Sирегинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ.
Глава 6. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА В ЖИЗНИ И БИЗНЕСЕ.
По мнению ученых-психологов, интеллект предназначен для создания порядка среди хаоса потребностей и возможностей.
Для этого нужно просто поработать со своими индивидуальными потребностями, которые должны соответствовать объективным требованиям реального мира.
Нередко человек прокладывает новые пути и дороги, применяет свои знания в области астрономии для того, чтобы ориентироваться на местности в разнообразных путешествиях. Кроме того, некоторые способны пророчествовать, что-то изобретать, обожают вести научные дебаты и т. д.
Итак, людям подвластны все те сферы деятельности человека, где необходимо что-то познать, соорудить что-то необычное, принять ответственные решения, понять, разъяснить, открыть, и все это находится в поле деятельности интеллекта.
Умственные способности похожи на здоровье: когда они есть и безупречно выполняют всю необходимую работу, их мы как-то не замечаем и о них не думаем. Но когда же знаний не хватает, то в работе возникает сбой, и в результате обыкновенный жизненный процесс срывается.
Общеизвестен тот факт, что в современном мире интеллектуальный потенциал жителей планеты, опираясь на демографические, территориальные, сырьевые и технологические характеристики того или другого общества, является одним из составляющих успешного прогрессивного развития. Эти факты не голословны.
Во-первых, интеллектуальное производство с привлечением умственных способностей в современном мире считается одним из влиятельных факторов экономического развития, а основная форма собственности — собственность в виде интеллектуальных способностей.
Как считают многие аналитики, в настоящее время можно говорить о том, что происходит интеллектуальный глобальный передел сфер мирового влияния. Это значит, что идет жесткое соперничество некоторых держав за владение умственно одаренными специалистами. Именно их рассматривают в качестве потенциальных носителей прогрессивных идей.
Во-вторых, интеллектуальное творчество всегда рассматривалось психологами в качестве неотъемлемой составляющей духовного мира человека. Его же можно рассматривать в качестве своеобразного социального механизма, который противостоит регрессивным тенденциям в направлении развития общества.
В результате интеллектуального творчества появляются различные идеи.
Идейная сфера в общественной атмосфере подобна озоновой дыре в обыкновенной атмосфере нашей планеты. Уменьшение в обществе количества людей с высоким уровнем интеллекта приводит к тому, что постепенно культурный уровень начинает падать. Прогрессивные тенденции в развитии уступают место регрессивным. «Сон разума порождает чудовищ» – точнее не скажешь.
В-третьих, если интеллект работает, то человеку гарантирована личная свобода, а также самодостаточность и индивидуальность. Чем полнее и в большем объеме умственные способности используются человеком, чем чаще он привлекает свой интеллект к анализу и оценке происходящего, тем сложнее манипулировать им.
Философы пришли к такому выводу: свобода — это осознанная необходимость. Это верно и с психологической точки зрения: человек может себе позволить вести себя как обычно, привычно, вольно, свободно, естественно, не обращая внимания на сложившуюся ситуацию. Но с одним условием: человек должен владеть ситуацией, иметь в своем распоряжении полное и адекватное мнение о настоящей ситуации.
Перечислять подтверждения немаловажности умственных способностей для человека можно еще длительное время. Однако в этом нет большой надобности.
Государство не зря называют общественным институтом. Государству не возбраняется интересоваться укладом жизни своих граждан. И, как правило, государственные мужи с осторожностью смотрят на людей с высоким уровнем развития умственных способностей (одаренных). Они отдают предпочтение людям с хорошо развитым уровнем творческого интеллекта. К ним можно отнести спортсменов, певцов, стихотворцев, мастеров по пошиву одежды и т. д.
Почему же государство отвергает «слишком умных»?
Да потому, что чиновники опасаются инакомыслия. Это явление способно поставить под сомнение или «превратить в развалины» фундаментальные общественные ценности. В целом по характеру отношения общества к своей интеллектуальной элите можно определить, здорово ли оно, или туда проник тоталитарный вирус. Причем абсолютно не имеет значение то, какой идеологией руководствуется правительство: исповедуются ли коммунистические принципы, национальные или демократические, а может, и религиозные идеи.
В тоталитарной стране государственное устройство не заинтересовано в повышении уровня развития интеллектуальных способностей своего населения. Причина этого очень проста: недалекими в своем развитии людьми управлять очень легко.
