Афоризмы и миниатюры.
О поэзии Н. Рубцова.
Не могу понять. Вокруг все трубят о великом русском поэте Николае Рубцове. На книжной ярмарке в серии книжечек «Поэзия ХХ века» я углядел его среди Есенина, Маяковского и Блока. Купил. Раскрыл в ожидании… Полчаса недоумевал. Столько же смеялся. К примеру (беру фразы наугад, не выбирая!):
Над этим можно даже ржать. Звёзд – звёзд. Жуют – заржут – ржанье. И что это за медленное такое ржанье? В противовес ржанию быстрому? И не понятно – кто именно его подхватит. Прям по классике: «Проезжая по деревне, лаяли собаки». Не исключено, что в книге опечатка: нужно не «это», а «эхо»; тогда ясно, кто подхватит. Но, с другой стороны, ведь эхо не бывает «где-то у осин».
К морю – моря. И не ясно, в честь чего и о чем был настойчивый спор.
Запрягают – позапрягать. Лягают – залягать. Чрезвычайно оригинально. Меня этот стих просто залягал.
Огоньки роятся словно пчелы или мухи. Береговые – береговые. Четыре восклицательных знака. Чувств – море, а мастерства – нуль.
Марширую – марширую. Вообще не стих, а бред. Полный отстой. Позор – и солдату, и его виршам.
А вот еще, из стихотворения «В. Белову» (оригинал – огромный стих – тут не привожу):
«Тихая… Тихо… Тихо… Тихо… Тихая…» – тишайший перебор.
«Купол… травою зарос» – Трава у церкви выросла на куполе? Купол он покатый и железный, на нем ни трава, ни березы не растут.
«Там, где я плавал за рыбами» – с гарпуном что ли?
«Сено гребут в сеновал» – сено сгребают в стога, а на сеновале только складируют.
«Болотина» – редкое разговорное слово, в печатных текстах его практически нет, иначе можно было бы с таким же успехом писать «рекотина» вместо речки и «озёрина» вместо озера. Среди писателей и поэтов считается шиком впустить где-нибудь такое словечко. Но это пижонство.
«Я ничего не забыл» – противоречит утверждению «Сам я найти не смогу».
«Тот же забор перед школою» – это и есть «зеленый простор»?
«Словно ворона веселая сяду опять на забор» – словно ворона подбитая, стих улетел за забор.
«Речка за мною… бежать… и бежать». Река побежала-побежала за поэтом.
«С громом, готовым упасть» – падает молния, а гром только производит сотрясение воздуха.
«Смертную связь» – какую угодно можно чувствовать связь с родным краем – прочную, крепкую, сильную, но не смертную; это при жизни невозможно.
В общем, снова стих-апчхих, полное недоразумение. И так далее, и тому подобное. Примитив. Непрофессионализм. Пошлая восторженность. Почти нулевой смысл. Единственный достойный стих – «В горнице моей светло». Не зря он стал песней.
Ничего не имею персонально против Рубцова. Судя по тональности его стихов, он был симпатичный человек. Но поэзия его в целом слаба и примитивна. Кто и почему его пропиарил, не знаю и не интересуюсь. Кстати, в России есть сотни поэтов в десятки раз сильней Рубцова.
Конечно, нельзя отказать поэту в наличии искреннего душевного томления. Поэзия Рубцова теплая, душевная, искренняя. Но по своему уровню она просто смешна рядом с поэзией Есенина, Маяковского и Блока. Безусловно, у поэзии Рубцова есть свои читатели. Вот и у комиксов – тоже есть…
В заключение – коротенькая пародия на типичные стишки Рубцова: