Россия подземная. Неизвестный мир у нас под ногами.

18. Подземная информтека украинских степей.

Вряд ли найдется образованный человек, ничего не слышавший о сделанных в каменном веке рисунках на стенах некоторых пещер. Считается, что в подземельях шаманы и колдуны проводили таинственные мистерии, изображая будущих жертв, а затем "убивая" их, что должно было обеспечить удачную охоту. Возможно, все было проще. Мне очень нравится гипотеза исследователя Ю. Росциуса о том, что изображения животных служили мишенями, а пещеры — своеобразными тренировочными залами, где в сложных условиях охотники оттачивали свое мастерство. Да и просто от скуки и потребности рисовать могли предки стены украшать…

Наиболее известны фрески испанской пещеры Альтамиры и грота Мадлен во Франции, обнаруженные еще в XIX веке. Нарисованные рукой древнего человека быки, мамонты, антилопы выглядят словно живые. Творения художников каменного века настолько совершенны и эстетичны, что долгое время их не признавали достойными внимания археологов, считая явной подделкой. Постепенно, впрочем, точка зрения науки изменилась, и художественные способности древнейших наших предков теперь ни у кого сомнения не вызывают. Тем более, что после первых открытий у ученых и спелеологов словно глаза открылись: новые образчики доисторического искусства стали находить не так уж редко. Скажем, известнейший французский спелеолог Норбер Кастере обнаружил в пещере Монтеспан даже скульптурные изображения — вылепленных из глины медведей, названных им самыми древними в мире статуями![26].

Были найдены рисунки мамонтов, носорогов и других животных плейстоцена и на территории России — в знаменитой Каповой пещере на Южном Урале (в настоящее время принято использовать ее традиционное башкирское название: пещера Шульган-Таш)…

Подробно пересказывать историю открытия и изучения доисторической пещерной живописи здесь нет нужды. Она хорошо описана в многочисленной литературе. Могу лишь порекомендовать хорошую книгу доктора исторических наук В. Ларичева "Пещерные Чародеи"[27].

Поговорим о том, где наши читатели могут своими глазами увидеть древние пещерные рисунки. Рассматривая альбомы с их фотографиями, многие любители истории завистливо вздыхают: даже до Каповой пещеры добраться в наши трудные времена непросто, а уж о поездке во Францию подавляющее большинство нынешних россиян могут лишь мечтать.

Однако неужели на огромной территории между Средиземноморьем и Южным Уралом древние не рисовали в пещерах? Как-то нелогично и неправдоподобно. В литературе имеется довольно много упоминаний о виденных во многих местах европейской части СНГ знаках и рисунках на камнях и стенах пещер, как правило, отрывочных и непроверенных. По крайней мере, один такого рода памятник в относительной близости от наших крупных центров существует, более того — научное изучение его началось еще в конце XIX века, почти одновременно со прославленными Альтамирой и Шульган-Ташем. И, хотя археологами наработан огромный материал, широкой публике это собрание пещерных рисунков почти не известно — не освещено в прессе и телефильмах. Речь идет о Каменной Могиле — целом подземном комплексе, расположенном в запорожских степях.

О многочисленных наскальных изображениях этого археологического памятника из специальной литературы я знал давно и, интересуясь пещерами, естественно, очень хотел увидеть их. Из той же литературы следовало, что находится Каменная Могила где-то вблизи Мелитополя, неподалеку от автотрассы Москва — Крым. Увы, обращения в турфирмы вызывали лишь удивление: никто экскурсий к уникальному памятнику не проводил.

Даже на месте уточнить его местоположение оказалось непросто: разговоры на автостанции в Запорожье с водителями рейсовых и экскурсионных автобусов ничего не дали. Все же, забравшись в шедший на юг автобус, в нескольких километрах перед Мелитополем на обочине вижу указатель: "Историко-археологический музей-заповедник КАМЕННАЯ МОГИЛА"!

Пройдя несколько километров, вижу на берегу едва струящейся речушки Молочной огромный холм, а точнее "кучу", из песчаниковых глыб, как будто высыпанных неким великаном из кузова колоссального самосвала. Площадь ее почти три гектара, а высота — более двух десятков метров. Цвет холма определить непросто: вечером он выглядит коричневым, а солнечным днем становится вдруг ярко-желтым.