Что любопытно, в нашей жизни имеется стойкое суждение о том, что иногда хорошо развитые умственные способности мешают человеку в жизни. Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» яркий тому пример.
Ученые провели интересный эксперимент. Они попросили испытуемых точкой отметить свое местоположение на прямой. На одном конце стояло определение «очень глупый», а на другом – «очень умный». Почти все старались поставить себя на середину своеобразной шкалы. Общее мнение изрек один из испытуемых, когда объяснял свой выбор. Он в пояснении своего выбора сказал: «Я не настолько глуп, чтобы быть очень умным». По всей вероятности, пренебрежение умственными способностями в повседневной обстановке происходит не просто под воздействием жизненных ситуаций, а является следствием действия психологической самообороны личности. По словам Фридриха Ницше, это связано с надобностью уйти от опасности и не погибнуть от истины.
Наконец, если опять вспомнить постулаты психологической науки, то с легкостью можно доказать, что в традиционных психологических исследованиях ученые рассматривали интеллект в качестве частной способности, которая практически не имеет никакого отношения к подлинным проблемам, возникающим в жизни каждого человека.
На Западе известно огромное количество психологических трудов, посвященных разнообразным вопросам изучения интеллекта. Тем не менее многие психологи начали критиковать эти суждения за то, что многие рассматривают интеллект только как способность находить решение задач. Кстати, очень часто интеллект рассматривается как способность человека, которую можно измерить с помощью тестов на выявление уровня развития умственных способностей. Это привело к тому, что интеллект стали противопоставлять врожденным проявлениям умственной активности (так называемому повседневному интеллекту), творческого интеллекта (другими словами, креативности), общественной осведомленности и т. п. Исследованиям умственных способностей можно с полным правом присвоить название «Игра в бисер». В итоге значимость интеллекта была показана настолько усеченно и бедно, что его значение в существовании человека с психологической точки зрения казалось очень проблематичным.
Отечественные психологи, наоборот, не балуют читателей публикациями о проблемах интеллекта – их можно пересчитать по пальцам. Если пролистать обыкновенный учебник по основам психологии, то становится ясно, что определение понятия «интеллект» в нем практически не встречается. В какой-то мере снижению значимости интеллекта в жизни человека способствует его отождествление обычно с наличием логического, рационального, а также аналитического мышления. В последнее время интерес отечественных психологов прикован к субъективному состоянию человека, к интерпретации процессов познания как залога творческой активности. В итоге психологи устремились к изучению «человека волнующегося», но совсем забыли про «человека разумного».
Говоря другими словами, для западных психологов проблема развития умственных способностей стоит на первом месте, особенно если их существование как реальное психологическое качество стоит под вопросом. Другая картина наблюдается в отечественной психологии: проблема изучения интеллекта приобрела репутацию бесперспективной темы.
За ошибочные суждения об умственных способностях, которые главенствуют в общественном сознании на всевозможных его уровнях, приходится дорого расплачиваться. Это проявляется в снижении показателей интеллектуального коэффициента общества. Ученые-психологи называют это явление феноменом функциональной глупости. Это выражается в увеличении среди общей массы населения количества людей со средними и низкими показателями уровня умственных способностей. Подобное нарушение стандартного соответствия умственных способностей человечества можно считать временным. Это происходит из-за существования разнообразных неблагоприятных для жизни людей факторов:
1) Генетико-биологических факторов, как то нарушение режима приема пищи, ухудшение экологической ситуации, снижение уровня медицинского обслуживания, рост алкогольной зависимости населения и т. п.);
2) Социально-экономических факторов – включающих политическую нестабильность, так называемую утечку мозгов, вынужденную миграцию и ситуацию, когда качество образования оставляет желать лучшего, когда сокращается выделение средств на научные исследования;
3) Психологических факторов в виде разнообразных стрессовых ситуаций, бесконечных внутриличностных и межличностных раздоров и т. п.
Современное российское общество может «похвастаться» всеми вышеперечисленными факторами, представленными в полном изобилии. Необходимо заметить, что если не помешать воздействию эти факторов, то феномен функциональной глупости превратится в необратимый процесс.
