Sирегинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ.
Глава 4. ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИЗМЕРЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТА.
4.1. ЧТО ИЗМЕРЯЮТ ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА.
Психологическая диагностика умственных способностей как наука приобрела за последние 20 лет огромную популярность среди различных областей психологической науки.
Эта проблема освещена в большом количестве монографических трудов, практических инструкций, методических пособий и т. д. Специалисты считают самым лучшим пособие по психодиагностике, написанное Анной Анастази, под названием «Психологическое тестирование». Эта книга многократно переиздавалась в разных странах мира.
Ученые выделяют отдельные общие положения, которые имеют прямое отношение к диагностике умственных способностей и разработке тестов интеллекта.
В процессе разработки любых психодиагностических тестов ученые выделяют три этапа:
1) Подробный анализ той диагностической проблемы, которая требует решения;
2) Непосредственное создание теста;
3) Подбор заданий.
Начнем с анализа диагностической проблемы. На данном этапе специалист-психолог формулирует проблемный вопрос: что он собирается диагностировать, какую психическую черту предполагает измерить. Решение этой проблемы можно найти, изучив различные концепции о проблемах интеллекта. Специалист может воспользоваться одной из наличествующих. Если она его не устраивает, то разрабатывает свою.
В процессе работы возникает вопрос, какие методы использовать при измерении интеллекта. Для его решения исследователи анализируют на теоретическом уровне все достоинства и недостатки известных научному миру методик. Бывает так, что методы, известные на данный момент, не устраивает экспериментатора по каким-то абстрактным или практическим суждениям, и он начинает разрабатывать свои собственные способы изучения.
Чтобы ответить на вопросы, возникающие в процессе работы, нужно опираться на данную научно-практическую проблему и результаты ее исследования, которые можно изменять, но ни в коем случае не пренебрегать ею.
Настала очередь второго этапа. Здесь, собственно, и начинается непосредственная работа над созданием теста Основной инструмент в данном случае – интуитивное чувство самого исследователя, накопленный опыт коллег, а также знания определенных особенностей отдельной интеллектуальной деятельности. Психологи, как правило, отталкиваются от инстинктивного соображения по поводу изоморфизма внутреннего (ментального) и внешнего (моторно-перцептивного) мотивов действия и аналогии между ними.
Каждый психологический метод, с помощью которого проводится диагностика интеллекта или парциальных способностей, является задачей (все равно какой – игровой, учебной или трудовой), определенной моделью ситуации, которая может встретиться на протяжении обыкновенной человеческой жизни. Внешняя надежность тестовых заданий (психологи называют ее экологической валидностью) заключается в соответствии этих самых тестовых упражнений той подлинной жизненной проблеме, которая выступала в качестве прототипа для теста.
Теперь обратимся к внутренней валидности, которая, как правило, должна соответствовать процедуре измерения определенных свойств. Эта характеристика теста зависит от гипотезы исследователя, который предположил, что как раз при решении предоставленной задачи человек должен использовать имеющиеся у него психические свойства определенного уровня развития.
Чтобы правильно и точно охарактеризовать то свойство, которое выбрал психолог, с испытуемым можно только лишь провести определенный инструктаж. Кроме того, исследователь может чинить препятствия на пути верного решения: затруднять первичный анализ материала и условий задач. В результате дополнительных преград повышается уровень сложности заданий, создаются дополнительные трудности. Но все препятствия можно создавать, лишь учитывая наличие глубинной аналогии между внешними и внутренними планами обращения.
Если исследователь сознательно повышает трудность заданий, то у испытуемого существует лишь одна возможность с ними справиться – включить в работу свои способности. Датский ученый Г. Раш предположил, что уровень трудности заданий и уровень определенных способностей испытуемого не связаны друг с другом. На основе этих предположений ученый в 1952 г. разработал свою модель теста. Модель располагает двумя основными версиями: мультипликативной и аддитивной.
В соответствии с этой моделью верное решение тестовых заданий обусловливается наличием или высокого уровня развития способностей, или недостаточно сложных для решения задач.
Существует специальная литература с описанием компьютерных алгоритмов и разработанных программ, с помощью которых, учитывая эмпирические результаты, можно рассчитать объективную сложность задачи, а также способности каждого испытуемого.
Сам Г. Раш обратился к своей модели, когда начал разработку так называемых критериальных тестов. Именно в этот период он ввел новую единицу измерения – логит. С ее помощью специалисты измеряют по единой шкале и уровень сложности задачи, и уровень развития способностей испытуемых.
В. С. Аванесов внес предложение применять несколько вариантов модели Раша:
1) Модель, которая подразумевает вероятность отгадывания верного решения;
2) Модель более сложную, которая учитывает взаимосвязь между успешным исходом испытания и уровнем развития определенных способностей. И все же подсознательно психологи, начиная работу над созданием теста, неизменно составляли задания с таким учетом, чтобы была возможность варьирования сложности. Они работали и над тем, чтобы задания позволяли измерить не более одной способности.
На третьем этапе разработки теста ученые занимаются выбраковкой непригодных заданий, а не создают их. И тем не менее данная стадия традиционно считается основной при работе над созданием теста. На этом этапе применяется все наличествующие на данный момент эмпирико-статистические концепции тестов, которые предназначаются для оценивания валидности и надежности теста и задач, входящих в его состав.
Надежность теста можно выявить по определенным показателям: у одного человека они должны быть неизменными.
Говоря о валидности теста, нужно исходить из того, что его задания призваны дать оценку именно того качества, для определения которого разрабатывался тест. По поводу валидности тех или иных интеллектуальных тестов возникало много вопросов. Как можно определить, что задания, предложенные для измерения уровня интеллекта, действительно могут дать оценку уровню развития умственных способностей? Известно, что разнообразные тесты на выявление уровня интеллекта имеют в своей основе одну из теорий интеллекта. И тем не менее на оценку влияет и то, что ученые не пришли к единому мнению о том, что же такое интеллект и что входит в его структуру. Кроме того, люди, принадлежащие к разным классовым и этническим группам, тоже могут показать разные результаты. Но никогда нельзя судить о способностях человека, если он получил низкие баллы за выполненные задания.
Операция на проверку валидности и надежности, однородности заданий представляет собой отбор упражнений для теста и выявление доказательств того, что данный тест имеет необходимый уровень качества.
Это происходит после замены заданий, их видоизменения, а также изменения самого процесса тестирования и обработки полученных данных.
Все имеющиеся тесты на выявление уровня интеллекта ученые условно разбили на две группы:
1) Тесты на выявление уровня скорости;
2) Уровневые тесты.
При проведении исследований при помощи тестов первой группы практикуется строгий лимит времени. Если используют тесты второй группы, то вводится небольшое ограничение времени на выполнение заданий этого теста или субтеста. А основную сложность для испытуемого представляют специфические упражнения. Иногда попадаются такие варианты тестов, где встречаются вышеуказанные виды трудностей.
В состав так называемых тестов скорости входит несколько однотипных и сходных по степени трудности задач.
Испытуемому необходимо найти верное решение задач за установленное время. Количество верно решенных задач будет являться критерием успешного прохождения тестирования.
При выполнении уровневых тестов, как правило, время, которое предлагается испытуемому для работы, существенно превосходит время, которое может затратить нормальный человек для решения тестовых задач.
Автор тестов всегда полагает, что если человек не нашел решения задач за определенное время, то он не справится с ними никогда в жизни.
4.2. КТО ПРИДУМЫВАЕТ ТЕСТЫ.
Тест Д. Векслера.
Чаще всего педагоги, психологи и врачи-психиатры в своей практике используют тест Векслера – один из самых известных тестов. Его причисляют к группе персональных тестов и используют во время индивидуального общения психолога с испытуемым.
Основой теста является модель интеллекта Д. Векслера. Этот тест применяется для диагностики общего интеллекта и входящих в его состав вербального и невербального интеллектов. Использование теста Векслера освещено в более 2000 публикаций.
Первый вариант теста был представлен на суд ученых в 1939 г. для диагностирования уровня интеллекта людей в возрасте от 7 до 69 лет Д. Векслер критически отзывался о тестах, которые существовали вто время (больше всего доставалось тесту Стэнфорд-Бине). Он считал их неподходящими для исследования взрослых. Неизменная оценка «10» – так называемый возрастной барьер – абсолютно неприменима для характеристики уровня интеллекта взрослого человека. Многие тесты на выявление уровня интеллекта, а особенно с ограничением выполнения во времени, по мнению Векслера, могут вызвать затруднение при работе с ними у людей преклонного возраста.
Множество традиционных тестов содержали в своем составе стереотипные действия со словами и элементарные задачи, разработанные для детей.
Отвергнув ранее известные способы группировки заданий по многолетним параметрам, Д. Векслер соединил в тесте близкие по своему содержанию субтесты. Внутри каждого субтеста он расположил задачи согласно степени сложности. Д. Векслером впервые были введены возрастные нормы – показатели выполнения заданий.
Результаты, полученные при выполнении тестовых заданий, Д. Векслер соотносил с нормами той возрастной группы, к которой относился испытуемый на момент проверки уровня интеллекта. Переход к такой методике отказа от абсолютных показателей имел как положительные результаты, так и отрицательные.
В настоящее время психологи применяют три версии теста Векслера:
1) тест AWISC, разработанный для исследования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет;
2) тест У75С — для изучения уровня интеллектуального развития детей и подростков в возрасте от 6,5 до 16,5 лет;
3) тест РР51, предназначенный для тестирования детей в возрасте от 4 до 6,5 лет.
В России используются первые два варианта теста.
Впервые тест AWISC для измерения уровня интеллекта был выпущен в свет в 1955 г., полностью тест был отредактирован в 1981 г. Прошло немного времени, и тест был признан одним из лучших в психодиагностике.
В России тест Векслера многократно подвергался процедуре перевода и адаптации. Сотрудники Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева адаптировали задания теста для психологов России в 1956 г. Последнюю за прошедшее время адаптацию теста провели психологи Санкт-Петербургского государственного университета в 1991 г.
Тест состоит из 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную (словесную) группу и 5 – невербальную (наглядную). В состав вербальной группы входят следующие субтесты.
1. «Общая Осведомленность». Состоит из 29 вопросов. Помогает диагностировать уровень элементарного набора знаний, уровень развития памяти и мышления. Не содержит вопросов, для ответа на которые необходимы особые и теоретические сведения. За верный ответ дается 1 балл. Сумма баллов, полученная за выполненные задания, говорит об уровне интеллигентности человека, а также об уровне развития вербального интеллекта.
2. «Общая понятливость». Содержит 14 заданий на понятие содержания речевого выражения. Диагностирует способность к самостоятельным суждениям, основанным на личном опыте. Оценка зависит от верного решения: 0, 1 или 2 балла.
3. «Арифметический». С помощью 14 задач охватывается курс математики начальной школы. Решение к задачам находится устно. Определяется способность к оперированию числовым материалом. Оценка дается верным ответам, также учитывается затраченное на выполнение время.
4. «Нахождение сходства». Включает в себя 13 задач. Испытуемому необходимо определить, к какой общей категории относятся два определенных предмета, понять, что же их объединяет. Выявляется уровень логического мышления, способность к абстрагированию. Оценка зависит от количества верных ответов: 0,1, 2 балла.
5. «Повторение цифр». В первой его части содержатся цифровые ряды, количество цифр в которых колеблется от 3 до 9. Испытуемому необходимо прослушать цифровой ряд и устно его повторить. Во второй части находятся ряды, включающие в себя цифры от 2 до 8. Испытуемый должен повторить цифровой ряд в обратном порядке. Помогает исследовать уровень развития оперативной памяти.
6. «Словарный запас». Состоит из 42 понятий. Тест ориентирован на исследование вербальных навыков и умения давать определения понятиям. Испытуемому нужно найти объяснение значениям слов. Сначала даны общераспространенные в обыденной речи 10 слов, их продолжением являются следующие 20 слов среднего уровня сложности, и завершают список 12 отвлеченно-теоретических понятий.
Изолированно от остальных стоит субтест «Нахождение сходства». По результатам его выполнения судят о способности логически мыслить, обобщать и абстрагировать. С годами результаты теста становятся хуже.
Субтест «Арифметический» показывает, насколько успешно человек может справиться с решением задач на вычисление, а также уровень развития произвольной концентрации внимания. Результаты выполнения тестовых заданий находятся в прямой зависимости от профессиональной принадлежности и образовательного уровня. С возрастом результаты теста меняются в худшую сторону.
Субтест «Повторение цифр» слабее всех коррелирует с общим интеллектом. Его задания направлены на выявление объема кратковременной памяти, а также степени активности внимания. И все же Д. Векслер внес этот субтест в вербальную группу. Свой поступок ученый объяснил тем, что этот субтест обладает определенной диагностической ценностью: если испытуемый не способен повторить 4 цифры в прямом порядке, это говорит о его слабоумии.
Способность к прямому воспроизведению по прошествии лет претерпевает незначительные изменения в худшую сторону, а вот про способность к обратному воспроизведению таких слов не скажешь.
В невербальную группу входят 5 субтестов.
1. «Шифровка (цифровые символы)». Испытуемый должен поставить под каждой из 100 предложенных цифр символ, который ей соответствует, в течение 1,5 мин. На специальном бланке указан ключ: в верхней клетке прямоугольника поставлена определенная цифра, под каждой из них стоит какой-то символ. При выполнении этого субтеста выявляется уровень развития зрительно-моторной координации. Чем большее количество цифр успевает верно зашифровать испытуемый, тем выше результаты.
2. «Недостающие детали (завершение картинок)». Состоит из 21 картинки, на которых отсутствует какой-нибудь элемент. Задания теста выявляют уровень развития зрительной наблюдательности. Время выполнения одного задания – 20 с. За правильный ответ дается 1 балл.