Согласно местной легенде, записанной краеведами еще в прошлом веке, все это — результат трудов сказочного богатыря Бо-гура: гору из огромных глыб тому в наказание за какую-то провинность приказал сложить Аллах. Работа была серьезная: камни с далеких гор Богур ломал руками и носил их на себе. Впрочем, богатырь попытался словчить: стал укладывать их неплотно. И тогда окончательно рассерженный бог наказал его за хитрость: сделал так, чтобы оступился силач, попал в щель между камнями и умер с голоду. И поныне тело его покоится в одной из пещер. Поэтому и называется этот каменный холм могилой…[28].

Вблизи территория музея-заповедника выглядит на удивление цивилизованно, я бы сказал "по-европейски": обнесена легким ограждением (посетителей пускают за символическую плату в 30 украинских копеек без ограничения времени), имеется автостоянка, книжный киоск и небольшое, но со вкусом отделанное и снаружи и внутри музейное здание. Мне, привыкшему к тому, что у нас памятники истории и природы обычно приходится видеть заросшими травой и бурьяном (а то и полностью разрушенными), обнаружить такой порядок было не просто приятно, а даже странно. Жаль, правда, что от избытка посетителей комплекс не страдает: рядом припаркованы лишь пара автомашин, а лазают по камням в основном жители Мелитополя и других ближайших населенных пунктов. Да и тех интересуют главным образом не доисторические рисунки, а необычные пейзажи и приятный пляж на реке…

Подхожу к холму, и он как будто увеличивается в размерах. Вскоре тропинка начинает петлять среди солидных "камешков" разнообразной формы, покрытых не менее разнообразными лишайниками всех цветов — от черного до бордового. Нечто подобное мне приходилось видеть только в горах на Урале. Лежат глыбы неплотно, образуя во многих местах ниши, гроты и "улочки", пол которых словно посыпан янтарно-желтым песком… С вершины горы открывается впечатляющий вид на степи. Здесь они сохранились в сравнительно первозданном виде. Вблизи Каменной Могилы ботаники обнаружили даже реликтовые растения, сохранившиеся с третичного периода (доледниковой эпохи).

Ну а где же знаменитые пещеры с рисунками?

Заметить входы в них оказалось непросто, помогли местные подростки, явно бывшие на Каменной Могиле не в первый раз. Бросив сумки, они быстро переодеваются в подземную одежку (которую не жалко испачкать), включают фонарики, после чего протискиваются в узкую вертикальную щель между камнями. Через какое-то время ребята вновь показываются на свет, метрах в двадцати от места погружения!

Осознав "местные условия", найти пещеры оказалось несложно. Точнее, пещерки, практически ни в одной из них нельзя встать в полный рост, да и по площади они тоже не велики — от силы в несколько квадратных метров. По сути, это лишь щели между каменными глыбами. Маловероятно, чтобы здесь имелись полости большого размера. По мнению геологов, когда-то на месте Каменной Могилы был песчаниковый останец — оставшаяся после разрушения окружающих более мягких пород своеобразная скала. Позднее она раскололась и развалилась под действием силы тяжести на отдельные блоки…

Ну а где же настоящее богатство каменной горы — знаменитые рисунки?

Несмотря на определенный опыт и многочасовые поиски, самостоятельно мне удалось обнаружить лишь несколько малоинтересных петроглифов, представлявших собой в основном примитивные геометрические орнаменты из процарапанных на камнях линий. Гораздо чаще встречались надписи типа: "Здесь был Вася" и другие автографы современников — причем поверх древних рисунков! Во многих гротах валяются обертки от "сникерсов" и прочих радостей, а кое-где туристы даже отправляли естественные потребности! В общем, я бы не сказал, что статус музея-заповедника действительно обеспечивает сохранность для потомков имеющихся здесь следов прошлого.

Как бы то ни было, самостоятельный поиск петроглифов на многочисленных плитах, пещерах и гротах Каменной Могилы времени отнимает много. Проще не изобретать велосипед и не открывать уже открытое, а посетить расположенный рядом музей. Все наиболее интересные рисунки Каменной Могилы представлены в нем. Иногда это подлинные плиты, а чаще точные копии. При этом научные сотрудники всегда готовы прийти на помощь любознательному посетителю.

Узнав о моих не слишком успешных поисках, один из музейных работников улыбается.

Рисунки на камнях заметить не просто, к тому же многие изображения они маскируют, присыпают песочком, чтобы вандалы не повредили, а часть петроглифов перенесли в музей. А в общем-то всех рисунков не знает никто — их до сих пор продолжают открывать и опознавать.

Пожалуй, самое время рассказать об истории открытия петроглифов Каменной Могилы. Она достаточно интересна и поучительна.

Как установили украинские историки, первым заинтересовался недрами необычного холма из огромных глыб известный русский академик П.И. Кеппен, побывавший здесь в 1837 году. Точнее, ученого привели к нему местные жители, поведавшие о "невидимой части айсберга":

"Тут некогда был вход к пещере, в коей один из моих проводников, бывший в детстве пастухом и нередко с товарищами здесь прохлаждавшийся, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин или более, составляя одну строку. В других местах были иссечены отдельные слова. Вход к этой пещере был занесен песком около 1822 года"[29].

Первые же рисунки на здешних камнях были обнаружены в 1890 году одним из основоположников отечественной научной археологии Н.И. Веселовским правда, не самостоятельно, а по наводке местного батюшки. Первоначально он заметил лишь наи более обычные для памятника геометрические фигуры, а после того, как с помощью местных крестьян расчистил пещеру, увидел на ее сводах более впечатляющие петроглифы: грубые изображения козлов и лошадей.

Впрочем, первоначально находки Веселовского особого внимания к себе не привлекли. На Каменную Могилу периодически наведывались археологи, но следующий яркий результат был достигнут лишь в предвоенные годы археологом В.Н. Даниленко. Он обнаружил около десятка новых рисунков, но, самое интересное, в одном из изображений опознал… мамонта! Его сообщение об этом сразу вызвало горячие споры, не прекращающиеся и по сей день. Некоторые специалисты утверждают, что петроглиф изображает вовсе не мохнатого слона, а заурядного быка. Между тем позднее археолог сделал еще более смелое заявление. По его мнению, им был опознан рисунок, изображающий пляшущего колдуна в звериной шкуре! Попутно он идентифицировал в петроглифах кабанов (вепрей), лучников, оленей и много других образов…

В последние десятилетия самый, пожалуй, большой вклад в изучение археологического памятника внес нынешний директор музея-заповедника Б.М. Михайлов. Более тридцати лет отдал Борис Михайлович изучению Каменной Могилы, можно сказать, он является настоящим ее фанатом (в хорошем смысле слова).

И памятник "отблагодарил" ученого, "подарив" ему множество новых рисунков и их местонахождение. Вместе с сотрудниками им было открыто 12 новых гротов и пещер с самыми разными изображениями. Результатам этих исследований посвящена солидная монография Михайлова, выпущенная, правда, мизерным тиражом[30].

Впрочем, работа далеко не закончена — открытия продолжаются. Судя по всему, как сам директор, так и его единомышленники не сомневаются, что Каменная Могила является своеобразной информтекой Приазовья, на стенах пещер которой запечатлена вся история этих мест с каменного века до недавнего прошлого. Вот как, по их мнению, она выглядит.

В палеолите, "старом" каменном веке, здесь жили охотники на мамонтов и других крупных животных, запечатленных на камнях. Было это не позднее 15 тысяч лет назад, а возможно, еще раньше. Среди рисунков более поздней эпохи наиболее интересны, по словам сотрудников музея, изображения человеческих фигурок с луками в руках, а особенно — силуэт женской фигуры, словно парящей над похожим на носорога животным. Совершенно серьезно в этой композиции они усматривают истоки мифа "Похищение Европы"! Эпоха неолита ("нового" каменного века) представлена прячущимися в зарослях быками и другими животными. Быков рисовали и позднее, в медную эпоху, причем гораздо более детально. Каких только рисунков этой эпохи ариев не нашли исследователи: здесь и летящие собаки, и "древа жизни", и знаки, похожие на примитивные иероглифы… Очень интересны полурисунки-полускульптуры драконов и рыб — этих существ обожествляли многие народы индоевропейской общности… В эпоху бронзы были сделаны многочисленные рисунки коней и особенно впечатляющих парных упряжек быков. Это — время расцвета древнейших цивилизаций Египта и Междуречья, и энтузиасты утверждают, что некоторые знаки на глыбах Каменной Могилы удивительно похожи на египетские иероглифы. Мало того: в одном из гротов обнаружена даже "осмысленная" надпись, сделанная шумерийским письмом! Перевод гласит: "Радостный плуг взрыхляет землю". Михайлов допускает, что шумеры, загадочный народ, пришли в Месопотамию именно отсюда, из причерноморских степей… Кстати, рисунки кораблей также имеются на камнях информтеки. Как ни странно, не оставили изображений скифы, хотя в начале нашей эры эти земли принадлежали именно им. Непонятный пробел… Зато имеются на камнях тамгообразные (родовые) знаки сарматов и христианские символы — кресты. Михайлов считает, что изображения последних появились задолго до Крещения Киевской Руси, возможно, уже в V веке новой эры…

