Музей Тиссена-Борнемисы Мадрид.

Здание музея.

Тягу к прекрасному в немецком семействе, о котором пойдет речь, проявил еще родоначальник знаменитой деловой империи — Август Тиссен (1842-1926). Правда, посвящая почти все свое время развитию горнодобывающей промышленности и сталелитейного производства, ставших основой благосостояния семьи, заняться коллекционированием он смог лишь на склоне лет. Зато подружился с известным французским скульптором Огюстом Роденом и приобрел несколько его работ, которые вошли в фамильное собрание произведений искусства. Первая мировая война помешала собирательству Тиссена-старшего, но коллекционерская деятельность пришлась по душе одному из семи его детей — сыну Генриху (1875–1947), унаследовавшему и значительную часть промышленной корпорации.

В начале XX века активно развивалась еще молодая в ту пору наука — искусствознание, которая заинтересовала Генриха. Со временем он познакомился с лучшими историками искусства — Бернардом Бернсоном, Максом Фридлендером и другими и решил собирать свою коллекцию так, чтобы она представляла различные периоды в развитии мировой художественной культуры. То есть — «написать» своего рода историю искусства, иллюстрированную не репродукциями, а оригинальными произведениями, как правило, шедеврами, а упомянутые первоклассные специалисты помогали ему в этом. Упадок экономики, продолжавшийся и после Первой мировой, не слишком мешал коллекционеру, начавшаяся же в конце 1920-х Великая депрессия даже сыграла ему на руку: Генрих приобретал у американских магнатов картины, ранее купленные ими в Европе, и тем самым возвращал искусство на его историческую родину.

Размещать собираемое он начал в Венгрии: еще в 1905 Тиссен женился на дочери венгерского аристократа, баронессе Маргит Борнемиса де Касон и поселился в родовом замке супруги. После победы в стране социалистической революции семья Тиссен-Борнемиса уехала в Голландию. Живя в Амстердаме, барон не только продолжал фамильный бизнес, но и по-прежнему увлекался коллекционированием. Если в начале своего собирательства он приобретал произведения старой немецкой живописи — картины Дюрера, Бальдунга Грина, Альтдорфера, то постепенно стал покупать работы нидерландских и голландских мастеров — от Яна ван Эйка до Рембрандта, а также итальянских — например, Карпаччо, Джованни Беллини, Тициана, Тинторетто, испанских — Эль Греко, Гойя, Рибера, Мурильо и французских — Ватто, Буше, Фрагонар. Картины из коллекции Тиссена-Борнемисы экспонировали в 1930 в Новой пинакотеке Мюнхена, выставка имела большой успех, воодушевив барона на новые приобретения.

В 1930-е, когда в Европе назревала новая мировая война, Генрих с семейством переехал в Швейцарию, в Лугано, где приобрел виллу, построенную еще в XVII веке для принца Леопольда Прусского. На вилле «Фаворита», как она называлась в течение столетий, в специально построенном музейном здании разместили уже знаменитую к тому времени коллекцию и в 1936 открыли для публики. Галерея была оборудована новейшими достижениями в области музейного дела, при ней устроили реставрационную мастерскую и справочную библиотеку. Но в 1939, с началом войны, проект по развитию музея пришлось приостановить, он возобновился только в 1949, уже после смерти барона его сыном Гансом Генрихом (1921–2002). Он решил объединить разделенное между четырьмя детьми Генриха собрание, постепенно приобретая у брата и сестер доставшиеся им произведения.

Тиссен-младший по-прежнему покупал картины, скульптуру и изделия декоративно-прикладного искусства по всему миру, интересуясь в основном классикой, но в 1960-е стал собирать полотна конца XIX–XX веков. Так в коллекции появились работы импрессионистов и постимпрессионистов, а разделы русского авангарда и немецкого экспрессионизма в собрании Тиссена-Борнемисы стали богатейшими в мире. К тому же барон обратил внимание на поп-арт, гиперреализм и американскую живопись предыдущего столетия.

На вилле «Фаворита» было невозможно выставить все произведения, собранные Тиссенами, и хозяин коллекции стал проводить выставки картин из своего собрания по всему миру. Необходимо было искать новое здание для коллекции, но, главное, придать ей статус музея — ради большей безопасности шедевров и во избежание нового раздела между наследниками. Предложения разместить художественное собрание поступали владельцу из США, Великобритании, Германии и Испании, на последней стране и остановился Тиссен-Борнемиса, тем более что его супруга Кармен, урожденная Сервера, происходила оттуда. К тому же испанское правительство обеспечивало идеальные условия для хранения и показа коллекции: ее решили выставить в центре Мадрида, во дворце Вильяэрмоса.

Здание музея. Музей Тиссена-Борнемисы Мадрид.