Если верить прогнозам японских астрологов, то начало третьего тысячелетия ознаменуется тем, что все мировые державы разделятся на три группы. В какой группе окажется та или иная страна, зависит от того, что определенное государство имеет возможность предложить мировому рынку, а также от показателей уровня жизни собственных жителей. В результате этого передела группа стран под номером один будет продавать идеи, проекты и технологии, благодаря этому население этих государств будет жить довольно неплохо. Страны, входящие во вторую группу должны предложить миру образцы сложной радиоэлектронной техники, и, как следствие этого, уровень жизни живущих там людей будет ниже. Третьей группе стран будет предоставлена возможность поставлять на прилавки мирового рынка продукцию машиностроительной и пищевой промышленности и сырье. И потому население этих стран будет жить плохо. По всей вероятности, стоит предположить наличие еще и четвертой группы государств, которые смогут обеспечить мировое сообщество лишь дешевой рабочей силой.
Проверьте себя.
ПИКТОГРАММЫ.
С помощью заданий этого небольшого испытания исследуется уровень развития опосредованного запоминания, его продуктивность. Не останется без внимания способ мыслительной деятельности и то, на каком уровне находится понятийное мышление.
Чтобы начать выполнение заданий, нужно приготовить лист бумаги и карандаш. Также необходимы 12-16 слов и словосочетаний для запоминания.
Как выполнять задания: после осмысления слова или словосочетания к каждому из них нужно нарисовать рисунок, который впоследствии помог бы его вспомнить.
Ни слова, ни буквы в данном случае не подойдут. Не обращается внимание и на качество рисунка. Главное, чтобы, посмотрев на него, вы вспомнили, о чем шла речь.
По прошествии 40-60 мин испытуемый получает свои рисунки и старается с их помощью вспомнить заданные слова.
Чтобы оценить результаты, необходимо сосчитать число правильно припомненных слов и соотнести его с их общим количеством.
Содержание рисунка дает представление об имеющемся запасе знаний у человека, о его личном жизненном опыте, о наличии способностей к отвлеченному мышлению.
Все получившиеся рисунки можно разделить на пять категорий, такие как.
1) Абстрактная форма;
2) Знаково-символическая форма;
3) Конкретный образ;
4) Сюжетные рисунки;
5) Метафорическое изображение.
К рисункам абстрактного характера (А) психологи относят линии, по которым невозможно определить, что же нарисовано.
К знаково-символическим (З) специалисты относят изображения с помощью знаков или какой-то символики (квадратов, стрелок, треугольников и т. д.).
Конкретный образ (К) — изображение конкретных предметов.
Сюжетные рисунки (С) — образы и герои, представляющие собой единый сюжет. Или один персонаж занят какой-то деятельностью.
Рисунки с использованием художественного вымысла называют метафорическими (М).
Когда начинают обрабатывать полученные показатели, то около каждого рисунка ставят определенную букву (см. выше).
Далее можно приступать к характеристике мыслительных процессов человека, принимая во внимание то, какой вид изображения чаще всего употреблялся.
Если человек использовал абстрактные образы и какие-то знаки, то его можно назвать мыслителем. У этих людей хорошо развито умение обобщать, синтезировать, мыслить абстрактно и логически.
Если тестируемый использовал для запоминания рисунки сюжетного и метафорического характера, то ему присуще образное мышление. Также можно говорить о наличии у него художественных способностей, тяги к художественному творчеству.
Когда испытуемый отдает предпочтение изображению конкретного образа, это говорит о том, что у него доминирует конкретно-действенное мышление. Оно помогает человеку оперировать образами, которые он воспринимает. В данном случае можно говорить и о практическом мышлении, которое помогает решать различные проблемы, возникающие в практической деятельности испытуемого. Конкретно-действенное мышление присуще 10-летнему ребенку, а практическое чаще встречается у руководителей и педагогов.
О том, на каком уровне находится у человека понятийное мышление, говорит то, на сколько легко он находит связи между абстрактным понятием и конкретным изображением во время рисования и последующего припоминания слов по рисунку.
Результаты выполнения задания помогут человеку лучше узнать самого себя как личность. Если он чаще изображал человечков и точно воспроизводил слова и словосочетания, значит, человек общителен. И, наоборот, когда он воспроизводит слова с трудом, то можно говорить о его инфантильности.
Если к концу выполнения задания видна небрежность в исполнении, слабый нажим, то налицо факт истощаемости испытуемого.