3. «Конструирование блоков (Кубики Коос)». Включает в себя 40 заданий. Для проведения тестирования человеку предлагается 10 карточек с красно-белым рисунком и 9 – с красно-белыми тонами. Испытуемому необходимо, следуя образцу сложить из кубиков определенное изображение. Задания этого теста помогают диагностировать развитие двигательной координации. Чтобы оценить полученные результаты, учитывают правильность выполнения и время, затраченное на поиск решения.
4. «Последовательные картинки». Содержит в себе 8 серий картинок. В основе каждой серии лежит определенный сюжет. Картинки предлагаются испытуемому в заведомо неправильном порядке. Человек обязан их верно расставить – по порядку. Здесь выявляются способности к составлению целого из компонентов, осознание обстановки, способность к экстраполяции. При оценивании учитываются верные ответы и время, затраченное на выполнение заданий.
5. «Складывание объекта (складывание фигур)». Исследуемому предлагается 4 задачи. Человек должен справиться с таким заданием: сложить форму хорошо знакомого предмета из отдельных составляющих (предлагается изобразить человечка, профиль, руки, слона). При выполнении этих заданий выявляется уровень развития способности человека к составлению целого из элементов. Сумма баллов зависит от количества затраченного времени и верности решения.
В общей сложности тесты невербальной группы помогают выявить не просто определенные знания, но и способность человека к моторно-перцептивному взаимодействию с предметами вселенной, которые его окружают. Эта способность имеет прямую зависимость от накопленного опыта определенной деятельности.
Сначала Д. Векслер считал, что невербальный интеллект в большей степени имеет зависимость от психофизиологических задатков человека, но сведения, полученные после исследования близнецов, опровергли это предположение.
Комплексным тестом невербальной группы можно считать субтест «Шифровка». Ведь именно он исследует показатели внимания, восприятия, координации. Но после достижения человеком 40-летнего возраста результаты выполнения становятся ниже.
Самым информативным считается субтест невербальной группы «Кубики Коос». Подобным ему по содержанию можно назвать субтест «Складывание фигур».
Неплохие результаты при выполнении трех вышеуказанных тестов поможет получить хорошо развитая сенсомоторная координация. А вот на успешность выполнения заданий тестов «Отсутствующая деталь» и «Последовательные картинки» существенно влияют не развитие моторики, а когнитивные способности. Сточки зрения Векслера хорошие результаты после выполнения заданий этих двух тестов объясняются наличием определенного опыта восприятия окружающего мира.
На итоговый результат после тестирования существенно влияет то, какие взаимоотношения будут между психологом и испытуемым.
Алгоритм тестирования примерно одинаков. Первые 4 задания многих субтестов вербальной группы (в том числе и «Кубиков Коос») подготовлены для лиц, которые подозреваются в умственной отсталости. В том случае, если человек не справился с заданиями основного варианта, то ему предлагаются первые задания.
В процессе выполнения заданий субтестов вербальной группы тестов возможно участие специалиста-психолога.
В дополнение ко всему Д. Векслер рассчитал индекс возрастного снижения интеллекта. Согласно полученным данным ученый все субтесты разделил по группам: субтесты, на успешное выполнение которых не влияет возраст, и субтесты, задания которых с возрастом выполнять труднее.
К первой группе им были отнесены «Словарный запас», «Осведомленность», «Упорядочение фигур», «Обнаружение отсутствующих деталей», во вторую группу вошли «Воспроизведение цифр», «Обнаружение сходства», «Шифровка» и «Кубики Коос».
Для того чтобы получить точные нормативные оценки, Д. Векслер создал выборку, куда вошли 1700 испытуемых. Причем мужчины и женщины были представлены в равном количестве. Чтобы выявить нормированные оценки к субтестам, Д. Векслер брал результаты, которые показали 500 участников исследования 20-34-летнего возраста. Когда участников выборки распределяли по возрастным категориям, то учитывали тот факт, что в юном возрасте интеллекту присуща изменчивость. Оттого диапазон 16-24-летних разбили на три возрастные подгруппы. Когда человек достигает зрелого возраста, уровень интеллекта видоизменяется несущественно. Поэтому в подгруппе 24-64-летних выделили четыре группы. Когда наступает старость, возраст дает о себе знать. Вследствие этого группу 65-75-летних разделили на три подгруппы. Когда проводили срезовые испытания, то выяснили, что показатели уровня интеллекта изменяются в худшую сторону при достижении человеком 34-летнего возраста.
Показатели IQ в выборке из 1700 человек от 16 до 64 лет (по данным Векслера).
Расшифровывают результаты, как правило, в три этапа.
На I этапе – происходит подсчет и дешифровка баллов, которые дают характеристику уровню развития общих интеллектуальных способностей, оценивают уровень вербального и невербального интеллектов.
На II этапе идет анализ оценок, полученных после выполнения заданий субтестов. Они появляются после того, как будут вычислены соответствующие коэффициенты.
На III этап приходит время качественной интерпретации индивидуальных оценок, когда используются данные о том, обращался ли испытуемый в процессе исследования за помощью к экспериментатору, о его внешнем и внутреннем состоянии.
Самый обычный вариант обработки данных представляет собой подсчет первоначальных, сырых, баллов по результатам выполнения заданий каждого субтеста. После этого «сырые» баллы с помощью соответствующих таблиц преобразуются в стандартные и отображаются в таблице. Полученные оценки после выполнения заданий тестов вербальной и невербальной групп складывают, а затем с помощью специальных таблиц выявляют надлежащие показатели уровня развития общих, вербальных и невербальных способностей.
Чтобы проанализировать качество выполнения заданий субтестов применяется несколько добавочных индексов.
Психологи считают, что самая важная характеристика среди показателей – это общий показатель разброса баллов, которые получают испытуемые после выполнения заданий всех субтестов.
Более часто вживается коэффициент словарного разброса – результат, если из количества баллов, полученных по шкале предполагаемых результатов субтеста «Словарный запас», вычесть фактически набранные баллы по этому же субтесту. Причем количество баллов, полученных после выполнения заданий данного субтеста, по обыкновению неизменно больше тех, которые получены после выполнения заданий других субтестов. Вследствие этого отклонение носит негативный характер. Исключений в данном случае немного.
Сумма отклонений, полученная алгебраически, носит название сложного словарного разброса. Ее показатель также почти всегда называют негативным. Баллы, полученные по субтесту «Словарный запас», больше всего подходят для характеристики уровня развития интеллектуальных способностей в целом. Причем этот показатель относительно стабилен, даже если у индивида выявлены нарушения при адаптации к условиям окружающей среды.
А вот индекс видоизмененного среднего разброса психологи используют довольно редко. Чтобы его определить, высчитывают разность между полученными баллами любого вербального субтеста и баллами остальной группы вербальных субтестов (не берутся результаты субтестов «Повторение цифр» и «Арифметический»).
