Музей Польди-Пеццоли Милан.

Лоренцо Лотто (1480–1556) Мадонна с Младенцем и со святыми Захарией и Иоанном Крестителем 1546. Дерево, масло. 48,7x63,6.

Святой Захария, священник из рода Аарона и отец Иоанна Крестителя, указующим перстом обращает внимание зрителя на надпись свитка из Евангелия от Луки, повествующую: «…услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына и наречешь ему имя Иоанн». Пластической рифмой вторит ему жест Младенца Христа, однако не указующий, а благословляющий.

Художник создает напряженную композицию, почти не оставляющую свободного пространства, прочными узами, расположением фигур, устремленных друг к другу, пластикой жестов, ритмикой движений, перекличкой взглядов, связывая между собой «составляющие» группы. Судя по книге расходов из архива мастерской Лотто, такая композиция повторялась дважды. Вторая долгое время хранилась в Генуе, картина была создана в одном из «венецианских» периодов творчества Лотто. В ней ощущается и таинственность Джованни Беллини, и влияние теплого свечения Джорджоне и Тициана, придающего особую мягкость формам.

Замечательный мастер, Лотто страдал от отсутствия признания и нашел успокоение в конце жизни в монастыре в Лоретто. Александр Бенуа писал: «Мы знаем, что на старости лет художник, одержимый недугом потери голоса, отдался всецело религии, однако и на протяжении всей долголетней жизни эта склонность Лотто к мистицизму, черта характера Средневековья, просвечивала во всем его творчестве».

Лоренцо Лотто (1480–1556) Мадонна с Младенцем и со святыми Захарией и Иоанном Крестителем 1546. Дерево, масло. 48,7x63,6. Искусство Возрождения. Музей Польди-Пеццоли Милан.