Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты Ницше.

Идея сверхчеловека.

Остается только лишь догадываться, допускал ли Ницше в своих предвидениях то, как он будет истолкован. Ведь его главная идея столь же опасно балансирует между высочайшим, даже недостижимым гуманизмом и вопиющей бесчеловечностью, как тот канатоходец, которого ждала толпа вместо ницшевского Заратустры. В понимании Ницше Сверхчеловек – это тот, кто нашел в себе силы подняться над толпой червяков, почему-то считающих себя достойными людьми, тот, кто преодолел надуманные и ничего на самом деле не стоящие ограничения предрассудков и заскорузлых обычаев. Это великий гений, способный творить историю по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы.

Идея сверхчеловека. Глава VI. Выбор философии, или так ли говорил Заратустра? Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты Ницше.

Никола Тесла (1856–1943) – гениальный ученый-физик, изобретатель, инженер сербского происхождения.

Способность преодолеть человеческие рамки, обывательскую пошлость и ограниченность, естественным образом выделяет таких Сверхлюдей и дает им право на власть. Серая масса лишь почва для произрастания Сверхлюдей, из которой они берут по потребности все, что сочтут нужным. Именно такие человекобоги составляют, по Ницше, расу господ, а существование остальных имеет смысл лишь как питательная среда для них. Интересами массы не только можно, но и нужно пренебрегать, а отработанный материал – отбрасывать не задумываясь. Сочувствие к черни, к слабым рабам недопустимо, так как тянет великих назад, вниз, на дно возвращения к животному началу. Гении не оглядываются.

«Моральный человек стоит не ближе к умопостигаемому миру, чем человек физический, – ибо не существует умопостигаемого мира».

(«Ecce Homo»).

Изначальный смысл известнейшей максимы Ницше «падающего подтолкни» – именно исторический прогресс, творческое обновление мира и желание скорейшего избавления от старого и ненужного – в философском смысле.

Ницше считал, что афористичная форма философских работ хороша тем, что читатель стимулируется ею к мышлению, сомопознанию с автором, вовлекается в процесс осмысления, а не просто воспринимает взгляды автора.

Но некоторые толкователи трактуют это как буквальный призыв быть безжалостными к слабым! Требование исторической справедливости прогресса опошлено и низведено ими до примитивного права сильного в мышиной возне обыденности, что совершенно недостойно ницшевского Сверхчеловека!

«Простор люблю я и воздух над свежей землей; лучше буду спать я на воловьих шкурах, чем на званиях и почестях их».

(«Так Говорил Заратустра»).

Это значит, что гений так и остается непонятым – им как ширмой авторитета прикрываются все кому не лень, оправдывая свои низменные побуждения. Несмотря на глобальное признание, пусть и запоздалое, Ницше продолжает пребывать в одиночестве. Впрочем, это он не только предвидел, но и шел к этому вполне сознательно: «Плохо понимает народ великое, т. е. творящее… Медленно течет жизнь всех глубоких родников… Беги, мой друг, в свое уединение! Я вижу, ты оглушен шумом великих людей и исколот жалами маленьких… Где кончается уединение, там начинается базар».