Многие специалисты находят разницу между баллами любого невербального субтеста и средним баллом остальных невербальных субтестов. А между тем эта оценка отображает взаимосвязь тех результатов, которых достиг испытуемый в каком-либо субтесте, с общей тенденцией его достижений при выполнении заданий остальных субтестов.
При проведении медико-психологической экспертизы эти показатели используют для того, чтобы поставить точный диагноз. В частности, медики полагают, что довольно большой числовой показатель словарного разброса является доказательством наличия психоза. В свою очередь, доминирование показателя негативного словарного разброса при выполнении заданий тестов невербальной группы – симптом депрессивного состояния. А отчетливо прослеживающееся понижение показателей после выполнения заданий тестов вербальной группы сравнительно с суммарной оценкой баллов после работы с субтестом «Словарный запас» доказывает наличие прогрессирующей шизофрении.
Если тестирование проходит индивидуально, то для расшифровки результатов психологи используют диагностические шкалы теста Векслера.
Показатели, полученные при использовании шкалы Векслера, сопоставлялись с оценками, которые заработали те же испытуемые, но с использованием шкалы Стэнфорд-Бине. Обычно люди с высоким уровнем развития интеллекта высокие показатели получают при использовании шкалы Стэнфорд-Бине. И наоборот, индивиды с низким уровнем интеллектуального развития имеют высокие баллы по шкале Векслера.
Валидность (надежность) теста Векслера довольно высока – 0,97. Вербальная шкала – 0,96. Шкала действий – 0,93.
Низкая валидность у субтестов «Повторение цифр», «Складывание фигур» и «Последовательность картинок» – всего 0,6. самый надежный из всех субтест «Словарный запас» (0,96).
На полученные показатели уровня развития интеллекта оказывают влияние несколько факторов.
1. Вербальное мышление (субтесты «Словарный запас», «Осведомленность», «Понятливость», «Сходство»).
2. Перцептивные способности (преимущественно «Конструирование блоков» и «Складывание фигур»).
3. Фактор памяти (субтесты «Арифметический», «Повторение цифр»). Влияние данного фактора увеличивается, если испытуемые являются людьми пожилого возраста.
Шкала для измерения уровня развития умственных способностей детей (АWISС) была опубликована в 1950 г. Доработанная версия (АWISС) вышла в 1974 г. Шкала разработана для исследования интеллекта детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В состав теста включены 12 субтестов, которые отвечают всем требованиям субтестов теста (АWISС). Но, кроме этого, его дополнили большим количеством легких и однотипных заданий.
Шкала Векслера пополнилась дополнительным субтестом «Лабиринт».
Субтест «Лабиринт» состоит из лабиринтов, трудность прохождения которых постепенно возрастает. Испытуемому необходимо найти выход из лабиринтов за установленный отрезок времени, затем вычисляются ошибки, и фиксируется время выполнения.
Тест WISC для детей так же отличается высокой валидностью, как и тестовые задания для взрослых.
При организации повторного тестирования детей показатель уровня общего IQ становится выше на 7 единиц, оценка вербального IQ вырастает на 3,5 единицы, а невербального IQ – на 9 единиц. Все говорит о том, что невербальный интеллект можно развивать и добиваться высоких результатов.
Так же как и у взрослых, на успешное выполнение тестовых заданий влияют несколько факторов.
1. Способность к общему вербальному мышлению.
2. Пространственное восприятие.
3. Процессы памяти.
Исследования, проводимые психогенетиками, показали, что на количество баллов, полученных после выполнения заданий субтестов «Осведомленность», «Словарный запас», «Шифровка», оказывает влияние наследственность. Оценки субтестов «Понятливость», «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Кооса» находятся под влиянием социальных факторов.
Самыми трудными для выполнения считаются задания субтестов «Словарный запас» и «Складывание фигур», а самыми легкими – задания субтестов «Арифметический», «Кубики Кооса», «Недостающие детали», «Шифровка».
Дети, у которых диагностируется задержка психического развития, обладают низким уровнем вербального интеллекта. В то время как воспитанники детских домов и интернатов отличаются низким уровнем развития невербального интеллекта: они с трудом выполняют задания субтестов «Последовательные картинки», «Складывание фигур». Это еще раз доказывает версию о том, что на уровень развития невербального интеллекта оказывает влияние социокультурная среда.
Когда у ребенка проводится диагностика задержки психического развития, особенно значимы оценки, полученные при выполнении заданий субтестов «Сходство», «Словарный запас» и «Последовательные картинки».
Нередко тест У15С используется дефектологами и патопсихологами для диагностики умственной отсталости, симптомы которой похожи на признаки задержки психического развития. Очень сильно отличаются показатели нормы и показатели при задержке психического развития (ЗПР), полученные в ходе выполнения заданий субтеста «Сходство».
В 1967 г. появилась версия теста Векслера для детей АWISС в возрасте 4-6,5 лет. В состав данной шкалы входит 11 субтестов: из них 10 основных и 1 добавочный. Про 8 из них можно сказать, что они состоят из облегченных и адаптированных вариантов АWISС. Остальные 3 субтеста разработаны дополнительно.
Так же как и в шкале Векслера для взрослых, в этом тесте субтесты классифицированы как вербальные и невербальные. Проведение исследований предполагает чередование субтестов РР51 вербальной и невербальной групп. Возможно проведение эксперимента в два захода.
Вербальная группа состоит из субтестов «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметический», «Сходство», «Понятливость». Сюда же входит и добавочный субтест «Предложения». В шкалу невербальной группы включены субтесты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Геометрические схемы», «Конструирование блоков» («Кубики Кооса»).
Как видно из всего вышесказанного, в шкале Векслера появились новые субтесты: «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтестом «Предложения» заменили субтест «Повторение цифр». Им же можно заменить любой субтест из вербальной группы. Не возбраняется использовать их просто в качестве дополнения. Субтест «Дом животного» (заменил субтест «Шифровка») представляет собой карточки, на которых изображены собака, цыпленок, рыба и кошка. Ребенку необходимо каждому животному подобрать определенный домик. Приступив к выполнению заданий субтеста «Геометрические схемы», ребенок обязан как можно точнее скопировать 10 чертежей при помощи разноцветных карандашей.
И в данном случае на выполнение тестовых заданий оказывают существенное влияние один общий и два групповых фактора: вербальный и невербальный. К тому же показатель невербального фактора неуклонно возрастает, начиная от младшей возрастной группы и заканчивая старшей. Этому есть объяснение, ведь постепенно шло накопление опыта взаимодействия с окружающим миром.
Д. Векслер считал: чтобы результаты были точными и обоснованными, полученные показатели необходимо подвергать анализу поэтапно:
1) Для начала квалифицировать показатели IQ;
2) Далее обязательно обратить внимание на соотношение показателей вербального и невербального IQ;
3) Учесть размер отклонения;
4) Принять во внимание качество выполнения заданий, поскольку сложность заданий постепенно нарастает;
5) Обращать внимание на эмоциональное состояние тестируемого.
Вербальный и невербальный интеллекты тесно связаны друг с другом, но в этом союзе главенствует вербальный интеллект, поэтому величина различия между ними в 15 баллов считается значительной.
