Афоризмы. Русские писатели. Золотой век.

УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ.

БАРАТЫНСКИЙ (Боратынский) Евгений Абрамович (1800–1844), поэт. «Никто более Баратынского не имеет чувства в своих мыслях и вкуса в своих чувствах», – писал Пушкин. Кстати, Пушкин «виноват» и в искажении его знаменитой родовой фамилии.
БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787–1855), публицист, поэт, в некотором роде предшественник Пушкина. «Малютка Батюшков, гигант по дарованью», – отзывался о нем Жуковский.
БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811–1848), критик, публицист, теоретик и историк литературы. «Сколь наивной ни была бы ограниченность Белинского в оценке художественных произведений, у него как у гражданина и мыслителя было поразительное чутье на правду и свободу, которое могла погубить только партийная борьба, а она была тогда лишь в зачатке» (В. В. Набоков).
БЕСТУЖЕВ (Марлинский) Александр Александрович (1797–1837) родился в родовитой и образованной семье. И он сам, и три его брата были декабристами. Его романтическая проза была в свое время весьма популярна. Как и всякий большой талант, он вызывал противоречивые оценки: к примеру, Белинский его похваливал, Даль поругивал. А Лермонтов «украл» у него фразу «белеет парус одинокий».
ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (1792–1878), поэт, критик, мемуарист. «Почти каждый стих его может служить пословицей, ибо каждый заключает в себе мысль», – писал о нем Бестужев-Марлинский.
ГЛИНКА Федор Николаевич (1786–1880), драматург, поэт. Герой войн с Наполеоном, оставил замечательный литературный памятник тех лет – «Письма русского офицера». Вместе с другими участниками Отечественной войны стоял у истоков декабристского движения.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809–1852), писатель, чья мысль «ни перед чем не останавливалась, даже перед собственной глупостью» (В. О. Ключевский). Позитивному историку не понять, что «если Пушкин создал Мир, то Гоголь сотворил Антимир», как точно отметил наш современник Георгий Гачев.
ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812–1891), прозаик. Его творчество вызывало противоречивые оценки современников и потомков. Им восхищались Белинский и Бунин, весьма резко о нем отзывались Тургенев и Чехов. У всех свои резоны. Да писатель и сам знал свое место. «Рассказчику обыденных историй / Сужден в удел оригинальный дар» – так начал сонет в честь Гончарова Игорь Северянин.
ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813–1855), историк, общественный деятель. Незадолго до смерти стал деканом историко-филологического факультета Московского университета. Некрасов писал: «О Грановском можно сказать, что он уже тем был полезен, что жил, и это не будет преувеличением, а как вдуматься в эти слова, так ведь это величайшая похвала, какую можно сказать человеку!».
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1795–1829), драматург, дипломат. В. Ф. Одоевский считал, что только он «постиг тайну перевести на бумагу наш разговорный язык».
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821–1881). Набоков считал, что «Достоевский, так ненавидевший Запад, был самым европейским из русских писателей». А председатель Ницшевского общества Фридрих Вюрцбах писал в 1925 г. Льву Шестову: «Когда я говорю духовная Россия, я хочу сказать Россия Достоевского, которой, возможно, теперь уж и не существует, но когда-нибудь опять осуществится».
ЖЕМЧУЖНИКОВ Алексей Михайлович (1621–1908), один из творцов незабвенного Козьмы Пруткова. Видный чиновник, которому прочили должность статс-секретаря в Государственном совете, он вдруг ушел в отставку и вслед за двоюродным братом Алексеем Толстым (весьма не обделенным любовью императора) занялся литературой.
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783–1852), поэт, переводчик, издатель. Писатель русского зарубежья Борис Зайцев писал, что Жуковский – «единственный кандидат в святые от литературы нашей». Владимир Соловьев считал его «Сельское кладбище» «родиной русской поэзии». Между прочим, Жуковский был воспитателем цесаревича – будущего императора Александра II.
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818–1885), правовед, историк, публицист. К поступлению в университет его готовил Белинский, его учил Хомяков, он долгие годы дружил с Герценом и Грановским, его коллегами были Чичерин и С. М. Соловьев. Все они – славянофилы и западники, государственники и либералы – мирно уживались в душе Кавелина, но не под крылом его музы.
КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766–1826). «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец», – отметил Пушкин. А как общественный деятель он определил основное течение культуры XIX века, ее нравственный вектор и творческую планку на десятилетия вперед.
КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769–1844) как драматург и журналист принадлежит XVIII веку. Он тогда издавал и писал журналы «Почта духов», «Зритель». Но народную славу принесли ему басни, именно ими «дедушка Крылов» (счастливое изобретение Вяземского) стал национальным учителем и легендой золотого века русской культуры.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814–1841), писатель, поэт. Гоголь сетовал после его гибели: «Но никто ещё не играл так легкомысленно с своим талантом и так не старался показать к нему какое-то даже хвастливое презренье…».
ЛУНИН Михаил Сергеевич (1787–1845), один из основателей декабристского движения, «обладатель тончайшего ума и деликатнейшего» (А. И. Герцен). Несмотря на заступничество цесаревича Константина (брата Николая I) приговорен к каторге, в 1836 г. вышел на поселение. В литературном наследии Лунина основное – «Письма из Сибири».
МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич (1835–1889), сатирический поэт, сотрудник революционных изданий.
НАДСОН Семен Яковлевич (1862–1887), поэт. Он прожил еще меньше, чем Лермонтов. В творчестве продолжал развивать принципы и темы его поэзии, но… Судьба вообще-то щедра на поэтические дарования, да вот скупа на гениев. Впрочем, и сегодня популярен один его афоризм; правда, приписывается он Фаине Раневской.
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821–1878). О нем спорят до сих пор – и об уровне его гения, и о социальной роли. Розанов считал, что этот властитель дум толкнул молодежь на террор. А Борис Зайцев писал о нем, «плебее из дворян»: «Нет в русской литературе фигуры, более дающей облик славы и падения, возвышения и презренья».
ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1804–1869), писатель, журналист, музыковед, ученый. Предтеча русского космизма. Многосторонний и разнообразный сочинитель, он был не только оригинален, но и независим. Современники ценили, как он умел сочетать аристократизм с демократизмом. «Что за благородное русское лицо», – писал о нем Василий Розанов и жалел, что уже через сорок лет Одоевского не читают.
ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823–1886). «Рыцарь театра», «добрый гений русского театра» – так его называют сегодня. А когда он умер, при дворе и в канцеляриях интересовались: «Это какой Островский – брат министра?». У его брата Михаила Николаевича был высший в России орден Андрея Первозванного, а у великого драматурга и реформатора от царя была золотая табакерка, которую в ломбарде оценили в 79 рублей 50 копеек.
ПАВЛОВ Николай Филиппович (1803–1864), зачинатель социально-психологической повести. Первый русский переводчик Бальзака. Тютчев восхищался в его лице «возмужалостью, совершеннолетием русской мысли».
ПАВЛОВА (Яниш) Каролина Карловна (1807–1893), поэтесса. В русской литературе XIX века достаточно «цариц муз», из них Павлова – первый профессиональный литератор, признанный и в Европе. Первая ее книга, содержащая переводы на немецкий стихов Пушкина, Баратынского, Языкова, вышла в 1833 г. в Дрездене и Лейпциге. Весьма сложные отношения с мужем Н. Ф. Павловым (см. выше), злословие света и литературных кругов вынудили её эмигрировать в Германию. Павлова внесла неоценимый вклад в связь немецкой и русской литературы.
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович (1819–1898) как поэт и человек не был склонен к крайностям. Он сотрудничал в передовых журналах, но одни упрекали его в равнодушии к религиозным вопросам, другие (Белинский, Добролюбов) – в отсутствии духа «негодованья и мщенья». А вот Тургенев оценил его самобытность: «льёт хотя из маленького, но из своего стакана» (это почти Мюссе). Да и молодой Блок Полонского в тетрадочку переписывал.
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799–1837), «солнце нашей поэзии» (определение В. Ф. Одоевского). Впрочем, он – и «энциклопедия русской жизни» (Белинский), и «певец империи и свободы» (Г. П. Федотов) – не счесть попыток афористично высказать сущность этой гениальной личности.
