Спреднеталитянские легенды.

"Пусть ершик будет твоим другом!".

(Плакат В Сортире).

"Скажи мне кто твой друг…".

(А Нужно Ли Продолжение?).

"Алалалала-алалалала-алалалалалалалалалааа".

(Из Народной Песни).

Вургкхмургклик.

Подождите-ка, а время тогда было смурое.

Помнится, такой смуроты как тогда теперь и не упомнить.

И жили на земле исключительно смуры. В верхний горошек пестро расцвеченные.

Смуры занимались тем, что делали друг другу гадости. Это для них было и радостью, и смыслом жизни, и, в какой-то степени, средством возжевания.

Все смуры делились на три большие группы. Коварные команды. Коварды. Не то, чтобы расы, но тоже нехреново.

Коварды назывались Первые, Нул-Гамма и Крупные.

Почему они так назывались — так это чтобы не было гражданской войны — кому ж охота называться Вторыми, если есть Первые, или Голубыми, если, скажем, есть Пурпурные.

Мудры были смуры, хотя и не протянули на планете долго.

Как и положено, смуры время от времени хотели кушать. Говоря на грубом просторечье, им нужны были пищи. В каждой коварде на эту тему были свои собственные обряды. Первые, когда проголодаются, идут и копают Нул-Гамме яму. Одну, большую такую, чтобы на всех хватило. Попадет туда НулГаммовец, Первые табуном несутся к нему во домы, хватают все что найдут в голодильнике и — бегом обратно, пока соседи не накостыляли. А если НулГаммовец не провалится — сами в яму попадали, и там уже червячками и корешочками разными пробивались, пока не насытятся.

Нул-Гаммы строили воздушные замки на заказ и с этих денег худо-бедно жили. Хотя кому они эти замки строили — непонятно, ибо доподлинно известно, что кроме смуров на планете никого не было а сами бы смуры деньги ни в жизнь бы не изобрели. Да и зачем им деньги, когда они — смуры?

Крупные питались подкожным жиром и сильно оттого страдали. Собственно, Крупными они потому и назывались, что самооценка у них хромала, ну да это зато для вида, для вида, вроде как костыли…

И вот однажды, когда погода окончательно испортилась, в их страну прибыл Вургкхмургклик. Одни говорят — пришел, другие — приплыл, но талитяне-то те доподлинно знают, что он именно прибыл. И, естественно, тут же начал селиться.

Смурам это пришлось не по нраву.

Крупные, на чьей срамотории случилось такое несчастье, принялись советоваться с мудрецами. Но поскольку таковых у них не было, остались при своем. Узнали только, что имя Вургкхмургклику Внешняя Офигенно-Левая Конструкция, или, сокращенно, Волк. С волками жить по волчьи выть решили Крупные, завыли и стали сволками. Из них сегодня сделаны все-все-все птичьи гнезды. Потому и лазить в них не стоит.

Нул-Гаммы, видя какая участь постигла соседей, решили подвергнуть Волка пакетно-дятельной бомбардировке. Споймали всех дятлов в окрестных лесах, напихали их в пакеты и полетели на своих воздушных замках незванного гостя бомбить. Вот только траекторию не расчитали и улетели вовсе. Да так далеко, что даже следы их теперь только под микроскопом разглядеть можно, и то не под всяким.

Первые решили, что лучше всего скормить Волку солнце. На вкус оно все равно мерзость — подгорелое и неперченое. Скинулись, купили у кого-то права на светило, поймали его в сеточку для волос и понесли Вургкхмургклику. Да только беда у них с этим случилась, уже у самого местоселения расплавило солнце сетку и сгорели вместе с ней все Первые. Остатки от них мы все теперь видим при делении. Вышел Вургкхмургклик на порог, забылся, да и проглотил солнце вместе со всеми близлежащими планетами.

Вот так, собственно, и возник наш мир. И мудрые старики говорят, что в нем так много букостей именно по причине того, что находится он внутри у Внешней Офигенно-Левой Конструкции. А старики — они никогда не ошибаются, они просто идиоты.

Зообаб и Мурмумба.

Зообаб был большим и очень умным. Когда он говорил, кругом была тишина, потому что говорил он только в полном одиночестве, чтобы не возражали, и только с собой, чтобы никто глупые не подслушали. Конечно, никто из смуров себя глупым не подразумывал, а потому подслушавливали его абсолютно все. И даже приходили советоваться. А иначе, как бы они узнали, что Зообаб мудрый?