Начиная анализировать разброс или приступая к нализу разброса оценок после выполнения заданий субтестов, нужно помнить о следующем:
1) Вполне нормальным считается разброс с незначительной разницей;
2) В тесте Векслера можно отметить субтесты, при выполнении заданий которых полученные баллы с увеличением возраста меняются незначительно или вовсе остаются неизменными (речь идет о «Словарном» субтесте, о субтестах «Осведомленность», «Сложение фигур», «Недостающие детали»), и, напротив, показатели, полученные после выполнения заданий субтестов «Повторение цифр», «Сходство», «Шифровка», «Кубики Кооса» Д. Векслер предложил формулу нахождения коэффициента возрастного ущерба КУ:
КУ = (СНР – СПР) x 100 : СНР,
ГдеСНР – суммарный результат показателей, полученных при выполнении заданий субтестов, оценки которых остались неизменными;
СПР – суммарный результат показателей по субтестам, оценки которых являются непостоянными. В 1973 г. задания теста АWISС для Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР адаптировал А Ю. Панасюк В своей версии А. Ю. Панасюк заменил те задания, которые, по его мнению, не соответствуют укладу нашего государства. Видоизменения затронули в первую очередь субтесты вербальной группы «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный запас». Небольшие видоизменения произошли в заданиях субтеста «Сходство». Валидность теста проверялась путем соотнесения результатов, полученных в результате тестирования здоровых детей и олигофренов на стадии дебильности.
Показатели интеллекта здоровых и умственно отсталых детей существенно отличались друг от друга. Показатель интеллекта здорового ребенка в целом соответствовал нормативам, которые предложил Векслер в своей шкале.
В 1992 г. Ю. Филимоненко и В. Тимофеевым было разработано «Руководство к методике исследования интеллекта детей Д. Векслера». Тест Векслера очень часто применяется в исследованиях психологов.
Таблицы Дж. Равена (шкала прогрессивных матриц).
Со шкалой Равена «прогрессивные матрицы» научный мир познакомился приблизительно в 1936 г. Вышедший в свет сборник включал в себя 60 задач. Они разделены на пять групп, а в каждую входит по 12 заданий. В данном сборнике помещены тесты в виде матриц прямоугольной формы. Они состоят из разных фигур или совокупности фигур. Причем задания составлены так, чтобы из фигур получилась логически законченная композиция. Ее составляющие расположены с учетом определенной закономерности и подчиняются определенным правилам. Если сказать другими словами, то на предложенных испытуемым чертежах и рисунках не хватает какой-либо части. Если человек имеет в своем распоряжении неплохо развитое логическо-аналитическое внимание, он с легкостью дополнит композицию одним из рисунков, которые размещены под матрицей. Изображения расположены под номерами от 1 до 8.
Когда человек дополняет матрицу недостающим изображением, в результате получается композиция, правильно составленная и с точки зрения логики, и со смысловой точки зрения.
Нужно отметить, что из представленных шести или восьми рисунков нужно выбрать всего лишь один – тот, который можно назвать настоящей частью целого. Очередная группа заданий начинается с простых задач. Чем ближе к концу испытаний, тем задания становятся сложнее и сложнее: с каждым разом их трудность повышается. То же самое можно сказать и о группах: их сложность также растет. Это определенным образом формирует у испытуемых способность находить решение задач, предложенных в разных группах.
По мнению Равена, задания данного теста направлены на выявление способностей, с помощью которых человек имеет возможность воспринимать какие-либо формы, замечать их особенности и взаимоотношения. Поэтому от испытуемого требуется навык рассуждать логически.
Ученый не утверждает, что именно этим способом возможно измерение интеллекта как единого целого. Но полученные результаты говорят об обратном: выявленный с помощью тестовых заданий уровень развития умений и навыков в какой-то степени характеризует общий интеллект.
Матрицы имеют перцептивную шкалу. В ее основе лежат две теории:
1) Теория восприятия форм, созданная гештальтпсихологией;
2) Теория неогенеза (автор К. Спирмен).
Чтобы найти верное решение заданий, необходима поддержка трех основных психических процессов, таких как.
1) Внимание (или внимательность);
2) Перцептивные процессы – восприятие (или восприимчивость);
3) Мыслительные процессы, а именно понятливость.
Внимание многие ученые трактуют по-разному. Одни считают, что оно возникает в результате сосредоточенного состояния сознания человека. Другие полагают, что внимание как основной фактор перцепции является основой для подготовки и нормального течения процесса восприятия.
Когда человек ищет решение задачи, его внимание находится в напряженном состоянии. Именно оно помогает поддержать у испытуемого заинтересованность в нахождении верного решения. В ходе поиска верного решения необходимы концентрация внимания, рациональное его использование и распределение.
Как только внимание снижается, испытуемый начинает допускать ошибки. Помимо внимания, на успешное выполнение тестовых заданий большое влияние оказывают эмоции человека и его воля.
Вот почему нет необходимости исследования с использованием заданий прогрессивных матриц Равена считать тестом для определения уровня интеллекта. С помощью таблиц Равена изучается способность человека планировать свою интеллектуальную деятельность, вести ее систематизированно.
Ошибочным считается мнение о том, что тесты Равена можно считать интеллектуальными. В данном случае можно говорить лишь о выявлении способностей человека мыслить системно и планомерно. Таблицы Равена предназначены для невербальных испытаний. Они доказывают то, что вербальные умения не влияют на их успешное выполнение.
Исследование с использованием таблиц Равена проводится по следующему правилу. Если обследуют сразу несколько человек, то каждый испытуемый получает отдельный экземпляр тестового листа, где находится протокол для фиксирования решений. Затем проводится инструктаж по тесту. После этого испытуемые приступают к выполнению тестовых заданий. Если человек справился с первыми 5 заданиями (экспериментатор должен за этим проследить и, если необходимо, оказать помощь), он продолжает работу. Начиная с этого момента экспериментатор должен засечь время, а испытуемый должен начать работать самостоятельно.
Если тестирование проходит в индивидуальном порядке, то записи в испытательном протоколе ведет сам экспериментатор.
Каждому верному ответу присваивается 1 балл, поэтому самая высокая оценка – 60 баллов. При подсчете баллов учитываются результаты, полученные при работе над каждой серией, а также суммарные результаты по всем заданиям теста.
Общий итог называют индексом — своеобразным показателем уровня развития интеллектуальных способностей человека. Вышеуказанный индекс показывает, на каком уровне находятся его мыслительные способности, т. е. его мыслительные способности, которые раскрывают умение человека мыслить по предложенной схеме.
Система заданий представляет собой определенным способом расположенные фигуры. Уровень умственных способностей проявляется в виде общего итога, при подведении которого берется во внимание физический возраст испытуемого.
Если результат говорит о том, что испытуемый просто подогнал ответ, то его нужно признать неудачным, неблагоприятным для исследования. Распознать тот факт, что человек угадывал, а не думал при выборе фигур, помогут низкие результаты, полученные в итоге. Слабые результаты считаются психологами более ненадежными, нежели высокие.