Беседуя, подходим к музейным стендам, и меня охватывает двоякое чувство: с одной стороны, огромное впечатление и наслаждение от древних рисунков быков, колесниц, христианских символов (правда, я так и не понял, почему явно православные кресты относят к началу нашей эры?), с другой — я при всем желании не смог понять, почему человекоподобную фигурку, словно парящую над неким пятном, местные исследователи считают женской, мало того — богиней Европой на шерстистом (!) носороге? И окончательно мои фантазия и воображение забастовали перед прочерченным несколькими линиями рисунком, — пока взгляд не упал на пояснительную надпись: "Изображение колдуна"! Не спорю, отдаленная аналогия со знаменитым изображением "пляшущего шамана" из французской пещеры есть, — но только отдаленная. Также сложно оказалось опознать рисунки лучников, охоты на мамонтов (да и самих мамонтов) и многие другие… Словом, у меня сложилось впечатление, что от излишнего энтузиазма сотрудники музея выдают желаемое за действительное, делая уникальный памятник "еще уникальнее" (впрочем, я отдаю себе отчет, что в вопросах истории и археологии являюсь дилетантом, и предупреждаю об этом читателей).

Как бы то ни было, преувеличивать значение мелитопольского "подземного Эрмитажа" нет никакой нужды, оно и так колоссально. Лично меня наиболее впечатлили плиты с выбитыми на них многочисленными изображениями человеческих ладоней и стоп. Дело в том, что такие "следовики" известны буквально по всему миру, от Шотландии до Австралии и обеих Америк! И вполне возможно, являются следами погибшей цивилизации, охватывавшей весь земной шар, о которой мы почти ничего не знаем…

Но почему люди всех эпох избирали Каменную Могилу местом творчества? Мелитопольские историки считают, что место это было священным. Гора с пещерами символизировала Мировое Древо — связь трех миров: нижнего, нашего и горнего… По своему обыкновению, я считаю, что все могло быть и куда проще: надо было людям самовыражаться, вот и оставляли они на камнях автографы. Делают это и современные туристы.

Впрочем, некоторые наши современники все же уверены, что Каменная Могила — место не простое.

Как-то я приехал к этому памятнику рано и застал только одного сторожа — молодого парня. Оказался он человеком грамотным, много работавшим на раскопках и, подобно всем краеведам, большим энтузиастом своих родных мест. От него-то я и услышал о связанной с Каменной Могилой "аномальщине": это место обладает особыми свойствами. Непонятные явления здесь случаются часто. Регулярно появляется над холмом красный световой столб. Фотовспышки часто взрываются, электроника отказывает… Возможно, древние жрецы использовали особые геофизические условия этого места для входа в измененное состояние сознания. Один историк выдвинул гипотезу (с ним, правда, мало кто согласен), что многие изображения специально делались неоднозначными: при рассматривании петроглифа в мозгу возникала череда образов, как в мультипликации.

Не могу не заметить, что во время первой экскурсии по каменному холму со мной тоже имела место некоторая странность. Верная "Практика" на третьем кадре "забастовала": как оказалось, пружинка прижима пленки таинственным образом выгнулась назад. Подобного не случалось ни до, ни после. А по возвращении выяснилось, что и второй фотоаппарат — супернадежная "Смена", всегда без сбоев переносившая мороз зимних походов, влажность пещер и тряску российских дорог, начиная с первого же снятого на Каменной Могиле кадра стала давать небольшую засветку — деформировался лепесток затвора.

Впрочем, на мистических свойствах Каменной Могилы я акцентировать внимание не хочу. "Агнийогнутые" граждане, в последние годы специально приезжающие сюда для отправления квазиэзотерических обрядов, музейщиков уже утомили, так что говорят они на "аномальные" темы теперь очень неохотно.

Просто любознательным посетителям, желающим прикоснуться к истории, в музее-заповеднике всегда рады. Поедете на машине или автобусе в Крым — заверните к нему — не пожалеете!