Афоризмы. Русские писатели. Золотой век.
РОССИЯ И РУССКИЕ.
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
(Н. М. Карамзин).
На время могут затмить ум русских, но никогда их народное чувство. (М. С. Лунин).
Мы исповедывали культ закона, вы исповедуете культ личности, сохраняя в церквах одежды государей, как реликвии нового рода. (М. С. Лунин).
В России два проводника: язык до Киева, а перо до Шлиссельбурга. (М. С. Лунин).
…Желудок русский очень крепок,
А вдвое крепче их язык.
(П. А. Вяземский).
К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он, русский бог.
(П. А. Вяземский).
Что есть любовь к отечеству в нашем быту? Ненависть настоящего положения. (П. А. Вяземский).
Мы любим идти напролом и наудалую. Запой русскому человеку есть не только физическая болезнь, она и нравственная. Мы почти все делаем запоем, и дурное и хорошее. Проспавшись и отрезвившись, мы не отвечаем за сказанное и сделанное нами в припадке своем. (П. А. Вяземский).
Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. (П. Я. Чаадаев).
Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. И если мы иногда волнуемся, то не в ожидании или не с пожеланием какого-нибудь общего блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица. (П. Я. Чаадаев).
Народы – существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. (П. Я. Чаадаев).
В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном порядке. (П. Я. Чаадаев).
Народ русский, народ певучий, а не говорящий. В одной громогласной русской песне заключается более русской жизни, нежели как в целой кипе русских летописей. (П. Я. Чаадаев).
Слава Богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных. (П. Я. Чаадаев).
Думаете ли вы, что для Европы и для самой России было бы полезно, чтобы эта последняя стала вершителем судеб мира? (П. Я. Чаадаев).
Если бы каким-нибудь случаем сюда занесен был иностранец, который бы не знал русской истории за целое столетие, он конечно бы заключил из резкой противоположности нравов, что у нас господа и крестьяне происходят из двух различных племен, которые не успели еще перемешаться обычаями и нравами. (А. С. Грибоедов).
Обладая неразработанными сокровищами слова, мы, подобно первобытным американцам, меняем золото оного на блестящие заморские безделки. (А. А. Бестужев).
…Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
(А. С. Пушкин).
Под небом лучшим обрести.
Я лучшей доли не сумею;
Вновь не смогу душой моею.
В краю цветущем расцвести.
(Е. А. Баратынский).
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда.
Не слуги просвещенья, а холопы.
(Ф. И. Тютчев).
Одна из наиболее прискорбных наклонностей, замечаемых у нас, это – наклонность подходить ко всем вопросам с их самой мелочной и гнусной стороны, потребность проникать в хоромы через задний двор. Это в тысячу раз хуже невежества. Ибо в простой здоровой натуре невежество простодушно и забавно, тогда как эта наклонность изобличает и всегда будет изобличать одну лишь злость. Читая некоторые из наших новых произведений, вдохновленных этой исключительной любовью к карикатуре, приходится зачастую признаваться, что у нас карикатура – гораздо менее плод творческой фантазии, чем потребность самой натуры, а это совсем не одно и то же.(Ф. И. Тютчев).
Теперь никакой действительный прогресс не может быть достигнут без борьбы. Вот почему враждебность, проявляемая к нам Европой, есть, может быть, величайшая услуга, которую она в состоянии нам оказать. (Ф. И. Тютчев).
Ничто не выражает так ясно всю меру ненависти к России, как это смехотворное бешенство… газет после наших последних успехов. Они самым серьезным образом вменяют ей в преступление и относят на ее счет столь известное изречение по поводу какого-то животного: оно было столь свирепо, что защищалось, когда на него нападали. (Ф. И. Тютчев).
В судах черна неправдой черной.
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна!
О, недостойная избранья,
Ты избрана! Скорей омой.
Себя водою покаянья,
Да гром двойного наказанья.
Не грянет над твоей главой!
(А. С. Хомяков).
История призывает Россию стать впереди всемирного просвещения: она дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал… (А. С. Хомяков).
Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед? кто, зная все силы, и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мановеньем мог бы устремить на высокую жизнь русского человека? (Н. В. Гоголь).
Это что-то более, нежели обыкновенная любовь к отечеству. Любовь к отечеству отозвалась бы приторным хвастаньем. Доказательством тому наши так называемые квасные патриоты: после их похвал, впрочем довольно чистосердечных, только плюнешь на Россию. (Н. В. Гоголь).
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь).
Какая странная мода теперь завелась на Руси! Сам человек лежит на боку, к делу настоящему ленив, а другого торопит, точно как будто непременно другой должен изо всех сил тянуть от радости, что его приятель лежит на боку. (Н. В. Гоголь).
Многие у нас уже и теперь, особенно между молодежью, стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: «Смотрите, немцы: мы лучше вас!» Это хвастовство – губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самому хвастуну. (Н. В. Гоголь).
Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. Но противоположная крайность, т. е. неумеренный пуризм, производит те же следствия, потому что крайности сходятся. Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. У языка есть хранитель надежный и верный: это – его же собственный дух, гений. (В. Г. Белинский).
