История группы «Звуки Му».
Три бутылки водки.
Бутылка водки первая: Авангард.
Сколько бы ни пытались любители русского рока 80-х годов классифицировать и систематизировать творчество группы «Звуки Му», вряд ли у них родятся какие-либо вменяемые термины. Нетрудно представить определения типа: психоделический панк, пост-бифхарт и еще черт знает что. Очевидно, что каких-либо прямых музыкальных аналогов в русском роке у «Звуков Му» нет. Зато они есть в изобразительном искусстве Москвы той поры. Например, художник Анатолий Зверев и еще ряд авангардных художников Москвы 80-х имеют, на мой взгляд, родственные подходы в изображении внутреннего и окружающего мира. Поэтому «Звуки Му» не являются, говоря строкой Игоря Северянина, «одинокими в своей задаче» и составляют важную часть московского авангарда конца эпохи СССР, стилистика и идеи которого вдохновляли и продолжают вдохновлять русских художников и музыкантов.
Бутылка водки вторая: Квинтэссенция.
У «Звуков Му» существует золотой состав, он включает музыкантов, которые записывали «Простые вещи». Спустя 20 лет после того, как я помогал «Звукам» записывать этот их первый альбом в студии на Николиной Горе, у нас состоялся совместный концерт в марте 2008 года в московском клубе «Б1». Из золотого состава в этом концерте принимали участие Павел Хотин (клавишные, голос), Алексей Павлов (барабаны) и Александр Липницкий (бас). Стоя за сценой, я слушал знакомые риффы песен «52-й понедельник», «Бутылка водки» и других. Меня посетила мысль: вот это и есть «Звуки Му», и кроме этих ребят эти песни так никто не сыграет. Отделившись от золотого состава и набирая других музыкантов, Петр Мамонов не учел один, самый важный момент: в «Звуках Му» не может быть случайных людей, музыкантов, которые уже где-то были и с кем-то раньше играли. Так называемый музыкальный профессионализм не имеет места и существования в этой среде. В альбомах, которые Петр записал с другими музыкантами, магия «Звуков Му» исчезла. Люди приходили на концерты «Звуков» не для того, чтобы оценить виртуозность исполнителей, как, например, поклонники «Кинг Кримсон». Люди приходили на «Звуки», чтобы узнать правду о своей жизни, быте и о том, чего они раньше про себя и не подозревали. Я сам прекрасно знаю, что такое перемены состава и причины подобных катастроф. Если группа существует дольше трех-пяти лет, то изменений состава не избежать. Как правило, за это время случайные люди исчезают, эта категория может быть представлена как: «Ну кто в молодости не писал стихи, не играл на гитаре или в ансамбле». Я за 25 лет понавидался подобных примеров, когда «бывшие» участники известных ансамблей превратились в кого угодно, только не в музыкантов. Да и как могло быть иначе – ведь у них в жизни были и есть более важные интересы. Но в «Звуках Му» существует уникальная ситуация «золотого состава», и все ребята из этого состава до сих пор продолжают дружить, живут в Москве и – самое главное – остаются музыкантами «Звуков Му», продолжая свою миссию. Молю Бога, чтобы у Петра появились мысли о возвращении к «золотому составу» и записи нового альбома на радость всем нам.
Бутылка водки третья: Геттисбург.
Из последних альбомов Петра я ознакомился со «Сказками братьев Гримм», «Зелененьким», «Великим молчанием вагона метро». А также с альбомом группы гитариста «Звуков Му» Алексея Бортничука «Ривущие струны»: «Масковская Риzня Электра Гитарами». Слушая треки с этих альбомов, я представил картину: американцы, любители истории их гражданской войны (1861–1865) между Севером и Югом, собираются раз в год у города Геттисбург в Пенсильвании для воссоздания великой баталии 1863 года. Сотни людей облачаются в военную форму тех лет и в течение нескольких дней в деталях повторяют все исторические моменты этой битвы. Пытаются прожить события тех далеких лет. Слушая «Ривущие струны», мы переносимся в середину 70-х годов прошлого века, когда в Америке появились группы типа «Студжис», «Рамонс», МС5. Звук, стиль, манеры полностью воссоздают картину американского андеграундного рока 70-х годов на русском языке. Альбом «Великое молчание вагона метро» выдержан в традиции эпохального труда середины 50-х годов прошлого века – «В пути (On the Road)» американского поэта Джека Керуака. Через 50 лет Петр как бы пропускает сквозь себя стиль и концептуальный подход Керуака. Своего рода re-enactment [8], которым пронизано наше общество в последние годы. Если осмотреться вокруг, то нетрудно заметить какой-то странный, но глобальный тренд: «Наш паровоз НАЗАД летит». Это ощущается во всем: мода черпает стили из 60-х, 70-х, теперь – из 80-х годов прошлого века. Политиканы цитируют различных деятелей сто– и более –летней давности, выдавая все это за «очень актуальные и свежие идеи». В новом и положительном свете представляются средневековые мракобесия. Какое-то сплошное копание в прошлом и подгонка этого прошлого под себя. Странно все это. У прошлого нет будущего.
Василий Шумов.
Апрель 2008,
Лос-Анджелес, Калифорния.