По любой группе субтестов разработана таблица, в которой указаны планируемые (ожидаемые) результаты, которые могут быть получены после выполнения заданий теста.
Разница, которая получается при сравнении результатов тестирования, полученных после выполнения заданий по каждой группе, и планируемых результатов, называется отклонением. Если результат отклонения больше чем 2, то индекс считается ненадежным.
Индекс умственных способностей можно считать точным в том случае, если отклонение больше 2 обнаруживается на заключительном этапе испытания во время выполнения заданий из последних субтестов. Если у отклонения большой показатель уже на первых стадиях выполнения заданий, то можно говорить о наличии аномальных отклонений в процессах внимания и восприятия.
Характеристика отдельных субтестов (серий) теста Равена.
В состав шкалы матриц Равена входят 5 субтестов. Каждая серия составлена с учетом определенных позиций:
А — позиция взаимосвязей в строении матриц;
В — выявление аналогий между парами каких-либо фигур;
С — позиция, основанная на прогрессивных изменениях в фигурах матриц;
D — возможность перегруппировывать фигуры;
Е — возможность разбиения фигуры на составляющие.
Во время выполнения тестовых заданий серии А испытуемые должны найти недостающую часть взятой за образец фигуры.
Когда испытуемые выполняют задание из этой серии, активизируются следующие мыслительные процессы:
1) Дифференциация и анализ единого целого с учетом его основных элементов, а также существующих связей между этими элементами;
2) Выявление среди образцов недостающего элемента.
На успешное выполнение тестовых заданий влияет уровень развития внимания, статистическое представление, развитое воображение.
Задания серии В включают в себя упражнения на выявление аналогий между несколькими парами фигур. Задача испытуемого состоит в том, чтобы успешно применить данную теорию аналогий и постепенно выделить необходимый элемент. Чтобы найти верное решение, необходимо активизировать способность выявления симметрии у представленных фигур.
Серия С состоит из заданий, основой которых является постепенное усложнение вида фигур, а также изменение их положения в пространстве как по вертикали, так и по горизонтали.
При выполнении этих заданий активизируется способность человека к динамическим наблюдениям, а также способность проследить череду непрерывных изменений. Кроме всего этого, испытуемому понадобятся хорошо развитое воображение, а также способности к представлению.
В серию D входят задания, составленные в соответствии с принципом переструктуризации представленных образов, причем допустимы и горизонтальное, и вертикальное направления. Для успешного выполнения заданий необходимо тщательно прослеживать закономерности в расположении фигур, а также обратить внимание на чередование объектов в единой системе.
Чтобы получить хорошие результаты при выполнении заданий, необходимо уметь схватывать модификации, которые произошли на количественном и качественном уровне, учитывая их закономерность.
Задания серии E предполагают анализ и синтез представленных фигур из разнообразных элементов в соответствии с выбранными принципами. При выполнении тестовых заданий этой серии испытуемый складывает и вычитает составляющие представленных фигур, перекладывает эти элементы в соответствии с алгебраическими правилами. Ведь именно с их помощью можно найти недостающие элементы системы.
Для выполнения этого вида заданий у испытуемого должна быть хорошо развита способность к выявлению различий качественного и количественного характера в кинетических и динамических рядах. Способность к абстракции и динамическому синтезу приветствуется.
Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттелла.
В 1949 г. Р. Кеттелл представил на всеобщее обсуждение разработанный им культурно-независимый тест на выявление уровня интеллекта.
Науке известны три версии вышеуказанных тестовых заданий.
1. GfT-1. Задания этого варианта используются для обследования детей в возрасте с 4 до 8 лет. Эти же методы помогают выявить аномалии в психическом развитии.
2. GFT-2. Выполнение этих заданий подразумевает диагностирование обыкновенной выборки людей в возрасте от 8 до 60 лет.
3. GFT-3. Задания этого варианта используют для диагностики гениальных личностей.
Правила проведения тестирования и последующая обработка результатов.
Рассмотрим самую распространенную версию в диагностике умственных способностей – GFT-2. В его состав входят две части. Каждая из них включает в себя 4 субтеста, состоящих из 8-14 задач.
1. Субтест «Дополнение» состоит из 12 заданий, сложность которых с каждым разом возрастает. В левой части каждого задания размещены 3 фигуры, причем не хаотично, а в определенной логической последовательности. Выявив, какая логика изменений здесь прослеживается, испытуемый должен обратить свое внимание на несколько фигур, расположенных справа. Ему необходимо найти среди них ту, которая отвечает обнаруженной закономерности и может служить продолжением заданной логической последовательности фигур, размещенных в правой части.
На выполнение заданий первой части дается 4 мин., заданий второй части – 3 мин.
2. В субтесте «Классификация» входит 14 заданий.
Каждое из этих заданий включает в себя 5 фигур, расположенных в ряд. Причем четыре из них можно соединить на основе какого-то определенного признака. Испытуемый должен отыскать фигуру, которая отличается от других своей формой, цветом, размером и т. п.
Задания первой части выполняются в течение 4 мин., а второй – 3 мин.
3. Субтест «Матрица» включает в себя 12 тестовых заданий. Если анализировать логику выполнения заданий, то можно прийти к следующему выводу: решение заданий этого теста аналогично решению задач первого субтеста. В данном случае тоже нужно учитывать существующую закономерность, в соответствии с которой в левой части поместили 3 фигуры. И только после этого в правой части искать ту фигуру, которая по логике должна закончить представленный ряд. Необходимо заметить, что анализу подвергаются все свойства матрицы: вертикаль, горизонталь, диагональ.
На выполнение заданий первой и второй частей отводится по 3 минуты.
4. Субтест «Типология» заключается в выполнении 8 заданий. В левой части помещено изображение фигуры-образца. В ее состав входят различные геометрические фигуры. Фигура-образец содержит внутри себя точку. Выяснив закономерность расположения точки относительно некоторых геометрических фигур, которые входят в состав образца, из объектов, размещенных в правой части, испытуемому необходимо выявить ту, которая поможет точке расположиться так же, как и на образце.
На выполнение заданий, расположенных в первой и второй частях, отводится по 3 мин.
Работа над субтестом начинается с выполнения нескольких испытательных заданий, которые помогают разобраться в том, как выполнять дальнейшие, более сложные задания.
В качестве подсказки дается правильный ответ первого примера.
Тесты на изучение структуры интеллекта.
В эту группу входит большое количество разнообразных тестов. Почти все они созданы с использованием модели строения интеллекта Луиса Леона Терстоуна или на различных вариантах данной модели. Все тесты, которые входят в эту группу, можно назвать скоростными, т.е. для успешного их выполнения испытуемый должен плодотворно потрудиться в течение небольшого отрезка времени. Задания тестов на исследование структуры интеллекта можно выполнять как в индивидуальном порядке, так и в группе испытуемых. По этой причине их причисляют к категории групповых тестов.