САЛТЫКОВ (Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826–1889) – по образованию утопический социалист, по призванию писатель, а по судьбе государственный чиновник. Впрочем, коллеги по службе не любили его и называли «вице-Робеспьером». А братья-писатели ревновали. Некрасов писал Тургеневу: «Гений эпохи – Щедрин – туповатый, грубый и страшно зазнавшийся господин. Публика в нем видит нечто повыше Гоголя!» Вот и верь свидетельствам современников…
СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович (1837–1904), не только выдающийся поэт, но и высокий чиновник. В конце жизни редактировал «Правительственный вестник», был гофмейстером, членом различных государственных комитетов и советов. Евтушенко сетовал: «Перечитывая и Вяземского, и Случевского, я всегда с горечью думаю – каких больших русских поэтов проглядели их современники, и до сих пор недооцениваем мы, потомки».
СОЛЛОГУБ Владимир Александрович (1813–1882) из тех аристократов, для которых литература не стала делом жизни. Его слава была громкой, но короткой. Белинский писал: «Простота и верное чувство действительности составляют неотъемлемую принадлежность повестей графа Соллогуба. В этом отношении теперь после Гоголя он первый писатель…». Это было в 1840-х годах, а через 30 лет Салтыков-Щедрин уже называл его творчество пакостью.
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817–1875), поэт, прозаик, драматург. Баловень судьбы, он ребенком сидел на коленях у Гёте и воспитывался вместе с будущим Александром II. Всю жизнь боролся против деспотизма – левого и правого. Один из «родителей» Козьмы Пруткова. После Жуковского – самая светлая личность в русской литературе.
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828–1910) «был гениален, но не умен», – считал Розанов. Но к чему ум без души? Лесков назвал его «драгоценнейшим человеком нашего времени», а Набоков отмечал, что в его произведениях все «сравнения, уподобления и метафоры» служат «этическим, а не эстетическим целям».
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818–1883) из тех писателей, чье личное обаяние и общественное значение понимается только с годами. Несомненно прав Набоков: «Как и большинство писателей своего времени, Тургенев всегда излишне прямолинеен и недвусмыслен, он не оставляет никакой поживы для читательской интуиции». Какая интуиция, когда Россию азбуке учить надо! Вот у того же Набокова другой текст: «Единственный достойный прозаик, известный в литературных кругах Запада. Тургенев неизбежно считался не только величайшим, но в сущности единственным Русским Писателем, так что он купался в лучах славы и был преисполнен безоблачного счастья. Он поражал иностранцев обаянием и прекрасными манерами… Он перессорился со всеми: с Толстым, Достоевским и Некрасовым».
ТУРГЕНЕВ Николай Иванович (1789–1871), экономист, общественный и политический деятель. «Декабрист без декабря», фанатик уничтожения крепостного права (это его упомянул Пушкин в «Евгении Онегине»), он десятки лет жил в эмиграции, где и умер. В некрологе его дальний родственник И. С. Тургенев писал: «Н. И. Тургенев остался русским человеком с ног до головы, и не только русским, московским человеком».
ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803–1873), поэт, публицист. Будучи на дипломатической службе, значительную часть жизни провёл за рубежом. Камергер, председатель Комитета иностранной цензуры – это уже по возвращении на родину.
ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820–1892), поэт редкой эмоциональности. О нем писал Тургенев: «Это человек-душа – милейший поэт, врет иногда так мило, что расцеловать его хочется». Но передовая критика разглядела под этой маской отчаянного реакционера, крепостника. Это потому, что помещик Шеншин опубликовал в 1860-х годах цикл статей и очерков «Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство», где дал обстоятельный анализ реформ в деревне.
ФОНВИЗИН Михаил Александрович (1788–1854), герой войн с Наполеоном, «декабрист без декабря». Племянник Дениса Фонвизина. В 1822 г. генерал Фонвизин вышел в отставку, в этом же году его бывший начальник А. П. Ермолов уговорил его порвать с тайными обществами. Тем не менее после восстания активный теоретик свержения самодержавия был приговорен к каторге. На поселении в Тобольске весьма обеспеченная чета Фонвизиных щедро помогала другим ссыльным, среди них и Достоевскому.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804–1860), философ, поэт, историк, публицист. Основатель, идейный вождь славянофильства. «Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие Богородицу, спал вооружённый», – писал о нем Герцен.
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794–1856), философ и публицист. Его взгляды вызывали самые противоречивые оценки и у современников его, и у потомков. Вот А. И. Солженицын: «И у всех, кто хочет терзать и топтать русскую историю, любимый и первейший объяснитель – Чаадаев (мыслитель несомненно выдающийся)».