашнего круга, к которому принадлежишь, той социальной семьи, в которой родился; чтобы явственно говорить роду человеческому, надо обращаться к своей нации, иначе не будешь услышан и ничего не сделаешь. (П. Я. Чаадаев).
Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, воспитывает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству. (П. Я. Чаадаев).
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. (П. Я. Чаадаев).
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А. С. Пушкин).
Чуждый язык распространяется не саблями и пожарами, но собственным обилием и превосходством. (А. С. Пушкин).
…Литература есть последняя степень развития народа: это духовное завещание, которое оставляет народ, приближающийся ко гробу, чтобы не совсем исчезнуть с лица земли. (В. Ф. Одоевский).
О грустно, грустно мне! Ложится тьма густая.
На дальнем Западе, стране святых чудес…
(А. С. Хомяков).
Народ порабощенный впитывает в себя много злых начал: душа падает под тяжестью оков, связывающих тело, и не может уже развивать мысли истинно человеческой. Но господство – еще худший наставник, чем рабство, и глубокий разврат победителей мстит за несчастье побежденных. (А. С. Хомяков).
…Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами. (Н. В. Гоголь).
Он упустил из виду великую истину, что образование черпается из самого же народа, что просвещение наносное должно быть в такой степени заимствовано, сколько может оно помогать собственному развитию, но что развиваться народ должен из своих же национальных стихий. (Н. В. Гоголь).
…Народ тогда только достигает своего счастия, когда сохраняет свято обычаи своей старины, свои простые нравы и свою независимость. (Н. В. Гоголь).
Кто из пустых приличий света портит дело, нужное своей земле, тот ее не любит. (Н. В. Гоголь).
Как самое худшее, так и самое лучшее в каждом народе есть то, что принадлежит только одному ему… (В. Г. Белинский).
Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит – пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. (В. Г. Белинский).
Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь. (И. А. Гончаров).
Больше всего языком человек принадлежит своей нации… Различие языков никогда не допустит до совершенного, интимного, искреннего сближения. (И. А. Гончаров).
Если когда-нибудь будет, по слову Христа, едино стадо и един пастырь, то, может быть (как мечтают космополиты), когда-нибудь и все национальности сольются в одну человеческую семью; пусть так, но и для этой цели нужно, чтобы все национальности работали изо всех сил и чтобы каждая из них добывала из своих особенностей – все лучшие соки, чтобы внести их в общую человеческую сокровищницу… (И. А. Гончаров).
И как мог народ, смотревший на себя как на центр вселенной и отчуждающий себя от других народов, достигнуть значения истории всеобщей. (Т. Н. Грановский).
Думали, что народу можно дать искусственную ассоциацию, что можно преобразовать его историю; значит, не понимали организм развития народа, не постигли его жизни, развивающейся на самобытных законах. Дать народу искусственную ассоциацию, преобразовать его зараз с ног до головы – значит отрешить его от прошедшей жизни и основать здание без основания. (Т. Н. Грановский).
…Первые представления ребенка не должны определять деятельность зрелого человека. У каждого народа есть много прекрасных, глубоко поэтических преданий; но есть нечто выше их: это разум, устраняющий их положительное влияние на жизнь и бережно слагающий их в великие сокровищницы человека – науку и поэзию. (Т. Н. Грановский).
Космополитизм – чепуха, космополит – нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет. Без физиономии нет даже идеального лица; только пошлое лицо возможно без физиономии. (И. С. Тургенев).
…Как бы мы любовно ни смотрели на народные массы, нельзя признать их в том виде, в каком они теперь существуют, идеалом совершенства. (К. Д. Кавелин).
Какой же народ не считает себя самым лучшим, самым нравственным в мире? (К. Д. Кавелин).
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…
(Н. А. Некрасов).
Всегда человечество в целом своем стремилось устроиться непременно всемирно. Много было великих народов с великою историей, но чем выше были эти народы, тем были и несчастнее, ибо сильнее других сознавали потребность всемирности соединения людей. (Ф. М. Достоевский).
Не только страна, но и град всякий, и даже всякая малая весь, – и та своих доблестью сияющих и от начальства поставленных Ахиллов имеет и не иметь не может. Взгляни на первую лужу – и в ней найдешь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
…Не видим ли мы, что народы самые образованные наипаче считают себя счастливыми в воскресные и праздничные дни, то есть тогда, когда начальники мнят себя от писания законов свободными? (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Хороши Чебоксары, прекрасен Наровчат, но когда перед тобой начнут сравнивать их с Парижем в ущерб последнему – тебе все-таки совестно. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Для того чтобы любить родину, нет надобности знать ее географические границы. (М. Е. Салтыков-Щедрин).