У тестов на изучение структуры интеллекта были предшественники, возникшие еще до появления различных учений об интеллекте. К их числу относится аналитический тест интеллекта, созданный Ришаром Мейли и опубликованный в 1928 г. Он включал в себя 6 субтестов. Но в России этот тест признания не получил.
Аналогом тестовых заданий на изучение структуры интеллекта можно назвать тест интеллекта, который разработал Григорий Иванович Россолимо в 1909 г.
Тест состоял из 11 субтестов. Задания этого теста были предназначены для выявления уровня развития психических процессов.
Разновидность интеллекта испытуемого определялась после анализа количества баллов, которые были получены в результате выполнения заданий субтестов.
Чаще всего в своей работе психологи обращаются к тестам структуры интеллекта, которые разработал Р. Амтхауэр. Задания теста были опубликованы автором в 1953 г. Последнему редактированию тест подвергался в 1973 г. С помощью тестовых заданий осуществлялся отбор из претендентов на ту или иную должность или получение соответствующего образования.
Тест.
«ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ».
С помощью данного теста можно определить характер логических связей, а также наличие отношений, которые возникают между понятиями. Задания этого теста предлагаются лицам при достижении 10-летнего возраста и выше.
Выполнение заданий начинается с выявления типа связи между словами, которые расположены слева, а затем найти такой же тип связи у слов справа.[5].
Как правило, испытуемый осваивает порядок выполнения после работы с двумя-тремя примерами. Если человек совершает ошибки несколько раз подряд, то можно говорить об утомляемости.
При подсчете правильных и неверных ответов учитывается и то, какие были установлены связи между понятиями. Ведь именно они позволяют определить уровень развития мышления, покажут, какие формы доминируют – наглядные или логические. Если интеллектуальное развитие человека нарушено, то он ошибается постоянно, несмотря на помощь со стороны экспериментатора.
Тест.
«СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ».
Задания данной методики предназначены для выяснения того, в какой степени человек может понять сложные логические отношения, а также способен ли он выделить абстрактные связи.
Задания в основном предназначены для взрослых и подростков.
Тестируемому предлагается 20 пар слов. Он должен определить тип логической связи, который присутствует в определенной паре слов. Для помощи предлагается таблица «Шифр», где даны используемые типы связей и их буквенные эквиваленты: А, Б, В, Г, Д, Е.
Шифр.
A. Ворона – стая.
Б. Огурец – овощ.
B. Ручей – река.
Г. Свет – тьма.
Д. Болезнь – смерть.
Е. Недруг – неприятель.
Тестируемому необходимо выявить тип отношений, который есть между словами определенной пары, а потом в таблице, данной выше, выбрать пару с аналогичной связью. Ее буквенный эквивалент выделить в данном перечне букв. На выполнение задания отводится 3 мин.
Ключ.
Оценка.
Если тестируемый с легкостью выполнил задание и логически верно объяснил выбранный им тип связи, то можно сказать о том, что он способен абстрагировать и выявлять логические связи.
В том случае, когда человек допускает ошибки в процессе сопоставления, говорят, что испытуемому присущи размытость мышления, отсутствие логики при рассуждениях, ложное понимание аналогий.
Тест.
«ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ».
Данная методика направлена на определение уровня развития целенаправленного мышления, на способность человека понимать переносный смысл единиц речи.
Результаты выполнения показывают, насколько у испытуемого развиты дифференцированность и целенаправленность суждений, степень развития речевых процессов.
Список пословиц.
Куй железо, пока горячо.
Не в свои сани не садись.
Нет дыма без огня.
Не все то золото, что блестит.
Лес рубят – щепки летят.
Шила в мешке не утаить.
В тихом омуте черти водятся.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Что посеешь, то и пожнешь.
Отольются кошке мышкины слезки.
Цыплят по осени считают.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Тише едешь – дальше будешь.
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Встречают по одежке, а провожают по уму.
На воре и шапка горит.
Как аукнется, так и откликнется.
Мал золотник, да дорог.
Горбатого могила исправит.
Один в поле не воин.
Не криви душой.
Кот наплакал.
Глас вопиющего в пустыне.
Кишка тонка.
Два сапога – пара.
Вбить себе в голову.
Голова садовая.
Язык мой – враг мой.
Заставь дурака молиться – он себе и лоб расшибет.
Молодец среди овец, а на молодца и сам овца.
Мурашки по коже.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Как обухом по голове.
Комар носа не подточит.
Как собаке пятая нога.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Как гром среди ясного неба.
Денег куры не клюют.
Душа ушла в пятки.
Бросил тень на плетень.
Толочь воду в ступе.
Пустить козла в огород.
Мало каши ел.
Буря в стакане воды.
Овчинка выделки не стоит.
Носить воду в решете.
Запретный плод сладок.
Хоть кол на голове теши.
Как об стенку горохом.
Одного поля ягоды.
Волков бояться – в лес не ходить.
Оценка результатов.
Объяснение смысла фразы буквально или на собственных примерах говорит о том, что человек имеет низкий уровень развития навыков общения.
Тест.
«СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ».
Цель данного тестирования – исследование навыка сравнения, умения анализировать и проводить синтез понятий.
Испытуемый должен назвать, чем похожи и чем различаются слова каждой пары.
Список пар слов.
День – ночь.
Груша – слива.
Корова – лошадь.
Лев – собака.
Летчик – моряк.
Ворона – воробей.
Лыжи – санки.
Молоко – вода.
Троллейбус – трамвай.
Золото – серебро.
Река – море.
Сани – телега.
Мотоцикл – автомобиль.
Ворона – гусь.
Собака – кошка.
Тополь – ива.
Сорока – щука.
Сказка – колыбельная.
Лев – тигр.
Пейзаж – натюрморт.
Самолет – пароход.
Лошадь – наездник.
Ложь – ошибка.
Кошка – груша.
Ботинок – карандаш.
Голод – жажда.
Если испытуемый с трудом находит сходство или различие, это говорит о слабом развитии навыка обобщения и низком уровне развития процесса мышления. Важно обратить внимание на то, что испытуемому дается легче – выявление сходства или различия.
Тест.
«ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ».
Задания данного теста предназначены для выявления особенностей мыслительного процесса, умения отличать важные признаки предметов или явлений от малозначащих.
По тому, какие признаки были выделены, можно судить о доминировании конкретного или абстрактного образа мышления.
Испытуемому предъявляют ряды слов: одно перед скобкой и пять – внутри нее. При выполнении заданий испытуемые должны показать, насколько у них развита способность выявить абстрактное значение различных понятий.
Слова, которые находятся внутри скобки, каким-то образом связаны с тем, которое находится перед ней. Необходимо остановить свой выбор лишь на двух – на тех, которые в большей степени связаны со словом, стоящим перед скобкой.
Список слов.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидания, свадьба). 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Ответы.
1. Растения, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Углы, сторона.
6. Делимое, делитель.
7. Диаметр, округлость.
8. Глаза, текст.
9. Бумага, редактор.