А что до сам сам Зообаб, так он подслушивал в основном природу. Свою.

И были у Зообаба три редкликвии — зуб мудрости, зуд трупности и пуп мира. И такие это были вещи, до того полезные, что сегодня даже на распродаже не каждый день купишь. Всем бы такие, да нету, так они у Зообаба и остались.

Каждый смур мечтал у Зообаба эти редкликвии отпроприировать. Да только стерег их Зообаб превыше своей чести, а честь свою стерег он так, что ее и вовсе никто отроду не видел. А кого ловил — бил мордубинкой до последнего, до последнего. Вам, поди, такого и не снилось, а очень надо бы.

Мурмумба услышал о том, что есть у Зообаба и очень захотел того же и побольше. Взял он три шкуры носопитона, больше у того просто не было, и пошел к Зообабу.

Долго шел Мурмумба, шил по пути из шкур ботинки, чтобы ноги не стаптывать, в приключения разные впутывался, и так долго шел, что сносил все ботинки и шкуры и я устал об этом говорить. Наконец, пришел он к Зообабу.

— Здравствуй, Зообаб. — сказал Мурмумба. — Отдай мне свои редкликвии.

— Иди отсюда, Мурмумба. — ответил мудрый Зообаб. — Лови себе носопитонов, а на мои вещи зубы не-точи.

— Так значит, не отдашь? — огорчился Мурмумба.

— Не отдам.

— Ну и ладно, не больно-то хотелось… — сказал Мурмумба и пошел обратно.

На самом деле, он соврал.

Вторая встреча Зообаба и Мурмумбы.

Мурмумба сидел на откосе и делал вид что ничего не делает.

Мимо шел Зообаб.

— Что, Мурмумба, все небось хочешь мои редкликвии? — спросил он.

— Нет, не хочу, — ответил Мурмумба.

На самом деле, он опять соврал.

Мурмумба и Ковардлик.

Шло время, а Мурмумба тосковал все больше и больше. Даже рукалсты, украденные у совседа не могли его больше обтешить. Однако неспроста считался он хитрейшим из смуров. Пошел он за советом к Ковардлику.

— Что привело тебя ко мне, Мурмумба? — спросил Ковардлик.

— Так, ничего, просто шел мимо, — не удержался от того, чтобы не соврать Мурмумба.

Смуры и море.

Когда смуры все еще жили на своем мире, а было это так давно, что даже Майкл Муркок еще не родился, было у них три любимых дела. Первее всего, оно понятно, покушать, второго в таком бардаке никто теперь доподлинно и не взудумает, а третье, разумеется, рыбалка носопитонов. Как смуры питались и как добывали пищу, вы уже слышали, а вот как смуры рыбачили — об этом разговор особый.

Вопереж всему следует сказать, что носопитонов смуры подлически боялись, и были у них к тому веские, хоть и неумные основания. Прежде всего, сами носопитоны питались исключительно смурами. Так что, какое-то время считались у смуров Богами, ибо кто еще кроме Богов такую гадость есть будет? Потом еще у носопитонов была такая прочная шкура, что не брал ее не жабенный топор, ни оптический распиратор, а другого режущего оружия у смуров отродясь не бывало. Ну и, к тому же, жили носопитоны у Смолистых Гор, что делало охоту на них в принципе невозможной. Поэтому каждый смур, если хотел считаться мужчиной или чем еще получше, должен был в день своего окололетия принести домой и подвесить на пороге носопитонью шкуру. Не очень понятно почему это поэтому, ну да старикам-рассказчикам виднее, так-то…

О том как смуры охотились, можно сегодня посмотреть на стене в старинных пещерах или вот хоть в свежем комиксе про Спайдермена — речь у нас сегодня пойдет не об этом. Важно то, что с охоты этой носопитон обычно прилетал в свою берлогу сытым как старик Зообаб после полоскания тканей на празднике духа тела, а смуров становилось все меньше и меньше. А как сделалось смуров и до того мало, собрали они совет ковардый и почали думать, как им дальше жить в сложном и меняющемся мире. Так долго думали, что даже устали думать «устали думать „устали думать“». И решили они наконец, что раз уж с охотой у них ничего не получится, стоит им заняться рыбалкой. Вот такие они были, смуры.