Мы часто укоряем немцев за то, что на святой Руси они всегда добиваются теплого местечка и достигают именно того, к чему мы стремимся. Но не сами ли мы в том виноваты? Они упорствуют, а мы пренебрегаем; они трудятся неусыпно и без усталости, а мы готовы истратить весь свой пламень на один порыв и пролениться потом всю жизнь. Что же удивительного, коль на пути гражданской жизни они перебивают нам дорогу и занимают у нас под глазами места и должности, которые бы нам весьма по сердцу? (В. А. Соллогуб).
Он чванится, что точно русский он;
Но если бы таков был весь народ,
То я бы из Руси пустился вон.
(М. Ю. Лермонтов).
Не гнется гордый наш язык,
Зато уж мы как гнемся добродушно.
(М. Ю. Лермонтов).
…Пользу скуки.
Как можно отрицать? Она, как лед,
От порчи сберегает наш народ.
(И. С. Тургенев).
Ибо у нас уже так на Руси заведено: одному искусству человек предаваться не может – подавай ему все. (И. С. Тургенев).
Хороша русская удаль, да немногим она к лицу… (И. С. Тургенев).
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! (И. С. Тургенев).
Русский человек любит потчевать – коли нечем иным, так своими знакомыми. (И. С. Тургенев).
Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей. (И. С. Тургенев).
…Сойдется десять русских, мгновенно возникает вопрос… о значении, о будущности России… тут же, кстати, достанется гнилому Западу. …Бьет он нас на всех пунктах, этот Запад, – а гнил! …Ругать-то мы его ругаем, а только его мнением и дорожим, то есть в сущности мнением парижских лоботрясов. (И. С. Тургенев).
…Привычки рабства слишком глубоко в нас внедрились; нескоро мы от них отделаемся. Нам во всем и всюду нужен барин; барином этим бывает большею частью живой субъект, иногда какое-нибудь так называемое направление над нами власть возымеет… теперь, например, мы все к естественным наукам в кабалу записались… (И. С. Тургенев).
Бояться за свое здоровье, за свою самостоятельность могут одни нервные больные да слабые народы; точно так же как восторгаться до пены у рта тому, что мы, мол, русские, – способны одни праздные люди. Я очень забочусь о своем здоровье, но в восторг от него не прихожу: совестно-с. (И. С. Тургенев).
Иные молодцы даже русскую науку открыли: у нас, мол, дважды два тоже четыре, да выходит оно как-то бойчее. (И. С. Тургенев).
…И, штоф с очищенной всей пятерней сжимая,
Лбом в полюс опершись, а пятками в Кавказ,
Спит непробудным сном отчизна, Русь святая!
(И. С. Тургенев).
Наши русские споры отравлены при самом их начале тем, что мы редко спорим против того, что человек говорит, а почти всегда против того, что он при этом думает, против его предполагаемых намерений и задних мыслей…Вечно мы настороже, вечно у нас камень за пазухой. (К. Д. Кавелин).
…Подкладкой общественных идеалов все еще служат у нас обыкновенно европейские образцы, а нравственные идеалы переносятся почти целиком из программы славянофилов. (К. Д. Кавелин).
Вот приедет барин – барин нас рассудит.
(Н. А. Некрасов).
И погромче нас были витии,
Да не сделали пользы пером…
Дураков не убавим в России,
А на умных тоску наведем.
(Н. А. Некрасов).
Попробуй, усомнись в твоих богатырях.
Доисторического века,
Когда и в наши дни выносят на плечах.
Все поколенье два-три человека!
(Н. А. Некрасов).
О родина! Одну идею.
Твоя вмещала голова:
«Посмотрим, как он сломит шею!».
(Н. А. Некрасов).
Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится, – конечно, пока дело только в теории. (Ф. М. Достоевский).
А понаряднее значит у нас поразноцветнее. (А. Н. Островский).
Хотя же в Российской Державе законами изобильно, но все таковые по разным делам разбрелись, и даже весьма уповательно, что большая их часть в бывшие пожары сгорела. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Несмотря на то, что мы, русские, никогда особенно деятельно не заявляли себя с политической стороны, никто не способен с таким упорством оставаться на исключительно политической почве деятельности, как мы. Понятие, сопряженное с словом «делать», как бы не существует для нас; мы знаем только одно слово: распоряжаться. «Распоряжаться», то есть смещать, увольнять, замещать, повышать, понижать и т. д. А это-то и есть «политика», в том смысле, как мы ее понимаем. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Ужели же, думалось мне, достаточно поставить перед глазами русского человека штоф водки, достаточно отворить дверь кабака, чтоб он тотчас же растерялся, позабыл и о горохе, и о науках, и даже о священной обязанности бодро и неуклонно пасти вверенное ему стадо коров! Нет, тут что-нибудь да не так. Это выдумали клеветники русского народа или, по малой мере, противники ныне действующей акцизной системы. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Это как-то не в натуре русского человека – прожить век, никого не обидевши. Предполагается, что ежели ты никого не обижаешь, то это значит, что ты – слабосильная, ничего не значащая дрянь, которую всякий может обидеть. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Славянин перед врагом.
Руку за ухо положит,
Гаркнет, свистнет и положит.
Супостатов всех кругом.
(Д. Д. Минаев).