10. Игроки, правила.
11. Сражение, солдаты.
12. Бумага, текст.
13. Голос, мелодия.
14. Колебания почвы, шум.
15. Книги, читатели.
16. Почва, деревья.
17. Состязания, победа.
18. Врач, больные.
19. Чувства, человек.
20. Родина, человек.
Оценка результатов.
В том случае, когда испытуемый допускает много ошибок, можно говорить о том, что у человека конкретно-ситуативное мышление доминирует над абстрактно-логическим.
Если испытуемые при выполнении заданий совершают ошибки, но потом их исправляют, то это говорит о том, что человек импульсивен.
Тест.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО».
Задания теста представлены в двух вариантах: материал для вербального и невербального исследования. В данном случае исследуется способность обобщать и абстрагировать, а также выделять значимые признаки.
I. Словесный вариант.
В каждом ряду записано 5 слов. Из них 4 можно соединить в одну группу и назвать ее. Одно слово из 5 нужно опустить. Тестируются лица не моложе 11-12 лет.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудачи, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
II. Предметный вариант.
Для испытания необходим набор карточек, на которых изображено по 4 предмета. Испытуемому необходимо удалить 1 предмет из группы, а оставшимся дать общее название. И в то же время необходимо пояснить, почему был исключен именно этот предмет.
Первое задание можно выполнить совместно с испытуемым, а остальные тестируемый выполняет самостоятельно.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Рис. 11.
Рис. 12.
Рис. 13.
Рис. 14.
Оценка операции обобщения.
Тест на языковой интеллект.
1. Отметьте слово, которое не подходит по значению.
A. Автобус.
Б. Грузовик.
B. Автомобиль.
Г. Вертолет.
2. В каждой из последующих комбинаций букв скрыто название животного. Определите, какое из них не подходит по значению.
A. Алкеб.
Б. Рлкико.
B. Сивянь.
Г. Окакш.
3. Как заканчивается пословица?
Не рой другому яму...
A. а то выроют тебе.
Б. и сам в нее не упадешь.
B. сам в нее упадешь.
Г. так будешь сам умнее.
4. Отметь слово, которое не подходит по смыслу другим.
A. Воздух Б. Крыло.
B. Керосин.
Г. Экскаватор.
5. Как заканчивается пословица?
Кто рано встает...
A. тот добро наживает.
Б. тому Бог падает.
B. тот день бережет.
Г. тот долго живет.
6. Если переставить буквы АСВИЛ, то что получится?
A. Страна.
Б. Животное.
B. Река.
Г. Город.
7. Какое из слов, полученных из комбинации букв, не означает название профессии?
А. КЕПЬАР.
Б. ЯЛОЬР.
8. ЕАЧВР.
Г. НОКЛПИТ.
8. В комбинации букв представлены названия городов, отметьте город, который расположен не на территории России.
A. БТОМВА.
Б. ЛАМРДИ.
B. РОГБЕДОЛ.
Г. ХСАЬАРНЕГКЛ.
9. Подберите слово, которое соответствует по смыслу обоим данным:
Трава / бег.
A. Хмель.
Б. Дерн.
B. Выгон.
Г. Петрушка.
10. Какое из этих слов не подходит по смыслу другим?
A. Пинцет.
Б. Топор.
B. Молоток.
Г. Тесак.
11. Какая часть слова, присоединенная к данным, придает им смысл?
Сино-, психо-, астро-,
A. фаг.
Б. ним.
B. анализ.
Г. лог.
12. Вставьте часть слова, которая отсутствует в скобках.
Маска / аксрет / мастер.
Трактир / ... / ресторан.
A. ксасам.
Б. ритнар.
B. карсер.
Г. роткар.
13. Какое из этих слов имеет одно и то же значение, что и оба данных?
Шофер ... Водитель...
A. Кондуктор.
Б. Проводник.
B. Рулевой.
Г. Пилот.
14. Какой частью слова заканчивается первое и начинается второе?
Пи / ... / ос.
A. Лот.
Б. Рог.
B. Вол.
Г. Гол.
15. Какое слово отсутствует в перечне?
Корова, курица, свинья, яйцо, окорок.
A. Шницель.
Б. Молоко.
B. Перья.
Г. Жир.
16. Вставьте в скобки часть слова, чтобы им кончалось первое слово и начиналось второе.
Ру / ... / ша.
А да.
Б. ни.
В. ка.
Г. су.
17. Найдите слово, которое не соответствует другим.
A. Слух.
Б. Зрение.
B. Рука.
Г. Гормон.
18. Четыре докладчика выступили с темами: «Америка», «Вероятность», «Двигатели», «Животноводство». Какова тема пятого докладчика?
A. Мужество.
Б. Человек.
B. Мореходство.
Г. Изотопы.
19. Какое из имен не соответствует другим?
А. Багратион.
Б. Кутузов.
В. Мюрат.
Г. Раевский.
20. Как оканчивается пословица?
Пуганная ворона...
A. и в лес не летит.
Б. и куста боится.
B. сама себя боится.
Г. на сук не садится.
21. Как заканчивается пословица?
На что и клад...
A. если молод и богат.
Б. если молод и женат.
B. если и так рад.
Г. коли в семье лад.
22. Какое слово не соответствует по смыслу другим?
A. Кит.
Б. Окунь.
B. Сельдь.
Г. Акула.
23. Какое слово подходит по смыслу трем данным: урок, доска, дверь?
A. Молоток.
Б. Мел.
B. Пылесос.
Г. Оборона.
24. Какое из слов соответствует по значению данным?
Прибытие, появление.
A. Терпение.
Б. Дар.
B. Еда.
Г. Рождение.
25. Вставьте в скобки пропущенные буквы.
Случайно (чудо) окончательно.
Автоматический (...) электрический.
A. Скант.
Б. Стин.
B. Отке.
Г. Лелс.
26. Что означает слово, скрытое в комбинации букв ММАКСНУР?
A. Страна.
Б. Река.
B. Город.
Г. Животное.
27. Вставьте в скобки часть слова так, чтобы им заканчивалось первое и начиналось второе.
Пар (...) ар.
A. Ом.
Б. Ус.
B. Сон.
Г. Ад.
28. Как начинается пословица?
... Того не будет знать Иван.
A. Чего не знает Петр,
Б. Чего Ванюша не имеет,
B. Чего не знал Ванюша,
Г. Чего не знаешь сам.
29. Какое слово отсутствует в перечне?
Пиджак, рубашка, брюки, галстук, ботинки.
A. Носки.
Б. Часы.
B. Ремень.
Г. Деньги.
30. Какое из следующих утверждений представляет собой точку зрения?
А. Жизнь имеет начало и конец.
Б. Огурец на 90% состоит из воды.
В. Искусственные волокна ухудшают качество нашей жизни.
Г. Океаны занимают две трети поверхности Земли.
Таблица ответов.
В данной таблице вы найдете верные ответы. Если ваша буква ответа совпадает с правильной, запишите себе балл.
Оценка.