Поручил ковардый совет Первым выкопать такую яму, чтобы даже им самим за нее стыдно не было. Поручил ковардый совет Нул-Гаммам выпокрошить голодильники и накормить всех, кто на совете присутствовал. И только Крупным ничего ковардый совет не поручил, чтобы те совсем злодеями выглядели.

А как выкопали Первые яму, принялись все смуры напропалую Крупных стыдить, что ни фига они для прогресса не сделали, и так застыдобили, что те дажно расплакались, и столько наплакали, что яму до краев теми слезами залили, что, собственно, ковардым советом и было задумано.

А дальше все было просто, пошли смуры в Смолистые Горы, поймали всех носопитонов и побросали их в эту мокруную яму, к тому времени давно уже морем за климат и за солененость прозванную. И начали на них вести жизнь рыбачитью.

Тем и жили.

Вы спросите, а как же они носопитонов поймали, если раньше и охотиться на них не могли? А я вам скажу — не умничайте.

Во что смуры верили.

Смуры ни во что не верили. И никому, кстати. Даже себе немного недоверяли. Когда что-то у них пропадало, в первую очередь по карманам набрюшным шарили, а вдруг сами себя отпроприировали случайно. Но даже при этом если ничего не нашли — на других не думали, гордились, что ловко накрадленное спрятали.

Такая вот короткая легенда.

Ограчение смуров.

Это история о том, как появился первый Новый Год, хей хей хей! О том, как появился второй здесь ничего не сказано, и если вам только это и надо — не слушайте дальше, а убирайтесь в даль. Такие истории не для ваших слушей.

Смуры всегда были грубы, хотя и некрасивы. Впрочем, о последнем они не знали, ибо зыркалов тогда на мире еще не было, а в то, что говорили соседи, смуры не верили, так как сами всегда им врали и говорили гадости.

Когда они появили море, в их и без того понудную жизнь вошли опасные рыбалки. Дело в том, что носопитоны, на которых смуры рыбачили, с очень быстрым временем в воде морекрировали и обладели умением прикидываться удочками, то бишь удофицировались. Стоило какому нибудь смуру на рыбалке зазеваться, из воды вылезал носопитон и переглючивался удочкой. Смур, отзазевавшись видел, что удочек стало на одну больше, и решал, что где-то рядом есть еще один рыбатель. Конечно, он тут же сматывал свое орудие и хватался за чужое, чтобы и его с собою уворсти, тут-то его носопитон хватал и тащил за собою в подводную берлогу, где всячески над ним и издевался.

Вот такие опасности подстерегали смуров на каждом шагу, такие были времена, хей хей!

А других времен тогда не было, ибо смуры ничего о них не думали, им и своих хватало как своих же ушей. Как тут было быть? Не знаете? И я не знаю. И смуры не знали. Потому Новый год и выдумали, а теперь мы за них расхлебываем.

Музыка смуров.

Вечерами, когда солнце переходило в измененное состояние, смуры собирались на своих срамоториях, каждый вместе со всеми, садились у костра и напевали. Называлось это уже в те времена ораториями и выглядело соответственно. Слуха у них было не больше чем у иволги, а потому достойное само себя это было зрелище. Только носопитоны любили это дело, никто больше, даже сами смуры.

Говорят правда, что Вургкхмургклик прибыл на планету именно для того, чтобы полсушать смурой музыки, да это все завистники, если б все так было, смуры и поныне бы скучнествовали.

Отгорозки этой музыки до сих пор срамствуют по свету, и когда талитяне слышат такое, они садятся у костра и плюют в него в память о смурах и их давнем дивнем мире. Хорошо делать это зимними вечерами, прекрасное вредство от васморка и зассонницы.

Последняя встреча Зообаба и Мурмумбы.

Смирившись с тем, что хитростью и обманом от Зообаба редкликвий получить не удастся, пришел к нему Мурмумба снова.

— Да ведь это снова ты, Мурмумба! — воскликнул Зообаб.

— Да, это я, Зообаб, я, Мурмумба, — честно ответил Мурмумба. А что еще ему было ответить?

Удивился Зообаб честности Мурмумбы, но виду не подал. Руку подал.

— Может, хочешь чего, редкликвий моих, например? — спросил он с подвохом.

Плюнул Мурмумба с досады на планету и пошел себе в даль. Редкликвий он, конечно, хотел, но не признаваться же ему в том было…

Зообаб же долго еще сидел на плюгорке и смотрел ему в след, тая в душе своей высокие и не очень мысли и помешивая носопитоновую кашу. Так они с тех пор больше и не встречались.

Честность — она когда во благо, а когда и нет, так-то вот, так-то, в старых историях мудрости непомерянно!

Жилот Ковардлика.

Кем на самом деле был Ковардлик, того и сами смуры доподливно не знали. То им вдруг казалось, что он из носопитонов, то вдруг у него такие манткрылья в срамотории вырастали, что все решали, что он из Нул-Гаммы. Сам Ковардлик на эту тему утмалчивался и виду не подавал, что об этом знает.

Как то раз пришел к нему Хорванец из Крупных и прямо спросил:

— Уж не ты ли, Ковардлик, планету нашу создал, и носопитонов впридачу?

Ничего не ответил ему Ковардлик, только достал из моря жилот, подмерил и спиной к миру повернулся. Почудилось Хорванцу, что в жесте этом открыл ему Ковардлик способ возжевания, обрадал, и побежал к остальным смурам новестью такововой делиться.

Да только не добежал, съел его носопитон по дороге и измучил.

Так и не узнали смуры, кем был Ковардлик на самом деле. Одни говорят, что тому причиной носопитоны, другие, что сам Мурмумба, с которым Ковардлик к тому времени много общался.

Как смуры напраспугались.

У смуров еще не было ни котлов ни пашен, а они при этом не только жили, но к тому же и охотились, и разводили голодильники. И раз в году, а Новый год к тому времени смуры уже придумали, устраивали они праздник духа тела.

В чем заключался его смысл уже и сами смуры толком не помнили в такие глубины времени уходило его прошлое.

Старики говорят, что было там полоскание тканей весьма себе взаимное и заимное, а больше ничего, ничего не помнят, вот до чего тайна.

И, конечно, ораторию устраивали смуры в завершезнвование праздника, хором сидели и волшебная как водка с колой музыка их разплывала над холмолесом и новонатворенным морем.

Однажды на таком празднике заметили смуры, что сидит рядом с ними в тени кто-то, и до того недодобрый у него вид, что на него и посмотреть-то, нето что опроприировать, страшно. Подошли смуры к мудрому Зообабу.

— Скажи нам, мудрый Зообаб, не знаешь ли ты, кто сидит в углу, зорстластый, сопастный, с девятью усами на пяти ногах, и светлый праздник наш словно носопитон опашливает?

Ничего не ответил им Зообаб, только надел поскорее свои редкликвии и исчез с праздника, словно его волною сдуло.

Что было смурам делать? Пошли они на поклон к Мурмумбе.

Далеко жил Мурмумба, долго шли смуры. Наконец добрались.

— Скажи нам, хитрый Мурмумба, — сказали смуры, — не знаешь ли ты, кто сидит в углу, зорстластый, сопастный, с девятью усами на пяти ногах, и светлый праздник наш словно носопитон опашливает?

Рассмеялся Мурмумба глупливо, махнул удочкой, ибо шел с рыбалки, и ответил:

— То весна к вам приходила. Кончились теперь ваши пляски и песни кончились. Говорил я вам — гоните в шею вашего Зообаба.

— Что же нам делать теперь, хитрейший? — смокорно спросили смуры и были они при этом наскрознейшим образом пропуганы.

Рассмеялся Мурмумба и ответил:

— А ничего тут уже не поделаешь, пока вы до меня добирались и весна и лето и праздник ваш — все уже кончились. Все, бояться вам больше нечего. Далеко, очень далеко живу я смуры, горастье вам всем, ди и мне теперь впридачу!

Сказал и пошел себе в даль.

И с тех пор очень все смуры Мурмумбу почитали. За хитрость и смекалку, а пуще всего за то, что живет далеко очень.

Они почитали его, а звезды все падали и падали на землю, как это было заведено в старые времена, и хитрый смур Мурмумба сидел и смотрел, смотрел на звезды.

20.10.1988

Дмитрий Антонов (Грасси).